Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 ноября 2006 г. N Ф04-7240/2006(28025-А75-43)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее по тексту - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сургутского отдела Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югра (далее по тексту - Управление) N 212 от 30.05.2006 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 17.07.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Сургутский отдел Управления по охране окружающей природной среды Ханты - Мансийского автономного округа просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Сургутнефтегаз ".
Доводы кассационной жалобы и отзыв на жалобу представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 13.04.2006 Сургутским отделом Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" по факту загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, произошедшего в результате разгерметизации трубопровода, расположенного между поворотами на КС-7 и кустовую площадку N 131 ЦДНГ-4 Федоровского месторождения открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз".
Специалистом природоохранного органа проведены осмотры территории загрязнения окружающей природной среды в месте разгерметизации нефтепровода НГДУ"Федоровскнефть".
По результатам составлены протоколы осмотра территорий от 13.04.2006, 18.04.2006 и 22.05.2006, в которых дано описание места загрязнения и проводимые ОАО "Сургутнефтегаз" мероприятия по очистке данного земельного участка от нефтепродуктов.
26.05.2006 Государственным инспектором Сургутского отдела Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югра по факту загрязнения нефтепродуктами окружающей природной среды, древесно-кустарниковой растительности (леса) на участке Федоровского месторождения между поворотами на КС-7 и кустовую площадку N 131 ЦДНГ-4. составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам проведенного административного расследования по делу об административном правонарушении, Государственным инспектором Сургутского отдела Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югра 30.05.2006 принято постановление N 212 о привлечении ОАО "Сургутнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании этого постановления, признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях ОАО "Сургутнефтегаз" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из установленных обстоятельств по делу и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в загрязнении лесов.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации в состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность по статье 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерно применена Управлением при загрязнении нефтепродуктами нелесных земель лесного фонда Сургутского лесхоза.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что наличие древесно-кустарниковой растительности на месте разлива нефтепродуктов свидетельствует об обоснованности привлечения ОАО "Сургутнефтегаз" к ответственности за загрязнение леса, является несостоятельным.
Статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях иных категорий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что разлив нефтепродуктов произошел на землях Сургутского лесхоза, прилегающих к линии коммуникаций ОАО "Сургутнефтегаз".
Согласно представленной выкопировке из плана лесонасаждений Сургутского лесхоза, Сургутского лесничества, подписанного директором Сургутского лесхоза, участок нефтепровода, на котором произошел разлив нефти, расположен в лесах III группы (нелесные земли) и указанный участок значится как угодья - болото, ущерб лесному фонду не причинен.
При установленных обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для привлечения ОАО "Сургутнефтегаз" к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации с о административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.07,2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4953/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Сургутского отдела Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югра - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2006 г. N Ф04-7240/2006(28025-А75-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании