Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Киреевой Е.В, Попова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бакалкиной Е.Ю. и кассационное представление прокурора Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 февраля 2024 г. по гражданскому делу N2-1327/2024 по иску прокурора Ташлинского района Оренбургской области в интересах Бакалкиной Е.Ю. к Министерству здравоохранения Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ташлинская районная больница" о возложении обязанности обеспечить истца медицинскими изделиями.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Оренбурга, объяснения представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области - Егорова А.С, действующего на основании доверенности от 9 января 2024 г, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы истца и кассационного представления прокурора, пояснения прокурора четвертого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Устиновой Т.А, поддержавшей доводы кассационной представления прокурора и кассационной жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ташлинского района Оренбургской области, действуя в интересах Бакалкиной Е.Ю, обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что Бакалкина Е.Ю, ДД.ММ.ГГГГ г.р. наблюдается в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Ташлинская районная больница" (далее - ГБУЗ "Ташлинская РБ") с диагнозом: "данные изъяты", 30 января 2023 г. решением бюро МСЭ признана инвалидом "данные изъяты" бессрочно. В настоящее время состоит на диспансерном учете у врача эндокринолога ГБУЗ "Ташлинская РБ" с диагнозом: "данные изъяты"
Согласно выписке из истории болезни Бакалкиной Е.Ю. рекомендовано: инсулинотерапия, "данные изъяты" ед. в сутки, контроль гликемии не менее 6-8 раз в сутки. На 1 месяц необходимо "данные изъяты" для измерения глюкозы. Для лечения заболевания " "данные изъяты"" Бакалкиной Е.Ю. ежемесячно необходимо 210 замеров уровня глюкозы в крови. Для измерения уровня глюкозы с помощью глюкометра необходимо делать прокол пальца, который осуществляется с помощью устройства для прокалывания пальца с использованием одноразовых ланцетов.
В 2023 году Бакалкиной Е.Ю. для обеспечения жизнедеятельности за счет средств бюджета по программе "высокотехнологическая медицинская помощь" в АО "Медицина" установлена "данные изъяты". На фоне постоянного использования инсулиновой помпы у Бакалкиной Е.Ю. достигнуто улучшение показателей гликемического профиля состояния здоровья, для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы "данные изъяты" и "данные изъяты". Для лечения заболевания "данные изъяты"" с использованием инсулиновой помпы Бакалкиной Е.Ю. необходимо "данные изъяты" - в количестве 13-15 шт. в месяц; резервуар "данные изъяты" - в количестве 10 шт. в месяц.
27 апреля 2023 года врачом-эндокринологом ГБУЗ "Ташлинская РБ", Бакалкиной Е.Ю. выписаны: резервуар для помпы инсулиновый "данные изъяты" ежедневные "данные изъяты", 30 д.; устройство "данные изъяты" к "данные изъяты", инсулин ежедневно подкожно 30 д. количество 1 шт.; полоски электрохимические однократного применения "данные изъяты" для определения сахара крови 6 раз в день в биологическую жидкость 30 д. количество 4 штуки.; "данные изъяты" мл 5 количество 1 назначение 50 ед. в сутки ежедневно подкожно 30 дн.
Согласно заявке от 27 апреля 2023 г. выписаны: "данные изъяты"; "данные изъяты", инфузионный набор "данные изъяты" для введения инсулина ежедневно подкожно 30 д, резервуар для помпы инсулиновой "данные изъяты" - 3 мл. N10.
Для лекарственного обеспечения Бакалкиной Е.Ю. медицинскими препаратами 16 мая 2023 г. ГБУЗ "Ташлинская РБ" проведена врачебная комиссия, по результатам которой Бакалкина Е.Ю. подлежала обеспечению: средствами диагностики "данные изъяты" средствами диагностики "данные изъяты""; этиловым спиртом в объеме 100мл. ежемесячно, либо спиртовыми салфетками в количестве 40 штук в месяц; глюкагоном на случай тяжелой гипогликемии, системой "данные изъяты", сенсор "данные изъяты", из расчета 2 сенсора в месяц.
Вместе с тем Бакалкина Е.Ю. до настоящего времени системой непрерывного мониторинга глюкозы не обеспечена, расходными материалами к инсулиновой помпе также не обеспечена. Бакалкина Е.Ю. в текущем периоде 2023 года приобрела "данные изъяты" для измерения глюкозы "данные изъяты" в количестве 2 шт. на общую сумму 9 980 руб.
Учитывая, что несвоевременное обеспечение инвалида Бакалкиной Е.Ю. вышеуказанными препаратами свидетельствует о нарушении законодательства о льготном обеспечении инвалида необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, ущемляет права социально-незащищенной категории граждан, гарантированные государством, вынуждает ее приобретать данные изделия за собственные средства, прокурор просил суд обязать ГБУЗ "Ташлинская районная больница", Министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечить инвалида "данные изъяты" Бакалкину Е.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств областного бюджета медицинскими изделиями до окончания срока эксплуатации "данные изъяты" или отмены лечения: тест-полоски "данные изъяты" в количестве 210 шт. в месяц; "данные изъяты" в количестве 210 штук в месяц; этиловый спирт в объеме 100 мл. в месяц; системой непрерывного мониторинга "данные изъяты" сенсор "данные изъяты" в количестве 4 сенсора в месяц или "данные изъяты" в количестве 2 сенсора в месяц; "данные изъяты" для определения глюкозы и "данные изъяты" в моче в количестве 12 упаковок в год; лекарственным препаратом "данные изъяты". в месяц (24 упаковки на год); "данные изъяты" в количестве 15 штук в месяц; "данные изъяты". в количестве 10 штук в месяц; решение в части обеспечения Бакалкиной Е.Ю. медицинскими изделиями привести к немедленному исполнению. Взыскать с ГБУЗ "Ташлинская РБ", Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Бакалкиной Е.Ю. понесенные затраты на приобретение датчиков "данные изъяты" в сумме 9 980 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Ташлинского районного суда Оренбургской области от 13 ноября 2023 г. исковые требования прокурора Ташлинского района Оренбургской области, действующего в интересах Бакалкиной Е.Ю, удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечивать Бакалкину Е.Ю. за счет средств областного бюджета до окончания срока эксплуатации инсулиновой помпы или отмены лечения медицинскими изделиями: "данные изъяты"" в количестве от 180 шт. до 240 шт. в месяц; ланцетами для прокалывания пальцев "данные изъяты" в количестве 210 штук в месяц; этиловым спиртом в объеме 100 мл. в месяц; "данные изъяты" для определения глюкозы и кетоновых тел в моче в количестве 12 упаковок в год; лекарственным препаратом " "данные изъяты" 1 мг ГипоКит 1 шт, по потребности, до истечения срока годности, либо использования по назначению; инфузионной системой "данные изъяты" в количестве 10 шт. в месяц; резервуаром для инсулина 300 ед. "данные изъяты" количестве 10 шт. в месяц, системой непрерывного мониторинга "данные изъяты" сенсором "данные изъяты" в количестве 4 сенсора в месяц или "данные изъяты" в количестве 2 сенсора в месяц.
ГБУЗ "Ташлинская РБ" суд обязал до окончания срока эксплуатации инсулиновой помпы или отмены лечения осуществлять на постоянной основе выписку рецептов Бакалкиной Е.Ю. на льготное обеспечение медицинскими изделиями: тест-полосками "Сателлит Экспресс" в количестве от 180 шт. до 240 шт. в месяц; "данные изъяты" для прокалывания пальцев " "данные изъяты" в количестве 210 шт. в месяц; этиловым спиртом в объеме 100 мл. в месяц; тест-полосками для определения глюкозы и кетоновых тел в моче в количестве 12 упаковок в год; лекарственным препаратом " "данные изъяты"" 1 мг "данные изъяты" 1 шт. по потребности, до истечения срока годности, либо использования по назначению; инфузионной системой "данные изъяты" в количестве 10 шт. в месяц; резервуаром для инсулина 300 ед. "данные изъяты" в количестве 10 шт. в месяц, системой непрерывного мониторинга "данные изъяты"), сенсором "данные изъяты" в количестве 4 сенсора в месяц или "данные изъяты" в количестве 2 сенсора в месяц.
Суд постановил:решение в части обеспечения медицинскими изделиями привести к немедленному исполнению. Взыскал с министерства здравоохранения Оренбургской области денежные средства в размере 9 980 руб, потраченные на приобретение за собственные средства датчиков сенсоров для измерения глюкозы "данные изъяты" Взыскал с министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Бакалкиной Е.Ю. компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, с ГБУЗ "Ташлинская РБ" компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказал. Взыскал с ГБУЗ "Ташлинская РБ" в доход бюджета администрации Ташлинский район государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 февраля 2024 г. решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 13 ноября 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Ташлинского района Оренбургской области, действующего в интересах Бакалкиной "данные изъяты", к министерству здравоохранения Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ташлинская районная больница" о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями Бакалкину Е.Ю.
В кассационной жалобе Бакалкина Е.Ю. просит отменить апелляционное определение от 29 февраля 2024 г, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Заявитель указала, что она ежемесячно обращалась в ГБУЗ "Ташлинская РБ" за выпиской рецептов на лекарственные препараты, врача-эндокринолога в ГБУЗ "Ташлинская РБ" не имеется, ей выписывали рецепты медсестры и медицинские препараты выдавались не в полном объеме. Также заявитель указала, что она неоднократно обращалась в ГБУЗ "Ташлинская РБ" по вопросу назначения врачебной комиссии, для обеспечения системой непрерывного мониторинга, расходными материалами к ней, средствами диагностики, но врачебной комиссией от 16 мая 2023 г. поручено участковому врачу-терапевту совместно с врачом-эндокринологом согласовать ее назначение с главным внештатным эндокринологом Министерства здравоохранения Оренбургской области ФИО1 и направить истца на консультацию, но при обращении в ГБУЗ "Ташлинская РБ" до обращения в прокуратуру района, на консультацию в ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N1" она не была направлена, только после суда она была направлена на стационарное обследование в ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N2". Бакалкина Е.Ю. отмечает, что ни ГБУЗ "Ташлинская РБ", ни Министерство здравоохранения длительное время не обеспечивали ее в необходимом объеме медицинскими препаратами и расходными материалами и только после суда ей выдали медицинские изделия и сенсоры, которые потом отменили. Истец полагает, что апелляционная инстанция не приняла во внимание все обстоятельства дела, в связи с чем считает определение суда незаконным.
В кассационном представлении прокурор Оренбургской области также указывает на незаконность апелляционного определения, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно не учел, что решением врачебной комиссии от 16 мая 2023 г. не рассмотрен вопрос по части препаратов, требуемых истцу, вопрос обеспечения пациента системой непрерывного мониторирования глюкозы врачебной комиссией не разрешен до настоящего времени. Считает, что допрошенный в судебном заседании главный внештатный эндокринолог министерства здравоохранения ФИО1 подтвердил нуждаемость истца по ее жизненным показаниям в системе непрерывного мониторирования. Учитывая, что Бакалкиной Е.Ю. по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенций из бюджета установлена инсулиновая помпа, то обеспечение ее расходными материалами к инсулиновой помпе без которых функционирование этой помпы и применение по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно за счет бюджетных средств.
В письменных возражениях представитель ГБУЗ "Ташлинская РБ" просит оставить без изменения апелляционное определение, кассационное представление прокурора - без удовлетворения. Отмечает, что инсулиновая помпа была установлена в АО "Медицина" г. Москва по инициативе самой Бакалкиной Е.Ю.
В письменных возражениях представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области ответчик просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Бакалкиной Е.Ю. и кассационное представление прокурора - без удовлетворения, поскольку Бакалкина Е.Ю. получала и получает в настоящее время необходимое лечение в полном объеме, в соответствии с имеющимися медицинскими показания. Полагает, что авторами кассационных жалобы и представления искажены показания главного внештатного эндокринолога Добролюбова М.Ю, который указывая на отсутствие препятствий для обеспечения пациента системой НМГ, ссылался на необходимость принятия лечащим врачом и врачебной комиссией соответствующего решения о нуждаемости пациента по медицинским показаниям, но не подтверждал, что данный пациент нуждается в применении системы НМГ по медицинским (жизненным) показаниям.
В судебном заседании суда кассационной инстанции от 11 июля 2024 г. Бакалкина Е.Ю. доводы кассационной жалобы и кассационного представления поддержала, просила их удовлетворить, апелляционное определение отменить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области Егоров А.С. возражал против удовлетворения кассационной жалобы истца и кассационного представления прокурора, просил оставить без изменения апелляционное определение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и кассационном представлении прокурора.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления прокурора, выслушав представителя ответчика и пояснения прокурора, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бакалкина Е.Ю. является инвалидом "данные изъяты" и имеет заболевание "данные изъяты". Бакалкина Е.Ю. прикреплена для получения первичной медицинской помощи к ГБУЗ "Ташлинская РБ", с диагнозом: " "данные изъяты"
Бакалкина Е.Ю. по направлению ГБУЗ Ташлинская РБ от 10 февраля 2023 г. N, в плановом порядке, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение в АО "Медицина" с диагнозом: " "данные изъяты". Выписана в удовлетворительном состоянии под наблюдение врача эндокринолога.
Бакалкиной Е.Ю. для обеспечения жизнедеятельности в условиях АО "Медицина" г. Москва, за счет бюджетных средств, по программе "высокотехнологическая медицинская помощь" установлена "данные изъяты". Согласно выписного эпикриза от ДД.ММ.ГГГГ, для беспрерывной работы которой необходимы: инфузионная система, резервуар.
При выписке из АО "Медицина" в выписном эпикризе Бакалкиной Е.Ю. даны рекомендации продолжить инсулинотерапию: инсулин Аспарт/Глулизин/Лизпро с помощью "данные изъяты", суммарная суточная доза 50 "данные изъяты"), по установленным индивидуальным настройкам, установки могут меняться пациентом и врачом-эндокринологом; "данные изъяты" не реже 1 раз в 3 дня, 13-15 штук в месяц, смена резервуара "данные изъяты" не реже чем 1 раз в 3 дня, совместно с заменой инфузионной системы 10 штук в месяц), учитывая частные перепады гликемии, склонность к "данные изъяты" рекомендовано непрерывное мониторирование глюкозы в режиме реального времени инфузионной системой "данные изъяты" "данные изъяты" из расчета 4 сенсора в месяц, либо "данные изъяты", из расчета 2 сенсора в месяц, а также "данные изъяты" на случай тяжелой гипогликемии ("данные изъяты") из расчета 2 шт. в месяц.
24 марта 2023 г. Бакалкина Е.Ю. обратилась с письменным заявлением к заместителю главного врача по поликлинической работе ГБУЗ "Ташлинская РБ", в котором просила назначить на врачебной комиссии, в целях лечения заболевания " "данные изъяты"" использование средств диагностики тест-полоски " "данные изъяты"" в количестве 210 шт. в месяц, ланцеты для прокалывания пальцев " "данные изъяты" в количестве 210 шт. в месяц, этиловый спирт в объеме 100 мл. в месяц или заменить на спиртовые салфетки в количестве необходимом для проведения каждой инъекции (не менее 4 шт/на 1 инъекцию) 40 шт/месяц, выдать препарат "данные изъяты" 2 шт. в месяц, инсулин и расходные материалы (системы и резервуары) необходимое количество в месяц, систему непрерывного мониторинга "данные изъяты" сенсор "данные изъяты" в количестве 4 сенсора в месяц или "данные изъяты" в количестве 2 сенсора в месяц; инфузионную систему "данные изъяты" в количестве 13-15 шт. в месяц, резервуар "данные изъяты". в количестве 10 шт. в месяц.
27 апреля 2023 года врачом-эндокринологом ГБУЗ "Ташлинская РБ", Бакалкиной Е.Ю. выписаны: Резервуар для помпы инсулиновый "данные изъяты" 10, ежедневные "данные изъяты" 30 д.; Устройство для "данные изъяты" к "данные изъяты", длина катетера 60 см N10, "данные изъяты" ежедневно подкожно 30 д. количество 1 шт.; Полоски электрохимические однократного применения "данные изъяты", для определения сахара крови 6 раз в день в биологическую жидкость 30 д. количество 4 штуки.; "данные изъяты" 100 УД/мл 3 мл 5 количество 1 назначение 50 ед. в сутки ежедневно подкожно 30 дней.
Согласно заявке от 27 апреля 2023 г. выписаны: "данные изъяты"; "данные изъяты", "данные изъяты" исполнения "данные изъяты" для введения инсулина ежедневно подкожно 30 д, Резервуар для помпы инсулиновой "данные изъяты" N10.
Решением врачебной комиссии ГБУЗ Ташлинская РБ от 16 мая 2023 года, протокол N, по заявлению Бакалкиной Е.Ю. принято решение по обеспечению Бакалкиной Е.Ю. полосками электрохимическими "данные изъяты", в количестве 120 штук на 30 дней, устройством для инфузий типа квик-сет "данные изъяты", 15 штук в месяц; для помповой инсулинотерапии обеспечить набором "данные изъяты"10 (длина иглы 6 мм, катетер - 60 см), потребностью на один год - 12 упаковок, резервуар для инсулина 300 ед. "данные изъяты" потребность на 1 год - 12 упаковок, "данные изъяты" из расчета 6 измерений в сутки. С целью обеспечения системой непрерывного мониторирования глюкозы: иметь дневник самоконтроля (не менее чем за 6 месяцев), участковому врачу терапевту совместно с врачом эндокринологом ГБУЗ "Ташлинская РБ" согласовать систему НМГ с главным внештатным эндокринологом МЗ ООО ФИО1, направить пациентку Бакалкину Е.Ю. на консультацию в ГАУЗ "ООКБ N 1".
Из письма главного врача ГБУЗ "Ташлинская РБ" в прокуратуру Ташлинского района от 6 июня 2023 г. установлено, что 12 апреля 2023 года врачом ФИО2 направлена главному внештатному специалисту-эндокринологу МЗ ФИО1 заявка на обеспечение пациента "данные изъяты", которая согласована в тот же день. Система непрерывного мониторирования не назначалась, ВК от 16 мая 2023 года приняла решение участковому врачу терапевту совместно с врачом эндокринологом согласовать необходимость её назначения с главным внештатным эндокринологом МЗОО ФИО1, для чего направить Бакалкину Е.Ю. на консультацию в ГАУЗ "ООКБ N 1".
Судом также установлено, что Бакалкина Е.Ю. в октябре 2023 года прошла стационарное обследование в эндокринологическом отделении ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2". Согласно выписки N из медицинской карты стационарного больного от 27 октября 2023 года, Бакалкина Е.Ю. поступила с жалобами на ежедневные эпизоды "данные изъяты", чаще по ночам, протекающие бессимптомно, госпитализация обусловлена декомпенсацией "данные изъяты", периодически использует систему "данные изъяты", выписана с улучшением самочувствия и ей рекомендовано: наблюдение врача эндокринолога, нефролога, окулиста по месту жительства, диета с ограничение жиров, простых углеводов, соли, уход за стопами, контроль исследований: "данные изъяты" 1 р в 3 мес, самоконтроль сахара крови, "данные изъяты", контроль АД, "данные изъяты" - базальная скорость 35 ед. в сутки, "данные изъяты" перед основными приемами пищи ("данные изъяты") углеводный коэффициент "данные изъяты" - 1 ХЕ: 1 ЕД + дополнительно при гипергликемии более 10, 0 ммоль/л по 1-2 ЕД, предусмотреть потребность в инсулине на заполнение "данные изъяты"100-120 ед. в месяц, выписку этилового спирта 100 мл в месяц для установки "данные изъяты", набор инфузионный "данные изъяты", потребность на год 12 уп, резервуар для инсулина "данные изъяты" потребность на год 12 уп.; препараты "данные изъяты" 1 р в день в течение 2 месяцев, курсами 2 раза в год, "данные изъяты" 2 раза, "данные изъяты" 20 мг 2 раза, "данные изъяты" мг 2 раза, "данные изъяты" утром, 04 м вечером, "данные изъяты" на ночь.
Внештатный специалист эндокринолог Министерства здравоохранения Оренбургской области ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что установленная истцу помпа может функционировать без сенсора. "данные изъяты" у Бакалкиной Е.Ю. имеются, в связи с чем, ей была поставлена инсулиновая помпа. Установка "данные изъяты" является высокотехнологической медицинской помощью. При установке "данные изъяты" модель предоставления данной медицинской услуги предусматривает установку непрерывного мониторинга для подбора дозы инсулина при помощи "данные изъяты", то есть помпа и была установлена для нивелирования улучшения течения сахарного диабета. В Оренбургской области более восьмидесяти тысяч больных сахарным диабетом, но единицам требуется такой непрерывный мониторинг, в данном случае никаких препятствий в этом нет, но от лечащего врача заявки на обеспечение данной системой Бакалкину Е.Ю. на согласование не поступало.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации (статья 41), положениями статей 4, 19, 29, 37, 38, 70, 81, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2497 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на территории Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1314-пп, исходил из того, что Бакалкина Е.Ю. в связи с имеющимся заболеванием сахарный диабет нуждается в непрерывном мониторировании глюкозы, таким образом, у неё возникло право на обеспечение по жизненным показаниям системой непрерывного мониторинга.
Установив, что Бакалкина Е.Ю. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, по жизненным показаниям подлежит обеспечению медицинскими изделиями и препаратами необходимыми ей для поддержания состояния здоровья на должном уровне, суд первой инстанции учел, что выдача, прописанных ей медицинских препаратов и медицинских изделий в ходе рассмотрения данного дела не может считаться своевременным и надлежащим обеспечением.
Поскольку, в ходе рассмотрения дела установлено несвоевременное обеспечение Бакалкиной Е.Ю. как лица, страдающего социально значимым заболеванием "данные изъяты", за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами к установленной ей по жизненным показаниям инсулиновой помпе, медицинскими изделиями и препаратами, а также отказ в обеспечении сенсорами для инсулиновой помпы для непрерывного мониторирования уровня сахара в крови, что фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, суд первой инстанции удовлетворил требования в вышеуказанном объеме.
При этом, суд первой инстанции указал, что заслуживает внимания довод представителя ответчика о том, что препарат "данные изъяты" предназначен для ситуационного применения, не используется на постоянный прием, 1 упаковка может быть не востребована до истечения срока годности, истец Бакалкина Е.Ю. также подтвердила в судебном заседании, что предоставленный ей препарат "данные изъяты" до настоящего времени не использован ею по назначению, в связи с чем, удовлетворил исковые требования по обеспечению лекарственным препаратом "данные изъяты". в месяц (24 упаковки на год) частично (обеспечение истца лекарственным препаратом " "данные изъяты" суд определилпо потребности в количестве 1 штуки, до истечения срока годности, либо использования его по назначению).
При этом суд первой инстанции не принял во внимание акт сверки выдачи медицинских препаратов, указав, что он не подтверждает, что истец была обеспечена медицинскими изделиями в необходимом объеме, поскольку данные сведения являются общими.
Суд первой инстанции отметил, что доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в лекарственных средствах и средствах диагностики, не представлено. Согласно решению врачебной комиссии от 16 мая 2023 г. совместно с главным внештатным эндокринологом МЗОО ФИО1 подлежала согласованию необходимость назначения по медицинским показаниям Бакалкиной Е.Ю. системы НМГ, что до настоящего времени не сделано, обследование в областной больнице N2 г. Оренбург к таковому не относится. При этом суд учел, что отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что нуждаемость Бакалкиной Е.Ю. по жизненным показаниям в применении системы непрерывного мониторирования уровня сахара в крови подтверждена совокупностью исследованных материалов дела.
Ввиду того, что истцу Бакалкиной Е.Ю. было отказано в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе, ею понесены расходы на покупку датчиков сенсоров для измерения "данные изъяты" пришел к выводу, что затраченная на приобретение медицинских изделий сумма в размере 9980 руб. подлежит взысканию с Министерства здравоохранения как органа, в полномочия которого входит организация и финансирование бесплатного обеспечения средствами медицинского назначения.
Руководствуясь положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что истец обращалась в Ташлинскую РБ с заявлением предоставить сенсоры еще 24 марта 2023 г, с заявление в прокуратуру Ташлинского района 25 мая 2023 г, однако длительное время вопрос об обеспечении её сенсорами и препаратом Глюкаген, а также иными расходными материалами, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности не были разрешены во внесудебном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец испытывала переживания и вынуждена была расходовать личные средства на приобретение данных материалов, вынуждена обращаться в надзорный орган для урегулирования данного вопроса, обратиться в суд для защиты своих нарушенных правах.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имело место бездействие со стороны учреждения здравоохранения и Министерства здравоохранения, суд пришел к выводу, что истцу причинен моральный вред, компенсация которого подлежит взысканию с ответчиков в пользу Бакалкиной Е.Ю. с учетом принципа разумности и справедливости, по 4 000 руб.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решением врачебной комиссии ГБУЗ "Ташлинская РБ" от 16 мая 2023 г. (протокол N) принято решение по обеспечению Бакалкиной Е.Ю. полосками электрохимическими "данные изъяты", в количестве 120 штук на 30 дней, устройством для инфузий типа "данные изъяты", 15 штук в месяц; для помповой инсулинотерапии обеспечить набором инфузионным "данные изъяты" (длина иглы 6 мм, катетер - 60 см), потребностью на один год - 12 упаковок, резервуар для инсулина 300 ед. "данные изъяты" потребность на 1 год - 12 упаковок, тест-полоски для "данные изъяты" из расчета 6 измерений в сутки.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы ответчика, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 43 постановления от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции принял во внимание сведения, представленные министерством здравоохранения Оренбургской области, согласно которым Бакалкина Е.Ю. как на момент обращения в суд с иском, так и на момент вынесения оспариваемого судебного акта была обеспечена медицинскими изделиями и препаратами, которые были назначены решением врачебной комиссии от 16 мая 2023 г. (протокол N).
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается, что Бакалкина Е.Ю. обеспечивается медицинскими изделиями и препаратами, которые назначены решением врачебной комиссии, согласно выписанным льготным рецептам, не обеспеченных рецептов нет.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что ни Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 2497, ни Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на территории Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года N 1314-пп, бесплатное обеспечение средствами непрерывного (суточного) мониторирования глюкозы не предусмотрено, а в решении врачебной комиссии ГБУЗ "Ташлинская РБ" от 16 мая 2023 года не указано на нуждаемость истца в системе непрерывного мониторинга глюкозы, сенсоров к нему, лекарственных препаратах " "данные изъяты"", "данные изъяты", тестах-полосках для определения глюкозы и кетоновых тел в моче; назначения и рекомендации АО "Медицина", а также врача-эндокринолога решением врачебной комиссии не являются, в связи с чем оснований для признания нуждаемости истца, и как следствие возложения обязанности на ответчиков по предоставлению указанных медицинских препаратов не имеется.
Также суд апелляционной инстанции установил, что возложение обязанности по обеспечению истца ланцетами для прокалывания пальцев определенной фирмы противоречат положениям статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая, установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для возложения обязанности на министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечить Бакалкину Е.Ю. медицинскими изделиями, на ГБУЗ "Ташлинская РБ" осуществлять на постоянной основе выписку рецептов медицинских изделий, не указанных в заключении врачебной комиссии, а также медицинскими изделиями, которыми она обеспечена в соответствии с рецептурными бланками, у суда первой инстанции не имелось, равно как и оснований для взыскания с министерства здравоохранения Оренбургской области денежных средств, потраченных на приобретение за собственные средства датчиков сенсоров для измерения глюкозы "данные изъяты" и взыскания с ответчиков компенсации морального вреда.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия в полной мере согласиться не может по следующим основаниям.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьёй 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторирования состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путём фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включён, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, в группе "категории заболеваний" поименован "данные изъяты" при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), "данные изъяты", шприцы типа "данные изъяты"", " "данные изъяты" к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищённости граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьёй 8 названного федерального закона обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определённых законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьёй 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определён исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 названного Федерального закона, набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе. Такие медицинские изделия, как датчики непрерывного мониторирования глюкозы, в названные перечни не включены.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание, в том числе инвалидам, страдающим заболеванием "сахарный диабет" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счёт средств бюджета Оренбургской области) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Следовательно, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием "сахарный диабет" (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответственно, суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает, что такая оценка может быть произвольной, не основанной на объективном содержании сведений о фактах и сделанной в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона и акта их толкования следует, что постановление законного и обоснованного решения невозможно без установления, исследования и оценки всех обстоятельств дела, доводов и возражений сторон.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Аналогичные требования предъявляются и к судебному постановлению суда апелляционной инстанции (статья 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений закона и акта их толкования следует, что для постановления законного и обоснованного решения суду необходимо, в том числе, установить юридически значимые обстоятельства и обосновать принятое им решение имеющимися в материалах дела доказательствами. Суд не может произвольно устанавливать или считать доказанными факты, если они не являются общеизвестными или не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований к ГУБЗ "Ташлинская РБ" и Министерству здравоохранения Оренбургской области об обязании ответчиков обеспечивать Бакалкину Е.Ю. медицинскими изделиями и выписку рецептов на льготное обеспечение медицинскими изделиями и препаратами, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств невыполнения Министерством здравоохранения Оренбургской области возложенных на него обязанностей по обеспечению Бакалкиной Е.Ю. медицинскими изделиями, которые назначены решением врачебной комиссии от 16 мая 2023 г, в связи с чем также пришел к выводу, что в удовлетворении производных требований о взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда также следует отказать.
Вместе с тем, устанавливая факт обеспечения Бакалкиной Е.Ю. как на момент обращения в суд с иском, так и на момент вынесения решения суда первой инстанции спорными медицинскими изделиями и препаратами, суд апелляционной инстанции не исследовал доказательства, которыми подтверждаются указанные обстоятельства, в том числе не дал правовой оценки новым доказательствам, приобщенным судом апелляционной инстанции в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; какие конкретно медицинские препараты и медицинские изделия, и когда были выданы истцу, а также какие доказательства это подтверждают, апелляционное определение в нарушение положений статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержит.
Указывая на обоснованность доводов Министерства здравоохранения Оренбургской области, суд апелляционной инстанции только сослался на сведения, представленные ответчиком в суд второй инстанции, надлежащий анализ которым не дан.
Не дав по существу никакой оценки вышеуказанным дополнительным доказательствам, суд апелляционной инстанции не установилюридически значимые обстоятельства по делу надлежащими средствами доказывания.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что все медицинские изделия и препараты, которые были назначены решением врачебной комиссии от 16 марта 2023 г, предоставлены истцу своевременно и в полном объеме нельзя признать правомерным. Обстоятельства своевременной выдачи рецептов Бакалкиной Е.Ю. на льготное обеспечение медицинскими изделиями также надлежащим образом судом апелляционной инстанции не установлены.
Суд апелляционной инстанции, кроме того пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обеспечения Бакалкиной Е.Ю. необходимыми ей медицинскими изделиями (системой непрерывного мониторинга "данные изъяты" сенсор "данные изъяты" количестве 4 сенсора в месяц или "данные изъяты" в количестве 2 сенсора в месяц) поскольку системы непрерывного мониторирования глюкозы, сенсоры к ним не входят в перечни медицинских изделий для, льготной выписки больным "данные изъяты", а в решение врачебной комиссии ГБУЗ "Ташлинская РБ" от 16 марта 2023 г. не указано на нуждаемость истца по жизненным показаниям в системе непрерывного мониторирования глюкозы, она имеет возможность контролировать уровень глюкозы в крови с помощью глюкометра.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых " "данные изъяты"", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары-картриджи к инсулиновой помпе), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В то же время если гражданину, по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет бюджетных средств установлена инсулиновая помпа, а также по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия (в данном случае система непрерывного мониторирования глюкозы, совместимая с инсулиновой помпой "данные изъяты" c сенсорами "данные изъяты" или "данные изъяты", предназначенный для непрерывного мониторинга глюкозы), не входящего в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то обеспечение его таким медицинским изделием, в том числе расходными материалами к инсулиновой помпе (инфузионные наборы и резервуары-картриджи), без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Частью второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью первой статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть первая статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных прокурором исковых требований и их правового и фактического обоснования, возражений на них ответчиков, норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось выяснение обстоятельств того, принималось ли врачебной комиссией решение об установлении Бакалкиной Е.Ю. инсулиновой помпы по жизненным показаниям; нуждалась ли Бакалкина Е.Ю. по жизненным показаниям в применении системы непрерывного мониторирования глюкозы и принималось ли об этом врачебной комиссией соответствующее решение.
Как следует из решения врачебной комиссии от 16 мая 2023 г. Протокол N86 врачебной комиссии согласованы набор инфузионный для инсулиновой помпы, резервуар для инсулина, тест-полоски для глюкометра. А с целью обеспечения истца системой непрерывного мониторирования глюкозы: 1) необходимо иметь дневник самоконтроля; Участковому врачу терапевту совместно с врачом эндокринологом согласовать систему НМГ с главным внештатным эндокринологом МЗ ООО ФИО1 и направить пациенту Бакалкину Е.Ю. на консультацию в ГАУЗ "ООКБ N1".
Как следует из дополнительной информации ГБУЗ "Ташлинская РБ", представленной в суд апелляционной инстанции (письмо от 28 февраля 2024 г. N л.д.91 т.3), во исполнение решения врачебной комиссии от 16 мая 2023 г, протокол N, в ходе подготовки к рассмотрению дела в Ташлинском районном суде, врачами ГБУЗ "Ташлинская РБ" проведено согласование с главным внештатным эндокринологом Оренбургской области нуждаемости Бакалкиной Е.Ю. в обеспечении ее системой непрерывного мониторинга глюкозы, по результатам которого принято решение о нуждаемости Бакалкиной Е.Ю. в указанном медицинском изделии (системе НМГ).
Названные юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения требований прокурора и проверки решения суда первой инстанции о возложении обязанности на ответчиков обеспечить Бакалкину Е.Ю. спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями судом апелляционной инстанции не устанавливались и не исследовались, они надлежащей правовой оценки судом апелляционной инстанции не получили.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора об обеспечении Бакалкиной Е.Ю. необходимыми медицинскими препаратами и изделиями, а также о компенсации морального вреда, является преждевременными и его нельзя признать правомерным.
Изложенное, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению исковых требований прокурора в интересах инвалида Бакалкиной Е.Ю, страдающей социально значимым заболеванием, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Бакалкиной Е.Ю. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом приведенного выше апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 февраля 2024 г. нельзя признать законными, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Бакалкиной Е.Ю, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует принять во внимание приведенное и разрешить исковые требования прокурора в интересах Бакалкиной Е.Ю. на основании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, в соответствии с требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 февраля 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Е.В. Киреева
О.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.