Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 15 мая 2024 года кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Волга" (далее - ПАО "Россети Волга") на решение Оренбургского областного суда от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года по административному делу N 3а-679/2023 по административному исковому заявлению ПАО "Россети Волга" к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - Департамент) об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя ПАО "Россети Волга" - адвоката Радченко С.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, возражения представителя Департамента - Стоценко А.А, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департаментом приняты:
- приказ от 28 ноября 2022 года N 243-э/э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, на 2023 - 2027 годы" (далее - Приказ N 243-э/э), которым установлены с 1 декабря 2022 года по
31 декабря 2027 года долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) территориальных сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2023 - 2027 годы (без учета оплаты потерь, л.д. 26, 27, т. 1);
- приказ от 28 ноября 2022 года N 253-э/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области на 2023 год" (далее - Приказ N 253-э/э), которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Оренбургской области на 2023 год, введенные в действие с 1 декабря 2022 года и действующие по 31 декабря
2023 года (л.д. 28-35, т. 1);
- приказ от 6 декабря 2022 года N 266-э/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2023 год" (далее - Приказ N 266-э/э), которым установлены и введены в действие с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (л.д. 36-38, т.1).
Приказы N 243-э/э, 253-э/э, 266-э/э опубликованы на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (https://pravo.orb/ru) 29 ноября и 8 декабря 2022 года, на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 30 ноября и
9 декабря 2022 года.
Названными приказами Департамента в отношении филиала ПАО "Россети Волга" - "Оренбургэнерго" установлены:
- в качестве одного из долгосрочных параметров регулирования - базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год в размере
4 478, 63854 млн. руб. (пункт 1 Приказа N 243-э/э, пункт 1 таблицы приложения N 1);
- НВВ (без учета оплаты потерь) на 2023 год в размере 9 092 146, 18 тыс. руб. (пункт 2 Приказа N 243-э/э, пункт 1 таблицы приложения N 2);
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области, действующие с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года, при утверждении (расчете) которых учтена НВВ филиала ПАО "Россети Волга" - "Оренбургэнерго" (без учета оплаты потерь) в размере 9 092 146, 18 тыс. руб. (пункт 1 Приказа N 253-э/э, Приложение
N 1, пункты 1.1.1, 1.1.2, подпункт 1 таблицы 1 приложения N 1);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, действующие с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года (пункт 1 Приказа N 266-э/э, приложение).
ПАО "Россети Волга" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приведенных положений Приказов N 243-э/э, 253-э/э, 266-э/э недействующими, ссылаясь на то, что Департамент, в нарушение требований действующего законодательства, незаконно применив процедуру "сглаживания", исключил из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2023 год экономически обоснованные расходы в сумме 4 230 178, 84 тыс. руб.
Решением Оренбургского областного суда от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Волга" просит об отмене судебных актов, указывая на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Содержание кассационной жалобы и дополнений к ней сводится к отсутствию у административного ответчика правовых оснований для снижения необходимой валовой выручки (НВВ) без надлежащего согласования антимонопольным органом, что привело к уменьшению экономически обоснованных расходов, первоначально признанных самим органом регулирования, согласно экспертному заключению, и нарушению прав и законных интересов административного истца. Кроме того, судебными инстанциями при рассмотрении административного дела не учтена судебная практика по аналогичной категории дела, что повлекло вынесение незаконных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона N 35-ФЗ). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила государственного регулирования), и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России
от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Рассматривая дело, судебные инстанции верно исходили из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке и по данным основаниям не оспариваются.
Судами установлено, что ПАО "Россети Волга" является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Оренбургской области через филиал "Оренбургэнерго" и деятельность которой регулируется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (период регулирования с 2023 по 2027 годы).
29 апреля 2022 года ПАО "Россети Волга" обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании филиалу ПАО "Россети Волга" - "Оренбургэнерго" и определении НВВ, принимаемой к расчету при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2023 год, а также об установлении долгосрочных параметров регулирования и определении планируемых значений параметров расчета НВВ на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования 2023 - 2027 годов по филиалу ПАО "Россети Волга" - "Оренбургэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Письмами от 18 октября 2022 года, от 23 ноября 2022 года ПАО "Россети Волга" представлены уточненные предложения об установлении тарифов (предложено включить НВВ на 2023 года расходы в размере
15 230 591, 0 тыс. руб.), а также дополнительные материалы.
В результате рассмотрения заявления и обосновывающих материалов подготовлено экспертное заключение, из которого следует, что экономически обоснованная величина НВВ на 2023 год рассчитана Департаментом на уровне 13 322 325, 02 тыс. руб, из которых:
- плановые подконтрольные расходы - 4 478 638, 54 тыс. руб.;
- плановые неподконтрольные расходы - 5 723 964, 76 тыс. руб.;
- расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученного избытка - "+ 3 119 721, 71 тыс. руб.", включающие:
- 75 200, 70 тыс. руб. (корректировка по предельному уровню цен
2019 года во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года N 66а-932/2020);
- 424 831, 22 тыс. руб. (корректировка по предельному уровню цен
2021 года во исполнение решения Оренбургского областного суда от 16 июля 2021 года N 3а-973/2021);
- 838 268, 34 тыс. руб. (корректировка по общехозяйственным расходам во исполнение решения Оренбургского областного суда от 11 октября
2021 года N 3а-972/2021);
- 526 904, 15 тыс. руб. (корректировка по предельному уровню цен
2022 года (1/5 от общей суммы корректировки в целях не превышения предельного уровня роста тарифов со второго полугодия 2022 года в размере 2 485 396, 92 тыс. руб.));
- 300 084, 34 тыс. руб. (компенсация выпадающих плановых доходов по технологическому присоединению за 2022 год);
- 954 432, 96 тыс. руб. (корректировка по факту работы 2021 года).
Рост объема экономически обоснованных затрат регулируемой организации на 2023 год по сравнению с 2022 годом составил 169, 97%.
Вместе с тем, Приказом ФАС России согласовано предложение Департамента об установлении предельного максимального уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии для прочих потребителей по Оренбургской области с 1 июля 2023 года с ростом одноставочного тарифа 115% относительно утвержденных на второе полугодие 2022 года.
В связи с изложенным, Департамент при тарифном регулировании на 2023 год НВВ филиала ПАО "Россети Волга" - "Оренбургэнерго" определилв размере 9 092 146, 18 тыс. руб, применив отрицательную корректировку по предельному уровню 2023 года в размере "- 4 230 178, 84 тыс. руб."
(13 322 325, 02 тыс. руб. - 4 230 178, 84 тыс. руб. = 9 092 146, 18 тыс. руб.). Как следует из экспертного заключения, вопрос о включении оставшейся суммы "- 4 230 178, 84 тыс. руб." предложено рассмотреть при выходе на очередное государственное регулирование.
Таким образом, рост объема утвержденных Департаментом затрат регулируемой организации на 2023 год по сравнению с 2022 годом (при росте тарифа 115%) составил 116%.
По результатам рассмотрения заявления регулируемой организации и материалов, представленных в его обоснование, Департаментом были приняты Приказы NN 243-э/э, 253-э/э, 266-э/э.
Проверяя содержание приказов на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировал положения Федерального закона N 35-ФЗ, Основ ценообразования, Правил государственного регулирования, Методических указаний N 98-э, Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года
N 1483/19, во взаимосвязи с приказом ФАС России от 25 ноября 2022
N 884/22 "О согласовании решения Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям" и представленными в материалы настоящего дела доказательствами, пришёл к правильному выводу о правомерности определения Департаментом НВВ ПАО "Россети Волга" на 2023 год в названном выше размере и, как следствие, о законности, документальной подверженности и экономической обоснованности оспариваемых тарифов.
Как правильно отмечено судебными инстанциями, со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, административный ответчик при принятии оспариваемых решений, исходил из принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ), направленного на обеспечение доступность услуг для потребителей электрической энергии.
Кроме того, процедура установления тарифов на 2023 года проходила с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства российской Федерации", согласно пункту 3 которого исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 15 дней со дня вступления в силу настоящего постановления установить (скорректировать) на 2023 года без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года, в том числе, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Подпунктом 3 пункта 1 Постановления N 2053 установлены предельные максимальные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в размере увеличенных на 9 процентов утвержденных в субъектах Российской Федерации уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, действующих по состоянию на 30 ноября 2022 года, с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Пунктом 18 Постановления N 2053 во взаимосвязи с пунктом 21(1) Правил государственного регулирования предусмотрены особенности согласования цен (тарифов) на 2023 год на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на уровне, отличном от установленного пунктом 1 настоящего постановления уровня.
Таким образом, как верно констатировано судебными инстанциями, определенная Департаментом экономически обоснованная величина НВВ ПАО "Россети Волга" на 2023 год в размере 13 322 325, 02 тыс. руб. (рост по сравнению с 2022 годом 169, 97%) очевидно не могла быть учтена в полном объеме при утверждении оспариваемых тарифов на уровне, установленном подпунктом 3 пункта 1 Постановления N 2053.
Доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, сводящиеся к произвольному снижению административным ответчиком НВВ без учета требований нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, в том числе без надлежащего согласования антимонопольным органом, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Аргументы жалобы со ссылкой на судебную практику по рассматриваемой категории дел не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, установленные по конкретному делу и подтвержденные исследованными доказательствами.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оренбургского областного суда от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Россети Волга" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 августа
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.