Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В., судей Чемерисовой О.В., Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан, поданную 10 июня 2024 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2023 года по административному делу N 2а-6378/2023 по административному иску Романова Игната Вячеславовича к призывной комиссии Республики Башкортостан, военному комиссариату Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан, ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан", призывной комиссии Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, отмене решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романов И.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия призывной комиссии Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившегося в недолжном проведении медицинского освидетельствования с определением категории годности к военной службе "Б", отмене решения призывной комиссии, возложении обязанности рассмотреть вопрос об освобождении его от призыва на военную службу.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2023 года в удовлетворении административного иск Романова И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен частично, постановлено признать незаконными действия военного комиссариата Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфы Республики Башкортостан по проведению в отношении Романова И.В. медицинского освидетельствования во время действия отсрочки, в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе военный комиссариат Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции, приводит доводы о том, что связанные с призывом на военную службу мероприятия в отношении административного истца в период до 30 июня 2023 года, то есть до завершения отсрочки от призыва, не проводились, факт вызова его на медицинское освидетельствование в период действия отсрочки не нарушает его прав, учитывая, что в отношении административного истца осуществлялся контрольный осмотр при подготовке к призыву на военную службу, но не медицинское освидетельствование в ходе работы призывной комиссии, кроме этого, суду сообщалось об ошибочном вручении административному истцу повестки на 25 июня 2023 года, оформленной на бланке повесток "для отправки к месту прохождения военной службы". Указывает также, что суд апелляционной инстанции вышел за рамки требований административного иска, так как административный истец не заявлял требования о признании незаконными действий военного комиссариата по проведению в его отношении медицинского освидетельствования во время действия отсрочки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия нашла необходимым отменить апелляционное определение ввиду несоответствия выводов, изложенных в нем, обстоятельствам административного дела, неправильного применения судом апелляционной инстанции норм права.
Согласно нормам части 1 статьи 4, части 1 статьи 39, статей 125, 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их взаимосвязи под основанием административного иска понимаются фактические обстоятельства, которыми обусловлены требования административного истца. Суд разрешает процессуально-правовые вопросы по делу с учетом того основания административного иска и того требования, которые приведены административным истцом.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Приведенные положения являются процессуальными гарантиями реализации права на судебную защиту и не допускают произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", регламентирующими вопросы организации призыва граждан на военную службу, исходя при этом из тех обстоятельств, что призывной комиссией в 2021 году Романову И.В. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ как обучающемуся по очной форме обучения, а в весенний призыв 2023 года в отношении Романова И.В. не принималось решения о призыве на военную службу, повестка о явке 25 июня 2023 года "для отправки к месту прохождения военной службы" была выдана ему ошибочно.
Из содержания статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административный иск об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть удовлетворен лишь при совокупности таких условий как несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение им прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции по-иному оценил обстоятельства дела, указав со ссылкой на положения статей 22, 24 Закона N 53-ФЗ на то, что 19 мая - 23 мая 2023 года контрольный осмотр Романова И.В. врачами-специалистами проведен незаконно, в период действия отсрочки, предоставленной в связи с обучением в образовательной организации.
Учитывая, что в административном исковом заявлении Романов И.В. ставил вопросы о несоответствии заключения о его годности к военной службе действительному состоянию его здоровья и в связи с этим просил отменить решение призывной комиссии, впоследствии уточнений относительно заявленного требования суду не представлял, при этом судами достоверно установлено, что решения о призыве его на военную службу не было принято, вышеизложенное частичное удовлетворение административного иска судом апелляционной инстанции нельзя признать правомерным.
Апелляционное определение не соответствует требованиям законности и обоснованности, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2023 года.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2023 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 августа 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.