Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Туляковой О.А, Федотовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-13305/2022 по иску Иштугановой Г.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны, Министерству образования и науки Республики Татарстан о возложении обязанности передать учетное дело и предоставить специализированное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иштуганова Г. Р. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны, Министерству образования и науки Республики Татарстан о возложении обязанности передать учетное дело и предоставить специализированное жилое помещение.
Заявленные требования мотивировала тем, что её опекуном в Исполком Комсомольского района города Набережные Челны были поданы документы о включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированный жилых помещений. Постановлением Исполкома N от 28 октября 2009 г. она принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. По достижении 20 лет истец сменила паспорт и сообщила его данные органу местного самоуправления. 16 августа 2022 г. истец обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан с просьбой предоставить ей жилое помещение. В ответе от 25 августа 2022 г. было указано, что документы на её имя в адрес Министерства не поступали.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 г. исковые требования Иштугановой Г.Р. удовлетворены. Судом постановлено возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность предоставить Иштугановой Г.Р. специализированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июля 2023 г. решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска Иштугановой Г.Р. полностью отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июля 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2024 г. решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции от 20 декабря 2022 г. и апелляционное определение от 4 марта 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на наличие в собственности истца жилого помещения более учетной нормы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Республике Татарстан регулируются Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 г. N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 г. N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти республики по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Горсовета муниципального образования город Набережные Челны от 10 марта 2006 г. N 9/7 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Иштуганова Г.Р. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Исполкома города Набережные Челны от 28 октября 2009 г. N Иштуганова Г.Р. и ФИО1 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи два человека и с этого учета не сняты до настоящего времени.
Судами также установлено, что истец зарегистрирована в жилом помещении общей площадью "данные изъяты" расположенном по адресу: "адрес" - в здании общежития.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 2 августа 2022 г. указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности истцу и её сестре, доля в праве составляет "данные изъяты", площадь помещения, на которую зарегистрировано право собственности, равна "данные изъяты" Право собственности на жилое помещение возникло у истца и её сестры ФИО1 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан N от 4 декабря 2009 г.
Решением жилищной комиссии Министерства от 23 июня 2023 г. N (после вынесения решения судом первой инстанции) Иштугановой Г.Р. отказано во включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что заявитель реализовала право по состоянию на 1 января 2013 г. оформлением в собственность жилого помещения в 2010 г. по адресу: "адрес"
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 г. N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан" от 12 января 2013 г. N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", исходя из установленных обстоятельств, пришел к выводу о возложении обязанности на Министерство образования и науки Республики Татарстан, предоставить Иштугановой Г.Р. специализированное жилое помещение, поскольку установлено, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако жилое помещение ей до настоящего времени ответчиком не предоставлено.
Суд первой инстанции также указал, что действующее законодательство не содержит требований о предоставлении жилых помещений только в порядке очередности постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; отсутствие свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда не может служить основанием к ограничению права указанной категории лиц на своевременное обеспечение жилыми помещениями.
Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласился, при этом исходил из того, что площадь находящейся в общей долевой собственности истца квартиры менее учетной нормы, установленной в городе Набережные Челны, Иштуганова Г.Р. нуждается в жилье. Расхождение в площади квартиры, указанной в справке с места жительства - финансовом лицевом счёте как "данные изъяты"м, а в ЕГРН как "данные изъяты", обусловлено тем, что жилое помещение находится в общежитии, и в целях начисления платы за жилищно-коммунальные услуги в его площадь включается площадь мест общего пользования, не принадлежащих истцу как собственнику и не входящих в состав её жилого помещения.
Более того, суд апелляционной инстанции также учел, что из учётного дела ФИО1 (сестры), следует, что на учёт как нуждающаяся в жилье, истец поставлена вместе со своей сестрой и при прочих равных условиях, а основанием для постановки послужило помимо статуса ребёнка-сироты заявление опекуна сестёр Иштугановых от 22 сентября 2009 г. Договор приватизации квартиры, а по факту комнаты в общежитии, на что и указано в этом договоре, был заключён истцом и её сестрой 4 декабря 2009 г.
Судом также установлено, что ФИО1 решением жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25 октября 2017 г. N включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с ней 26 июля 2018 г. заключён договор найма, а истцу в реализации её аналогичного права было отказано.
При этом судом апелляционной инстанции учтены письменные пояснения сотрудника муниципального бюджетного учреждения "Архив документов по личному составу" города Набережные Челны ФИО2, которая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала руководителем отдела опеки и попечительства Исполкома города Набережные Челны и лично отвозила и передавала в Министерство учетные дела сестер Иштугановых, изготавливала их дубликаты по причине утраты работниками ответчика; в связи с чем суд второй инстанции критически отнесся к письму ответчика от 25 августа 2022 г. N, на обращение истца, согласно которому документы по Иштугановой Г.Р. в адрес ответчика не поступали.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции, признал решение ответчика об отказе во включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, неправомерным, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов соглашается, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной по правилам статей 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованном применении норм материального и процессуального права.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, судебной коллегией учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Разрешая заявленные требования, судами, вопреки позиции заявителя жалобы, правильно определены характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что Иштуганова Г.Р. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не обращалась, не была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения не могут служить основанием к отмене постановленных судебных актов в кассационном порядке, опровергается материалами дела.
Постановлением Исполкома города Набережные Челны от 28 октября 2009 г. N Иштуганова Г.Р. и ФИО1 приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи два человека на основании положений статей 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Более того, на обращение истца к ответчику с просьбой о предоставлении жилого помещения, ею был получен ответ от 7 сентября 2022 г, согласно которому следует, что её обращение от 16 августа 2022 г. поступило и будет учтено в дальнейшей работе, начато строительство домов, и истцу рекомендовано обратиться в Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны с заявлением о предоставлении временного жилого помещения из маневренного жилищного фонда (т.1 л.д.23).
Доводы жалобы ответчика о наличии в собственности истца жилого помещения, проверялись судом апелляционной инстанцией им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи О.А. Тулякова
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.