Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 мая 2024 года кассационную жалобу администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 марта 2024 года по административному делу N 2а-2-248/2023 по административному исковому заявлению Подлесовой Людмилы Михайловны к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о признании незаконным постановления от 24 августа 2023 года N 383 о снятии с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения представителя администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по доверенности Хечумян О.А, возражения Подлесовой Л.М, ее представителя Бирюкова И.А. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Подлесова Л.М. (далее также - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области (далее также - административный ответчик, администрация).
В обоснование требований указано, что на основании постановления администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 24 августа 2023 года N 383 административный истец снята с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на основании абзаца пятого части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 88-ГД "О предоставлении работникам органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, государственных учреждений Самарской области и муниципальных учреждений муниципальных образований в Самарской области социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения", в связи с ее увольнением 8 сентября 2014 года из государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ГБУЗ) Самарской области "СГКП N 15".
Подлесова Л.М. полагает, что поскольку имел место ее переход на работу из одного ГБУЗ Самарской области, в другое ГБУЗ Самарской области, постольку увольнение из первого ГБУЗ не является основанием к утрате ей права на получение социальной выплаты.
Считая решение администрации неправомерным, а свои права нарушенными, административный суд просила суд: признать незаконным постановление администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 24 августа 2023 года N 383 о снятии ее и семьи с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты; возложить на администрацию обязанность устранить допущенное нарушение прав ее семьи, приняв решение о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты.
Решением Исаклинского районного суда Самарской области от 30 ноября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Подлесовой Л.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным постановление администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 24 августа 2023 года N 383 о снятии Подлесовой Л.М. с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты составом семьи два человека, Подлесова Л.М. восстановлена в составе семьи на учете в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты исходя из даты постановки на учет.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация, приводя доводы об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции и указывая на наличие у администрации правовых оснований для снятия Подлесовой Л.М. с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты, просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заинтересованным лицом - Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области представлен отзыв в поддержку кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) уполномоченного органа, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 12 августа 2014 года Подлесова (Чернышева) Л.М. обратилась в комиссию по жилищным вопросам администрации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты, представлены документы, в том числе, копия трудовой книжки, подтверждающая трудовые отношения Подлесовой (Чернышевой) Л.М. с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая поликлиника N 15 Промышленного района", а также срок трудовой деятельности в указанном учреждении более одного года (т. 1 л.д. 19, 26-34).
Постановлением администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области от 20 августа 2014 года N 613 (т. 1 л.д. 37) Чернышева (Подлесова) Л.М. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному району Челно-Вершинский и с даты подачи заявления включена в список граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по муниципальному району Челно-Вершинский, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N 88-ГД "О предоставлении работникам органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, государственных учреждений Самарской области и муниципальных учреждений муниципальных образований в Самарской области социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения" (далее - Закон Самарской области N 88-ГД).
Из трудовой книжки Чернышевой (Подлесовой) Л.М. (т. 1 л.д. 111-122) следует, что она:
- приказом от ДД.ММ.ГГГГ NЛС принята в отделение врачей общей практики фельдшером в ГБУЗ "адрес" "СГКП N (переименовано ДД.ММ.ГГГГ);
- приказом N от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации;
- приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-К принята на работу в ГБУЗ "адрес" "Самарская ССМП" на Советскую подстанцию в штат выездной бригады на должность фельдшера скорой медицинской помощи;
- приказом от ДД.ММ.ГГГГ N трудовой договор расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации;
- приказом от ДД.ММ.ГГГГ Nп принята в отделение ГБУЗ "адрес" "Волжская ЦРБ" для пациентов с новой короновирусной инфекцией 2 стационара Смышляевского отделения на должность врача-стажера.
В 2016 году административный истец представила в комиссию по жилищным вопросам администрации документы об изменении семейного положения (т. 1 л.д. 38-53).
ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении с первоначальной датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением состава семьи (т. 1 л.д. 54).
Постановлением администрации муниципального района Челно- "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения граждан на основании абзаца 5 части 1 статьи "адрес" N-ГД в связи с увольнением работника из органов государственной власти "адрес", органов местного самоуправления муниципальных образований в "адрес", в том числе государственных учреждений "адрес" и муниципальных учреждений муниципальных образований в "адрес" (т. 1 л.д. 76).
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции с учетом постановления комиссии по жилищным вопросам администрации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся, счел, что ФИО1 не выполнила условия для принятия ее на учет нуждающихся в получении социальной выплаты, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не является работником ГБУЗ "адрес" "СГКП N", ею утрачено право состоять в списке работников бюджетной сферы на получение социальной выплаты.
Кроме того, в своем решении суд отметил, что стаж работы в государственных учреждениях здравоохранения "адрес" ФИО1 неоднократно прерывался, о чем она не уведомляла администрацию.
Не соглашаясь с такими выводами и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что принимаемое административным ответчиком решение о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, основано на формальном подходе и порождает правовую неопределенность, что недопустимо.
Так, суд апелляционной инстанции, оценив совокупность доказательств по делу, пришел к выводу о том, что административный истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГБУЗ "адрес", при этом обстоятельства, которые положены администрацией в основу оспариваемого решения связаны с переходом на работу из одного ГБУЗ "адрес" в другое ГБУЗ "адрес", что не может рассматриваться как препятствие к получению социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, при условии, что она удовлетворяет предъявляемым требованиям.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области N 88-ГД нуждающимися в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с настоящим Законом признаются работники, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в Самарской области и:
1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и имеющие обеспеченность на одного человека менее 7 квадратных метров жилой площади (учетная норма). При наличии у заявителя и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной жилой площади всех указанных жилых помещений;
3. проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, независимо от размера общей площади занимаемого жилого помещения;
4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего им на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Самарской области N 88-ГД для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты вместе с документами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, представляется работниками в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства.
Очередность нуждающихся в получении социальной выплаты устанавливается в соответствии с датой подачи работниками заявлений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Самарской области N 88-ГД, уполномоченные органы местного самоуправления (уполномоченные органы государственной власти Самарской области) ежегодно в срок до 1 января в порядке, определяемом уполномоченным органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти Самарской области), проверяют соответствие представленных документов условиям выделения социальной выплаты, а также жилищные условия работников, стоящих на учете нуждающихся в получении социальной выплаты.
В случае изменения жилищных условий, состава семьи, смены места жительства и занимаемой должности в органе государственной власти Самарской области, органе местного самоуправления муниципального образования в Самарской области, государственном учреждении Самарской области и муниципальном учреждении муниципального образования в Самарской области либо увольнения из органа государственной власти Самарской области, органа местного самоуправления муниципального образования в Самарской области, государственного учреждения Самарской области и муниципального учреждения муниципального образования в Самарской области заявитель обязан сообщить об этом в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления или уполномоченный орган государственной власти Самарской области в письменной форме в течение 30 дней со дня возникновения указанных обстоятельств с приложением подтверждающих документов.
В этом случае уполномоченный орган местного самоуправления (уполномоченный орган государственной власти Самарской области) в течение 30 дней со дня сообщения заявителем об обстоятельствах, указанных в абзаце втором настоящей части, в порядке, определяемом уполномоченным органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти Самарской области), рассматривает обоснованность отнесения заявителя и членов его семьи к числу нуждающихся в получении социальной выплаты в соответствии с требованиями настоящего Закона с учетом представленных подтверждающих документов.
О принятом решении Работник извещается уполномоченным органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти Самарской области) в письменной форме в недельный срок со дня принятия решения с указанием причин снятия с учета в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы апелляционным судом обоснованно указано на то, что административный ответчик, обладая информацией о том, что Подлесова Л.М. и ее семья состоит на учет в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты, решение о снятии Подлесовой Л.М. по основании смены ею места работы в 2014 году, принял только 24 августа 2023 года, что не является правомерным и нарушает ее права.
Более того, Подлесова Л.М. 29 декабря 2016 года обращалась в администрацию с заявлением о смене состава семьи по основанию вступления в брак, однако со стороны администрации не осуществлено действий, направленных на снятие ее с учета в качестве нуждающейся в получении социальной выплаты по вышеуказанному основанию, а, напротив, принято решение о признании Подлесовой Л.М. нуждающейся в жилом помещении с первоначальной датой подачи заявления 12 августа 2014 года в связи с изменением состава семьи.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывает, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.