Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Бугаевой В.Н, Тароян Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Ленинского районного суда г. Оренбурга кассационную жалобу Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-767/2023 по иску Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Оренбургской области к Хомутову Владимиру Александровичу, Джакеевой Елене Владимировне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Джакеева Родиона Тлековича о признании утратившими право пользования, выселении из жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Оренбургской области - Кущановой Г.Г, действующей на основании доверенности от 27 февраля 2023 г, выданной сроком до 27 февраля 2026 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Хомутова В.А. и его представителя Сулимовой Н.В, действующей на основании доверенности от 20 января 2023 г, выданной сроком на три года, полагавших, что основания для отмены судебного постановления по доводам жалобы отсутствуют, заключение прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, указавшего, что апелляционное определение является законным и обоснованным, просившего оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций (ГУ МЧС) России по Оренбургской области обратилось в суд с иском к Хомутову В.А, Джакеевой Е.В. о признании утратившими право пользования, выселении из жилого помещения по адресу: "адрес"
В обоснование исковых требований указано, что за истцом на праве оперативного управления закреплено здание пожарного депо по адресу: "адрес", общей площадью 2388, 3 кв. м.
Ранее указанный объект недвижимости имел адрес: "адрес".
Ответчик Хомутов В.А. в период с 28 января 1987 г. по 19 июля 2007 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе, с 30 октября 1987 г. проживает и зарегистрирован в помещении по адресу: "адрес" Джакеева Е.В. зарегистрирована с 13 марта 1990 г.
Решение о предоставлении ответчику и членам его семьи спорного помещения отсутствует, договор найма жилого помещения с ответчиком не заключался.
В связи с прекращением пребывания на государственной службе ответчик Хомутов В.А. утратил право пользования специализированным жилым помещением. 28 мая 2021 г. Хомутову В.А. направлено уведомление с требованием освободить помещение в двухмесячный срок в связи с отсутствием договора социального найма, до настоящего времени ответчик не освободил спорное служебное помещение.
Уточнив исковые требования, истец просил признать Хомутова В.А, Джакееву Е.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" выселить из него без предоставления другого жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2023 г. исковые требования ГУ МЧС России по Оренбургской области к Хомутову В.А, Джакеевой Е.В, о признании утратившими право пользования, выселении из жилого помещения удовлетворены.
Суд признал Хомутова В.А, Джакееву Е.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" указал, что решение является основанием для снятия с регистрационного учета Хомутова В.А, Джакеевой Е.В. по адресу: "адрес", выселил Хомутова В.А, Джакееву Е.В. из помещения, расположенного по адресу: "адрес", с предоставлением другого жилого помещения, находящегося в черте г. Оренбурга, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
8 августа 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренной главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с привлечением к участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора УМВД России по Оренбургской области.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истец исковые требования уточнил, просил признать Хомутова В.А, Джакееву Е.В. и ее несовершеннолетнего сына Джакеева Р.Т. утратившими право пользования помещением по адресу: "адрес" выселить без предоставления другого жилого помещения, снять ответчиков с регистрационного учета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 августа 2023 г. решение суда первой инстанции от 12 апреля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Оренбургской области удовлетворены частично.
Суд признал Хомутова В.А, Джакееву Е.В, Джакеева Р.Т. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" "адрес").
Указал, что решение суда является основанием для снятия Хомутова В.А, Джакееву Е.В, Джакеева Р.Т. с регистрационного учета по адресу: "адрес").
Выселил Хомутова В.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес") без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований ГУ МЧС России по Оренбургской области к Джакеевой Е.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Джакеева Р.Т. отказал.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2024 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 августа 2023 г. отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в Оренбургский областной суд.
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что суду апелляционной инстанции надлежало выяснить, обладал ли Хомутов В.А. к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.) статусом лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, имел ли он право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по состоянию на 1 марта 2005 г. и является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий на дату рассмотрения спора, принималось ли решение о снятии его с такого учета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 марта 2024 г. решение суда первой инстанции от 12 апреля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ГУ МЧС России по Оренбургской области удовлетворены частично.
Суд признал Джакееву Е.В, Джакеева Р.Т. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес").
Указал, что решение суда является основанием для снятия Джакеевой Е.В, Джакеева Р.Т. с регистрационного учета по адресу: "адрес").
В удовлетворении остальной части исковых требований ГУ МЧС России по Оренбургской области отказал.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 марта 2024 г, принятии по делу нового решения в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель не согласен с апелляционным определением в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании утратившим права пользования и выселении ответчика Хомутова В.А. из спорного жилого помещения.
В обоснование жалобы указано, что спорное помещение располагается в нежилом здании пожарного депо на 4 автомашины, закрепленном на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Оренбургской области, предоставленное ответчикам для проживания помещение никогда не являлось жилым помещением, для проживания граждан не предназначалось. Ответчик Хомутов В.А. к малоимущим и иным указанным в законе гражданином, нуждающимся в жилище, не является.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судом апелляционной инстанции, рассматривавшим дело по правилам производства в суде первой инстанции, установлено, и из материалов дела следует, что четырехэтажное нежилое здание (пожарное депо на 4 а/машины) по адресу: "адрес" "адрес") распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 10 декабря 2019 г. N 56-532-р "О перераспределении федерального имущества" передано в оперативное управление Главному управлению ГУ МЧС России по Оренбургской области.
Ранее нежилое здание находилось на праве оперативного управления ФГКУ "9 отряд федеральной противопожарной службы по Оренбургской области" на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 19 августа 2009 г. N 799-р "О перераспределении федерального имущества", что следует из свидетельства о государственной регистрации от 18 января 2013 г.
Постановлением главы г. Оренбурга от 27 октября 2006 г. N 3674-п объекту недвижимости, расположенному по адресу: "адрес", присвоен новый адрес: "адрес".
Ответчик Хомутов В.А. проходил службу в Государственной противопожарной службе в период с 28 января 1987 г. (приказ УВД от 28 января 1987 года N5 л.с.) по 19 июля 2007 г. (приказ ОГПС-1 от 19 июля 2007 года N 11 л.с.).
Приказом МВД России N460 от 6 октября 1993 г. Противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД Оренбургской области преобразована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Оренбургской области. Далее, Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с 1 января 2002 г. преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с включением в ее состав входящих по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом. На основании директивы МЧС России от 24 сентября 2003 г. N31-23-21 Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Оренбургской области вошло в состав Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Ответчики Хомутов В.А, его дочь Джакеева (Хомутова) Е.В. и ее несовершеннолетний сын Джакеев Р.Т. зарегистрированы по адресу: "адрес".
Договор найма жилого помещения N, расположенного в здании по адресу: "адрес", между ГУ МЧС России по Оренбургской области и Хомутовым В.А. не заключался. По состоянию на 1 июля 2021 г. Хомутов В.А. и члены его семьи на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда, жилого помещения по договору социального найма, нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МЧС России по Оренбургской области не состоят.
Согласно представленной в материалы дела копии протокола N 2 жилищно-бытовой комиссии отряда ВПО-1 от 8 июня 1989 г, утвержден список очередности на улучшение жилищных условий по отряду ВПО-1 в количестве 132 человека.
Из представленного в материалы дела списка сотрудников 1 отряда Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 3 ноября 2005 г, Хомутов В.А. состоит на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий, значится в списке под N 36 с составом семьи: жена, сын, дочь на основании принятого решения N 12 от 22 декабря 1987 г. В списке указано место жительства Хомутова В.А.: "адрес", общежитие.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Хомутова В.А, Джакеевой (Хомутовой) Е.В. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества отсутствуют.
28 мая 2021 г. в адрес Хомутова В.А. истцом направлено уведомление с требованием освободить занимаемое им помещение, по адресу: "адрес" 5, в двухмесячный срок с момента получения уведомления в связи с отсутствием правовых оснований пользования указанным помещением. Как следует из искового заявления, от подписи в получении данного уведомления Хомутов В.А. отказался.
Оценив вышеизложенные доказательства в своей совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 93, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", дополняющей определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений, пункта 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений по предоставлению ответчику жилого помещения), с учетом разъяснений содержащихся в пунктах 5 и 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходил из того, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Хомутов В.А. проработал в 1 отряде Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Оренбургской области, предоставившим жилое помещение в связи с прохождением службы, более 10 лет, соответственно Хомутов В.А. отнесен к категории лиц, названных в пункте 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, на момент увольнения со службы в 1 отряде Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Оренбургской области ответчик состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем правовых оснований для признания Хомутова В.А. утратившим права пользования спорным жилым помещением и выселении не установил, в удовлетворении требований, заявленных к Хомутову В.А, отказал.
Разрешая требования о признании ответчиков Джакеевой Е.В, Джакеева Р.Т. утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, суд апелляционной инстанции установил, что Джакеева Е.В. не является членом семьи Хомутова В.А, вступила в брак и добровольно выехала из спорного жилого помещения на новое место жительство с семьей - мужем Джакеевым Т.Т. и сыном Джакеевым Р.Т. по адресу: "адрес", которая приобретена ею в период брака с Джакеевым Т.Т. по договору участия в долевом строительстве от 19 октября 2020 г, в связи с чем признал Джакееву Е.В, Джакеева Р.Т. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"), придя к выводу, что законных оснований для сохранения за ними права пользования спорным жилым помещением не имеется.
Поскольку Джакеева Е.В. и ее сын Джакеев Р.Т. не проживают в спорном жилом помещении, в удовлетворении иска о их выселении из помещения N 5 по адресу: "адрес", отказано.
В указанной части судебные акты не оспариваются, следовательно, судебной коллегией на предмет законности в силу ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части судебные акты не проверяются.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при вынесении обжалуемого судебного постановления об отказе в иске ГУ МЧС России по Оренбургской области к Хомутову В.А. о признании утратившим право пользования спорным жилым помещением и выселении не было допущено существенных нарушений норм права и оснований для отмены судебного постановления в указанной части не имеется. Судом верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для спора, в их совокупности, изложенные в оспариваемом судебном акте выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости. Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами распределено правильно.
Основания и порядок предоставления жилых помещений на условиях социального найма предусмотрены положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4).
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений по предоставлению ответчику спорного жилого помещения) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Правильное применение приведенных норм права и акта их разъяснения, исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод об отсутствии правовых оснований для признания Хомутова В.А. утратившим права пользования спорным жилым помещением и выселении.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, то обстоятельство, что Хомутов В.А. в настоящее время не значится в новом списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеет правового значения, поскольку соответствующего решения об исключении его из указанного списка не принималось, при этом ответчик не может нести негативных последствий ненадлежащего исполнения государственными органами обязанностей по ведению документации, сохранению данных в архиве.
Доводы кассационной жалобы о том, что здание пожарного депо не является жилым, в связи с чем у Хомутов В.А. не могло возникнуть право пользования спорным помещением как жилым, отклоняются судебной коллегией на основании следующего.
Статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Аналогичные положения содержались в статье 7 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорного помещения.
В силу указанных выше нормативных положений для проживания могут быть предоставлены только жилые помещения.
Из инвентарного дела в отношении нежилого здания "пожарное депо на 4 а/машины", расположенного по адресу: "адрес" следует, что в его состав входили жилые помещения на третьем этаже площадью 16, 0; 13, 10; 16, 8; 17, 2; 17, 6; 16, 9; 13, 4; 10, 2; 7, 6; 14, 0 кв. м (л.д. 192, т. 1).
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного помещения, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Аналогичное содержание имела статья 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", определяющая структуру жилищного фонда как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Таким образом, на момент вселения ответчиков в спорное помещение факт нахождения жилого помещения в нежилом здании не противоречил действовавшему в тот период жилищному законодательству.
В целом доводы жалобы приводились заявителем ранее, водятся к изложению позиции истца по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену судебного акта в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого судебного акта применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи В.Н. Бугаева
Р.В. Тароян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.