Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 24 мая 2024 года кассационную жалобу Чистякова Дениса Александровича на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 3 июля 2023 года и апелляционное определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2023 года по административному делу N 2а- 2439/2023 по административному исковому заявлению Чистякова Дениса Александровича, Лагунова Николая Леонидовича, Крылова Константина Викторовича, Гадыршина Рамиля Альфредовича, Пушкарева Дмитрия Владимировича, Пушкаревой Ирины Эдуардовны, Ибрагимова Рината Разалимовича, Житникова Дмитрия Вячеславовича, Савинова Михаила Викторовича, Савиновой Александры Александровны, Логинова Руслана Игоревича, Логиновой Наили Низамиевны, Буландо Алексея Анатольевича, Емельянова Андрея Александровича, Емельяновой Елены Валерьевны, Тураевой Анастасии Владимировны, Редькиной Александры Анатольевны, Долганова Владимира Анатольевича, Долгановой Ольги Александровны, Миннахметова Марселя Мударисовича, Миннахметовой Физили Дамировны, Золотарева Сергея Борисовича, Золотаревой Ольги Ивановны к администрации муниципального образования "Город Ижевск" о признании частично недействующим постановления администрации города Ижевска от 22 ноября 2022 года N 2312 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 13 июля 2010 года N 700/1".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Чистякова Д.А, Лагунова Н.Л, Логиновой Н.Н, заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрацией города Ижевска 22 ноября 2022 года N 2312 принято постановление "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 13 июля 2010 года N 700/1", которым в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Ижевск" строкой N 2640 включен проезд от многоквартирного дома "адрес".
Вышеуказанные лица (далее - административные истцы), являющиеся собственниками жилых помещений, находящихся в жилых многоквартирных домах "адрес", обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации г. Ижевска в части включения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Ижевск" проезда от многоквартирного дома N 8 вдоль здания N 38, многоквартирного дома "адрес", как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и влекущим нарушение их прав и законных интересов.
Решением Октябрьского районного суда города Ижевска от 3 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2023 года, в удовлетворении коллективного административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе административные истцы, через своего представителя Чистякова Д.А, ссылаясь на допущенные судами ошибки в применении норм материального права, и повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты судов обеих инстанций и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела не допущено.
Так, согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 названного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением соответствующей процедуры, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на применимых нормах материального и процессуального права и при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
На основании части 3 статьи 15 указанного федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Частью 3 статьи 5 упомянутого федерального закона предусмотрено, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как установлено судебными инстанциями, проезд от многоквартирного дома "адрес" к зданию "адрес" расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, который отнесен к землям населённых пунктов с видом разрешенного использования является "улично-дорожная сеть" (код 12.0.1), собственником земельного участка является муниципальное образование "Город Ижевск".
Данным проездом пользуется неограниченный круг лиц для проезда транспортных средств, то есть он фактически обладает всеми характеристиками, предъявляемыми к автомобильным дорогам.
При таких обстоятельствах, как верно указано судом, включение оспариваемым постановлением указанного проезда в перечень автомобильных дорог местного значения является правомерным и не влечет нарушения прав и законных интересов административных истцов.
Порядок приятия данного постановления Администрацией был соблюден и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Доводы коллективного административного искового заявления об отсутствии в ЕГРН сведений о проезде, об отсутствии технического паспорта автомобильной дороги, о нарушении требований по минимальной ширине проезжей части автомобильной дороги и пешеходного тротуара, к минимальному расстоянию от проезжей части до жилого дома, об уменьшении площади земельного участка для хранения и парковки автомобилей не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку эти недостатки могут быть устранены в дальнейшем при эксплуатации автомобильной дороги.
Учитывая данные обстоятельства, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось приведенных в пункте 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правовых условий для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чистякова Дениса Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 августа 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.