Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Туляковой О.А, Федотовой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 февраля 2024 года по гражданскому делу N 2-3426/2023 по иску Рогожиной Эльмиры Рашитовны к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, заслушав доклад судьи Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА
:
Рогожина Э.Р. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" (далее ГКУ "Центр социальной поддержки населения"), указав, что имеет статус многодетной матери. В июне 2022 г. обратилась ГКУ "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По результатам рассмотрения заявления истцу было отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные исходя из регионального стандарта 10 893, 90 рублей, не превышают предельно допустимую долю расходов семьи 41 904, 80 рублей. С данным отказом истец не согласна, считает нарушенным право на получение субсидии. Просила признать незаконным решение ГКУ "Центр социальной поддержки населения" об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; возложить на ГКУ "Центр социальной поддержки населения" обязанность предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты обращения с 04.05.2022 года.
Определением суда от 11.09.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рогожин А.А, Рогожина Э.Р, действующая в интересах Рогожина В.А, Рогожиной В.А, Рогожиной А.А.
Решением Джержинского районного суда Оренбургской области от 05 октября 2023 г. исковые требования Рогожиной Э.Р. удовлетворены. Решение ГКУ "Центр социальной поддержки населения" от 20.05.2022 года N 30470 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" признано незаконным. На ГКУ "Центр социальной поддержки населения" возложена обязанность предоставить Рогожиной Э.Р. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты обращения, с 04.05.2022 года. С ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в пользу Рогожиной Э.Р. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 февраля 2024 года решение Джержинского районного суда Оренбургской области от 05 октября 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГКУ "Центр социальной поддержки населения" без удовлетворения.
ГКУ "Центр социальной поддержки населения" обратилось с кассационной жалобой, в которой выражает несогласие с постановленными судебными актами, просит об их отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В кассационной жалобе указывает на то, что выводы судов об отсутствии у семьи Рогожиных дохода в размере 1415000 руб. от продажи квартиры по причине вложения этих денежных средств в покупку другой квартиры противоречат закону.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Рогожина Э.Р. имеет статус многодетной матери.
Согласно справки N 281, выданной 31.05.2018 г. филиалом ГКУ Оренбургской области "Центр Социальной поддержки населения", семья состоит из 5 человек: Рогожина Э.Р, Рогожин А.А, Рогожин В.А, Рогожина В.А, Рогожина А.А.
04.05.2022 г. истец обратилась в ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении государственной услуги - предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Решением ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" от 20.05.2022 года N 30470 в предоставлении государственной услуги "Предоставление субсидии по оплату жилого помещения и коммунальных услуг" отказано в связи с отсутствием права на получение государственной услуг в соответствии с действующим законодательством, поскольку расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из регионального стандарта 10 893, 90 рублей, не превышают предельно допустимую долю расходов семьи 41904, 80 рублей.
Как следует из материалов дела в расчет среднедушевого дохода семьи ответчиком была взята сумма в размере 1 415 000 рублей, полученная Рогожиной Э.Р. от продажи своей 1/2 доли (основание возникновения права - свидетельство о праве на наследство по закону от 29.06.2017 г.) в квартире, расположенной по адресу: "адрес" по договору купли-продажи объекта недвижимости квартиры от 01.07.2021 года, заключенного между Петрукович Э.Р, Рогожина Э.Р. (продавцы) и Воронина Л.А. (покупатель).
Вместе с тем, согласно договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 27.07.2021 года, в этот же налоговый период Рогожиным А.А, Рогожиной Э.Р. (покупатели) у Полещиковой Л.В. (продавец) была приобретена квартира, расположенная по адресу: "адрес", стоимостью 2 970 000 рублей.
Согласно п. 2.1 договора купли-продажи, сумма 1870000 руб. оплачивается покупателями в день подписания договора за счет собственных денежных средств; окончательный расчет в размере 1100000 руб. производится за счет кредитных средств с использованием номинального счета ООО "Жилищная экосистема ВТБ".
Разрешая спор и признавая исковые требования правомерными, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3, 27, 32, 34, 35 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 761 от 14 декабря 2005 года, исходил из того, что расчетным периодом для определения дохода по заявлению истца от 4 мая 2022 г. является период с мая 2021 г. по октябрь 2021 г, Рогожина Э.Р. при подаче заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставила необходимые сведения о доходах за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (май 2022 года), отсчет которого начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления, то есть за период с мая 2021 года по октябрь 2021 года; в судебном заседании подтвердила, что сведения о доходах за расчетный период позволяют ей претендовать на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что указанные денежные средства были направлены на приобретение другой квартиры, которая в настоящий момент является единственным местом жительства семьи истца, суд пришел к выводу, что доход в размере 1415000 руб. за расчетный период в 2021 г. у Рогожиной Э.Р. фактически отсутствовал.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятое ответчиком решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" от 20 мая 2022 года за N30470 по рассмотрению заявления Рогожиной Э.Р. от 4 мая 2022 года в связи с тем, что расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные исходя из регионального стандарта 10893, 90 руб, не превышают предельную допустимую долю расходов семьи 41904, 80 руб, является незаконным.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов соглашается, поскольку выводы сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 20 августа 2003 г. N 512 утвердило Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правила).
Суд верно применил к спорным правоотношениям действующую на дату обращения истца за предоставлением субсидии редакцию пункта 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 (в редакции от 28.07.2020 г.), согласно которой совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина определяется за 6 календарных месяцев, отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (расчетный период).
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив вышеуказанное правовое регулирование, а также установив, что сумма от продажи доли истца в квартире в июле 2021 г. размере 1415000 руб. в том же расчетном периоде была направлена ею на приобретение иной квартиры, и при исключении данной суммы сумма расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не превышает предельно допустимую долю расходов семьи, суды пришли к правильному выводу о том, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Доводы кассационной жалобы об обратном, не могут быть признаны правомерными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указание кассатором в жалобе на наличие оснований для отказа в удовлетворения иска Рогожиной Э.Р. поскольку последняя получила экономическую выгоду, в результате купли-продажи увеличилась площадь жилого помещения, принадлежащего истцу с 25, 7 кв.м. (1/2 от 51, 3 кв.м.) до 65, 3 кв.м, по сути, направлено на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судом и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты нижестоящими судами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Наличие у истца экономической выгоды материалами дела не подтверждено, данных о том, что реализация недвижимого имущества носила систематический характер для истца, период владения объектом был непродолжительным, судом не установлено.
Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Переоценка установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
По существу, возникший спор судом разрешен правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 февраля 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи О.А. Тулякова
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.