Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 мая 2024 года кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года по административному делу N 2а-3688/2023 по административному исковому заявлению Заинского городского прокурора Республики Татарстан в интересах Хамидуллина Альберта Мунавировича к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании решения от 20 ноября 2022 года N 16 незаконным, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Трофимова А.А, полагавшего апелляционное определение суда апелляционной инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Заинский городской прокурор Республики Татарстан в интересах Хамидуллина А.М. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее - административный ответчик, Министерство) о признании решения от 20 ноября 2022 года N 16 незаконным, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (далее - Список).
В обоснование иска указано, что в городскую прокуратуру 7 февраля 2023 года поступило письменное обращение Хамидуллина А.М. об организации проверки по факту отказа Министерством образования и науки Республики Татарстан во включении его в список сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по найму специализированных жилых помещений.
Проведенной прокурором проверкой установлено, что Хамидуллин А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Родители ? ФИО6 и ФИО7 решением Заинского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (дело N) лишены родительских прав в отношении Хамидуллина А.М, его брата ФИО8 и сестры ФИО9
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N N Хамидуллин А.М. передан под опеку ФИО10 Данным постановлением за ФИО1 закреплено право проживания в жилом помещении адресу: "адрес".
Указанное жилое помещение признано непригодным на основании акта обследования комиссии от 29 марта 2010 года.
На основании постановления жилищно-бытовой комиссии от 30 июня 2008 года Хамидуллину А.М, его брату и сестре была предоставлена "адрес", общей площадью 12, 1 кв.м.
В связи с тем, что общая площадь вышеуказанной комнаты не соответствовала норме площади, установленной постановлением руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 4 июня 2006 года N 992, Хамидуллин А.М, ФИО8, ФИО9 были включены в список детей-сирот для улучшения жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 25 октября 2010 года N 12.
Между тем ФИО1 в последующем не был обеспечен специализированным жилым помещением.
Документы для постановки на учет Хамидуллина А.М. в Министерство образования и науки Республики Татарстан опекуном ФИО10 не направлялись, отделом опеки и попечительства Заинского муниципального района Республики Татарстан должный контроль в указанной части не осуществлен. Хамидуллин А.М. в силу своего несовершеннолетнего возраста документы не направлял.
27 марта 2022 года Хамидуллин А.М. сам обратился в Министерство образования и науки Республики Татарстан для получения услуги по включению его в Список.
20 ноября 2022 года Министерством образования и науки Республики Татарстан принято решение N 16 об отказе во включении Хамидуллина А.М. в Список, поскольку по состоянию на 1 января 2013 года Хамидуллин А.М. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При этом оставлен без внимания тот факт, что в 2010 году Хамидуллин А.М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 25 октября 2010 года N 12.
В связи с ненадлежащим исполнением административным ответчиком требований закона нарушены жилищные права социально-незащищенных граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по этой причине прокурор обратился с административным исковым заявлением в суд.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 июня 2023 года в удовлетворении требований Заинского прокурора Республики Татарстан в интересах Хамидуллина А.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым решение Министерства образования и науки Республики Татарстан от 20 ноября 2022 года N 16 признано незаконным, на Министерство возложена обязанность включить Хамидуллина А.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В кассационной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции, утверждая, что оспариваемое по делу решение принято компетентным органом в пределах, предоставленных ему законом полномочий, исходя из того, что Хамидуллин А.М. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме этого, данное лицо утратило право на включение в Список по причине достижения возраста, до которого ему могли быть оказаны меры государственной поддержки.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Такие условия для удовлетворения административного искового заявления по данному делу имелись.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции указал, что Хамидуллин А.М. в адрес Министерства впервые обратился с заявлением о включении в список в 2022 году, доказательств, наличия уважительных причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок, им в материалы дела не представлено. Исходя из этого, суд пришел к выводу, что Хамидуллин А.М. утратил право на обеспечение жилым помещением;
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение Министерства от 20 ноября 2022 года N 16 об отказе во включении Хамидуллина А.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, и нарушает права и законные интересы Хамидуллина А.М, в связи с чем требования последнего о признании постановления незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на применимых нормах материального права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. (абзац 2)
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке которые предусмотрены этой статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Закона N 159-ФЗ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Республике Татарстан регулируются Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" (далее - Закон N 8-ЗРТ).
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 года N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан N 8-ЗРТ" Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, решением Заинского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО7 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО9, ФИО8, Хамидуллина А.М.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО10 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1 с закреплением за ним права проживания в жилом помещении по адресу: "адрес".
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 8 июля 2008 года N 917 ФИО8, ФИО9, Хамидуллину А.М. предоставлена комната "адрес", в которой он зарегистрирован с 15 октября 2008 года.
29 марта 2010 года составлен акт обследования жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в результате которого данное жилое помещение признано непригодным.
Из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 25 мая 2010 года N 12 следует, что Хамидуллин А.М, ФИО8, ФИО9 подлежат включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение государственного жилищного сертификата.
Министерство образования и науки Республики Татарстан по заявлению Хамидуллина А.М. решением от 20 ноября 2022 года N 16 отказало во включении его в Список по причине того, что по состоянию на 1 января 2013 года он не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан направлен акт обследования жилого помещения от 29 мая 2023 года по адресу: "адрес".
Из содержания акта следует, что в комнате проживает Хамидуллин А.М, зарегистрированный в данном жилом помещении. Комната общей площадью 12, 1 кв.м находится в пригодном для проживания состоянии, требуется косметический ремонт. Входная дверь железная, окно деревянное с решеткой, стены оклеены обоями, потолок-плиткой, на полу линолеум. Комната расположена на 1 этаже 5-этажного многоквартирного дома, в отдельном блоке из 4 комнат, имеется общая железная дверь. Санузел, душевая общие на 4 комнаты. Комната передана по договору социального найма, в специализированный жилищный фонд не входит. Хамидуллин А.М. имеет право на приватизацию указанного помещения.
Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Хамидуллин А.М. в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Так, из материалов дела следует, что административный истец не имеет жилого помещения, как находящегося в его собственности либо представленного ему по договору социального найма, то есть он является нуждающимся в жилых помещениях.
Комната, в которой он проживает, относится к специализированному жилому фонду, и не может быть предоставлена ему, в том числе в порядке приватизации, и не подлежит учету при определении его обеспеченности жилым помещением.
Достижение Хамидуллиным А.М, как на момент принятия административным ответчиком оспариваемого решения, так и рассмотрения дела судами 23 летнего возраста, не лишает его права на представление мер государственной поддержки как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Как верно констатировал суд апелляционной инстанции, Хамидуллин А.М. до достижения им 23 летнего возраста неоднократно обращался с заявлением о включении его в Список.
В свою очередь органы опеки и попечительства, а также опекун Хамидуллина А.М. своевременные меры по включению Хамидуллина А.М. в список детей-сирот для обеспечения его жилым помещением не предпринимали.
Данные обстоятельства указывают на уважительность причин обращения административного истца в Министерство лишь по достижении им 23 летнего возраста. При этом принятое указанным органом решение не соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные отношения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись все основания, приведенные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного искового заявления Заинского городского прокурора Республики Татарстан в интересах Хамидуллина А.М.
Доводы кассационной жалобы, основанные на иной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочном применении норм материального права, не свидетельствует о допущенной судом апелляционной инстанции судебной ошибке.
Таким образом, апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для ее отмены или изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 августа 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.