Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И, судей Чемерисовой О.В. и Штейн Э.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 июня 2024 года кассационную жалобу Королевой Н.Г. на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 7 мая 2024 года по административному делу N 2а-73/2024 по административному исковому заявлению Королевой Надежды Геннадьевны к ФКУ КП N УФСИН России "данные изъяты" (далее - ФКУ КП N), начальнику учреждения ФИО9, его заместителю ФИО10 о признании незаконными постановлений о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Заслушав доклад судьи Белова В.И, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФКУ КП N по доверенности ФИО11, возражавшей относительно удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Королева Н.Г. (далее - административный истец) обратилась в суд с названным административным иском, указав в обоснование уточненных требований, что она отбывает наказание в ФКУ КП N, где на нее незаконно наложены слишком суровые дисциплинарные взыскания постановлениями: от 26 октября 2023 года - выговор за хранение 17 октября 2023 года в холодильнике продуктов с истекшим сроком годности; от 3 ноября 2023 года - в виде водворения в ШИЗО на 5 и 3 суток, соответственно, за хранение в тумбочке сережек (выявлено в 12 час. 5 мин 26 октября 2023 года), а также за несоответствие описи вещей содержимого в сумке (выявлено в 12 час. 40 мин 26 октября 2023 года); от 13 ноября 2023 года - в виде водворения в ШИЗО на 4 суток за ненадлежащую уборку камеры 9 ноября 2023 года.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 7 мая 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Королева Н.Г. в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, полагает, что суды не учли, что режим отбывания она не нарушала, имеет 5 поощрений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует ее рассмотрению. Данная информация в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28 июня 2024 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды проверили как факты нарушения Королевой Н.Г. предписаний Правил внутреннего распорядка, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N 110 (далее - Правила внутреннего распорядка), так и законность применения к ней мер взыскания в виде выговора и водворения в штрафной изолятор, в том числе соблюдение порядка применения мер взысканий, которые наложены не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушений уполномоченным должностным лицом, по итогам получения письменных объяснений, соответствуют тяжести и характеру допущенных нарушений.
Судебная коллегия кассационного суда, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы о несоответствии обжалуемых судебных актов требованиям части 2 статьи 328 КАС РФ и фактическим обстоятельствам, полагает, что таких нарушений судами допущено не было, обжалуемые судебные акты являются законными, основанными на нормах действующего законодательства - статьях 82, 115, 117, 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), пунктах 2, 10, 11, 12 Правил внутреннего распорядка.
Положениями статьи 8 УИК РФ установлено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, равенства осужденных перед законом, индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 УИК РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
В силу части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка.
В соответствии со статьями 109 и 110 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Статьей 115 УИК РФ предусмотрены меры взыскания, которые могут применяться к осужденным за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в том числе выговор, объявляемый в устной или письменной форме, а также в виде водворения в ШИЗО.
Согласно пункту 5 Правил внутреннего распорядка, указанные Правила обязательны для администрации исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных.
Пунктом 10 Правил предусмотрены обязанности осужденных к лишению свободы: выполнять требования законодательства Российской Федерации и настоящих Правил (подпункт 10.1); соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ (подпункт 10.2); содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные, учебные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду (подпункт 10.10); при камерном содержании дежурить по камере в порядке очередности, установленном администрацией исправительного учреждения (подпункт 10.19).
В соответствии с подпунктом 10.10.2 пункта 10 Правил внутреннего распорядка осужденные к лишению свободы обязаны следить за состоянием индивидуальных емкостей (контейнеров, сумок) в помещениях, где хранятся личные вещи повседневного пользования осужденных к лишению свободы, соответствием описей личных вещей (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящим Правилам) в индивидуальных емкостях (контейнерах, сумках) их содержимому.
Согласно пункту 322 данных Правил, личные вещи, оставляемые осужденному к лишению свободы, вносятся в опись личных вещей осужденного к лишению свободы под расписку. Опись, заверенная осужденным к лишению свободы, хранится в индивидуальной емкости (контейнере, сумке) вместе с помещенными туда его личными вещами.
В силу подпункта 10.10.3 пункта 10 Правил внутреннего распорядка осужденные к лишению свободы обязаны хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования - в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования осужденных к лишению свободы и прикроватных тумбочках (согласно перечню, определенному в пункте 41 настоящих Правил).
Согласно пункту 11.3 Правил, осужденные к лишению свободы, назначенные дежурными по камере в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночной камере, ТПП, ПКТ строгих условий отбывания наказания в ИК особого режима, тюрьме и ИК особого режима для размещения осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, обязаны следить за чистотой в камере, мыть бачок для питьевой воды (при его наличии), производить уборку камерного санитарного узла, а по окончании прогулки - прогулочного двора.
В силу пункта 565 Правил уборка в камерах ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и прогулочных дворах возлагается на дежурного по камере. Уборка в одиночных камерах и при одиночном содержании производится ежедневно лицами, в них содержащимися. В случае отказа дежурного по камере от уборки в камере и прогулочном дворе он привлекается к ответственности в порядке, установленном УИК РФ.
Согласно подпункту 12.12 пункта 12 данных Правил, осужденным к лишению свободы запрещается, в том числе приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами, предметами и продуктами питания, включенными в Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам).
В соответствии с пунктом 10 данного Перечня Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в него включены продукты питания с истекшим сроком хранения, без указания срока годности, даты изготовления либо продукты питания, дату изготовления которых установить не представляется возможным.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства и подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Реализуя принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), судебные инстанции, подвергнув детальному анализу обстоятельства дела, хронологию событий, верно распределили бремя доказывания и учли, что формальный подход недопустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, при этом административный ответчик доказал правомерность своих действий (постановлений), поскольку они соответствовали порядку, предусмотренному законодательством Российской Федерации, не повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца, требующих судебного восстановления.
Соблюдение установленного статьями 115, 117 УИК РФ порядка применения мер взыскания к осужденной судами объективно проверено, администрацией исправительного учреждения полно и всесторонне учтены обстоятельства совершения нарушений, ее личность и поведение, меры взысканий правомерны и соразмерны нарушениям, соответствуют их тяжести и характеру, были необходимы для достижения законной цели воспитания, не являлись чрезмерными, о чем к верному выводу пришли судебные инстанции.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, носят субъективный характер, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не подтверждают неправильного применения судами обеих инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные фактические обстоятельств по делу, отличные от ранее установленных судами, при этом в силу части 3 статьи 84 КАС РФ относимость, допустимость, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности для разрешения конкретного спора определяется судами нижестоящих инстанций.
Аналогичные доводы о незаконности взысканий были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений, и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 7 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Королевой Н.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.