Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, Судей Киреевой Е.В, Герасимова Н.В, с участием прокурора Вострокнутовой В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чекмасова Владимира Владимировича на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 13 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-5739/2023 по иску Чекмасова Владимира Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Чувашской Республике-Чувашии, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка, компенсаций, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения представителя истца Чекмасова В.В. по доверенности Чекмасова В.А, возражения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Чувашской Республике-Чувашии по доверенности Тамбовой А.В, заключение прокурора Вострокнутовой В.К, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чекмасов В.В. обратился в суд с иском к ОФПСС по ЧР, ФПСС РФ о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка, мотивировав тем, что решением суда он был восстановлен в должности главного специалиста- ревизора. 25 сентября 2023 года он был уволен в связи по сокращению штата. С увольнением не согласен, считает его незаконным. Его должность сокращена не была. Ответчиком была нарушена процедура увольнения, вакантные должности не предложены. Просит признать приказ об увольнении незаконным, восстановить на работе, взыскать средний заработок за время прогула. Признать письма и уведомления незаконными. Взыскать заработную плату и премию с 3 апреля 2023 года по 15 июня 2023 года, моральный вред в размере 3 000 000 руб. с каждого ответчика, судебные расходы. Установить факт его дискриминации, связанный с неисполнением решения Московского районного суда г.Чебоксары, восстановившего его на работе и взыскавшего заработную плату. Взыскать компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы.
Определением Московского районного суда г.Чебоксары от 23 ноября 2023 года исковые требования Чекмасова В.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ч.Р, Фонду пенсионного и социального страхования РФ об установлении факта его дискриминации, связанный с не исполнением решения Московского районного суда г.Чебоксары, восстановившего его на работе и взыскавшего заработную плату, взыскании компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, взыскании невыплаченной материальной помощи и премии, компенсации за нарушение срока выплаты (п.11-21, за исключением п. 13-14, просительной части искового заявления от 24 октября 2023г.) выделены в отдельное производство.
С учётом изложенного, Чекмасов В.В. просил: признать незаконными приказы ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии: от 25 сентября 2023 года N-лс об увольнении; от 23 июня 2023 года N об утверждении штатной расстановки в части невключения в штатное расписание должности главного специалиста-ревизора с окладом 15 834 руб.; признать незаконными приказы Социального фонда: от 23 декабря 2022 года N 14 об утверждении штатного расписания ОСФР по Чувашской Республике- Чувашии; от 22 июня 2023 года N N об утверждении штатного расписания ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии в части невключения в штатное расписание должности главного специалиста-ревизора с окладом 15 834 руб.; восстановить его (истца) на работе в должности главного специалиста - ревизора ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии; взыскать с ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии средний заработок за время вынужденного прогула за период с 26 сентября по 24 октября 2023 года в сумме 41 405 руб. и далее, с 26 октября 2023 года, по день восстановления на работе; признать незаконным уведомление ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии истца Чекмасова В.В. от 14 июля 2023 года о предстоящем сокращении его должности главного специалиста-ревизора с 1 сентября 2023 года; признать незаконными предложения ответчика истцу Чекмасову В.В. вакантных должностей в связи с предстоящим сокращением должности главного специалиста-ревизора от 26 июля 2023 года, от 8 августа 2023 года, от 28 августа 2023 года, от 25 сентября 2023 года; признать незаконным письмо профсоюзной организации от 29 сентября 2023 года N ВН-21-05/99342 о даче мотивированного мнения о предстоящем сокращении должности истца (главного специалиста-ревизора) с 1 сентября 2023 года; взыскать с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 руб.
Определением районного суда от 9 ноября 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Чувашская республиканская организация общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Чувашская республиканская организация Профессионального союза работников строительства, промышленности и строительных материалов Российской Федерации.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований Чекмасова Владимира Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Чувашской Республике-Чувашии, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка, компенсаций, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 13 марта 2024 года решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Чекмасовым В.В, ставится вопрос об отмене судебных актов и удовлетворении требований.
Представитель истца Чекмасова В.В. по доверенности Чекмасов В.А. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить судебные акты.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Чувашской Республике-Чувашии по доверенности Тамбова А.В. в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, по основаниям, указанным в возражениях.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя истца Чекмасова В.В. по доверенности Чекмасова В.А, возражения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Чувашской Республике-Чувашии по доверенности Тамбовой А.В, заключение прокурора Вострокнутовой В.К, полагавшей судебные акты правильными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 10 сентября 2008 года Чекмасов В.В. был принят на работу в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике на должность ведущего специалиста-ревизора контрольно-ревизионного отдела и с ним был заключён трудовой договор N.
В последующем, на основании соответствующих приказов работодателя, истец занимал должности главного специалиста, главного специалиста-ревизора.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с 01 января 2023 года реорганизованы посредством их присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, которые считаются территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Приказом Социального фонда N от 23 декабря 2022 года были утверждены штатные расписания территориальных органов Социального фонда, в том числе и штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии с 1 января 2023 года.
В штатном расписании Отделения Социального фонда было предусмотрено 122 штатные единицы в Управлении организации страхования профессиональных рисков, месячный фонд должностных окладов - 1 899 528 руб, в отделе администрирования страховых взносов были предусмотрены 55 штатных единиц.
Приказом ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии N-к от 31 марта 2023 года Чекмасов В.В. был уволен с должности главного специалиста-ревизора отдела администрирования страховых взносов по п.7 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
Вступившим в законную силу решением Московского районного суда города Чебоксары от 15 июня 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 11 сентября 2023 года, помимо прочего, приказ ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии от 31 марта 2023 года N-лс об увольнении Чекмасова В.В. признан незаконным, последний восстановлен на работе в должности главного специалиста-ревизора отдела администрирования страховых взносов управления организации страхования профессиональных рисков ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии.
Во исполнение решения суда, приказом ОСФР по Чувашской Республике N-лс от 15 июня 2023 года ранее изданный приказ от 31 марта 2023 года N-лс отменён, Чекмасов В.В. восстановлен в должности главного специалиста-ревизора отдела администрирования страховых взносов управления организации страхования профессиональных рисков ОСФР по Чувашской Республике с 15 июня 2023 года.
Приказами Отделения Социального фонда истцу были предоставлены: N-о от 16 июня 2023 года - оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения на период с 19 июня по 13 июля 2023 года; N от 19 июля 2023 года - ежегодный основной оплачиваемый отпуск на период с 31 июля по 25 августа 2023 года; N-о от 30 августа 2023 года - ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на период с 4 по 13 сентября 2023 года.
Приказом Социального фонда N от 22 июня 2023 года было утверждено штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии. Названным приказом предусматривалось формирование в управлении организации страхования профессиональных рисков отделов: организации страхования профессиональных рисков, организации назначения и осуществления страховых выплат; группы расследования и экспертизы страховых случаев.
В порядке исполнения названного приказа Социального фонда приказом ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии от 23 июня 2023 года N утверждена штатная расстановка Отделения Социального фонда с ДД.ММ.ГГГГ. В управление персонифицированного учета и администрирования страховых взносов введены отделы: организации персонифицированного учета и администрирования страховых взносов; персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N, персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N; взаимодействия со страхователями; выездных проверок; аудита баз данных персонифицированного учета и страхователей; группа регистрации и учета страхователей; группа поступления и учета платежей; в управлении организации страхования профессиональных рисков: отдел организации страхования профессиональных рисков, отдел организации и осуществления страховых выплат, группа расследования и экспертизы страховых случаев.
Приказом Социального фонда N от 30 июня 2023 года в штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии были внесены изменения, с 15 июня 2023 года в управление организации страхования профессиональных рисков, в отдел администрирования страховых взносов была включена должность главного специалиста-ревизора, с месячным должностным окладом в 5 278 руб..
30 июня 2023 года ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии направило уведомления о возможности расторжения трудового договора по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации с Чекмасовым В.В. в связи с введением с 1 сентября 2023 года нового штатного расписания председателю первичной профсоюзной организации Отделения Социального фонда и председателю Чувашской республиканской организации Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, а также в отдел Казенного учреждения "Центр занятости населения Чувашской Республики" - сведения о высвобождаемых работниках, в том числе о Чекмасове В.В..
14 июля 2023 года ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии вручило Чекмасову В.В. уведомление о том, что ввиду проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с введением с 1 сентября 2023 года штатного расписания Отделения социального фонда (приказ Социального фонда N от 22 июня 2023 года) и утверждением штатной расстановки (приказ Отделения социального фонда от 23 июня 2023 года N), занимаемая истцом штатная единица главного специалиста-ревизора отдела администрирования страховых взносов управления организации страхования профессиональных рисков подлежит сокращению с 1 сентября 2023 года. Названным уведомлением работник предупрежден о том, что в течение всего срока уведомления о предстоящем увольнении ему будет предложена другая имеющаяся у работодателя работа. В случае отказа от перевода на предложенные вакантные должности или работу, соответствующие квалификации работника, трудовой договор с работником будет расторгнут по истечении двух месяцев с момента ознакомления с настоящим уведомлением.
14 июля 2023 года Чекмасов В.В. обратился в адрес работодателя с уведомлением, в котором указал, что 13 июля 2023 года на основании протокола учредительного собрания создана первичная профсоюзная организация ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии в составе Чувашской республиканской организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов, Чекмасов В.В. избран председателем первичной профсоюзной организации.
29 августа 2023 года Отделение Социального фонда письмом NВН-21- 05/99342 предложило представить председателю Чувашской республиканской организации профсоюза работников строительства, промышленности и строительных материалов мотивированное мнение профсоюзной организации о сокращении занимаемой ФИО1 должности.
Соответствующее предложение ОСФР по Чувашской Республике в отношении Чекмасова В.В. 30 августа 2023 года также направило в Чувашскую республиканскую общественную организацию Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания письмом за номером ВН-21-04/120233.
В период с 26 июля по 25 сентября 2023 года ответчик неоднократно предлагал Чекмасову В.В. вакантные должности; 26 июля 2023 года - 63 вакантные должности с указанием наименования должности, оклада, поощрений, места выполнения трудовой функции; 8 августа 2023 года - 61 должность, 28 августа 2023 - 59 должностей, 3 сентября 2023 года - 153 должности, 5 сентября 2023 года -113 должностей. Согласия на перевод на другую должность или согласие на предложенные работодателем должности Чекмасов В.В. не выразил.
1 сентября 2023 года Чекмасов В.В. обратился к работодателю с заявлением о нарушении трудовых прав, сообщив о том, что последний по состоянию на 1 сентября 2023 года не представил сведений о конкретных новых условиях предлагаемой работы, при отсутствии сведений о конкретных новых условиях работы и её оплаты, он лишён возможности определить, согласен ли он на изменения и продолжение работы в иных должностях в создающихся новых условиях.
25 сентября 2023 года истцом были получены должностные инструкции по всем вакантным должностям, предложенным работнику 25 сентября 2023 года.
Комиссией в составе работников Отделения Социального фонда ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 25 сентября 2023 года составлен акт о том, что в их присутствии Чекмасовым В.В. выражен отказ от перевода на предложенные ему должности, указанные в предложении от 25 сентября 2023 года.
Приказом Отделения Социального фонда N-лс от 25 сентября 2023 года Чекмасов В.В. уволен с должности главного специалиста-ревизора отдела администрирования страховых взносов управления организации страхования профессиональных рисков по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации). С приказом работник был ознакомлен в тот же день 25 сентября 2023 года, о чём имеется его подпись, а также собственноручно сделанная запись "с приказом не согласен".
В день увольнения Чекмасову В.В. была выплачена компенсация отпуска, заработная плата в общем размере 24 024, 19 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, признал установленным, что приказом Социального фонда N от 23 декабря 2022 года было утверждено, в том числе, штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии с 1 января 2023 года. В штатном расписании было предусмотрено 122 штатные единицы в Управлении организации страхования профессиональных рисков, в отделе администрирования страховых взносов были предусмотрены 55 штатных единиц. На основании вступившего в законную силу решения суда от 15 июня 2023 года приказом Социального фонда N от 30 июня 2023 года в штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике были внесены изменения, с 15 июня 2023 года в управление организации страхования профессиональных рисков (в отдел администрирования страховых взносов) была включена должность главного специалиста-ревизора с должностным окладом в 5 278 руб. Приказом Социального фонда N от 22 июня 2023 года было утверждено штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии: в управлении организации страхования профессиональных рисков был организован отдел организации страхования профессиональных рисков, отдел организации назначения и осуществления страховых выплат, группа расследования и экспертизы страховых случаев. Вследствие организационных изменений у работодателя стало невозможным сохранение прежних условий трудового договора с истцом, сокращение штата явилось следствием объективных причин - оптимизации организации трудового процесса и эффективности деятельности Учреждения. Разработка и утверждение штатного расписания является прерогативой работодателя. Социальным фондом правомерно, в пределах своих полномочий, были утверждены штатные расписания. Трудовое законодательство не содержит норм, запрещающих работодателю производить изменение организационной структуры организации, руководствуясь определенными им критериями.
Указанное относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому суд не вправе входить в обсуждение вопроса целесообразности либо нецелесообразности изменений организационных условий труда, в том числе изменений организационной структуры организации и проведения мероприятий по штатной расстановке работников ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии.
Проверяя процедуру увольнения работника в связи с сокращением штата организации, суд исходил из того, что истец в период с 19 июня по 13 июля 2023 года истец находился в очередном отпуске, а 14 июля 2023 года был предупреждён о предстоящем сокращении штатной должности главного специалиста-ревизора отдела администрирования страховых взносов управления организации страхования профессиональных рисков. С даты предупреждения о предстоящем увольнении и по день увольнения ответчик неоднократно предлагал работнику вакантные должности, при этом согласия на перевод на другую должность или согласие на предложенную должность Чекмасов В.В. не выразил. 30 июня 2023 года Отделение социального фонда направило в службу занятости сведения о высвобождаемых работниках, в том числе и о Чекмасове В.В. 29 августа 2023 года. Отделение социального фонда запросило в Чувашской республиканской организации профсоюза работников строительства, промышленности и строительных материалов Российской Федерации согласие на увольнение истца, 30 июня 2023 года направило соответствующий запрос в первичную профсоюзную организацию, 30 августа 2023 года - в Чувашскую республиканскую общественную организацию Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания. В установленный законом 7-дневный срок профсоюзные организации не направили работодателю мотивированное мнение по вопросу увольнения Чекмасова В.В. При изложенных обстоятельствах, процедуру увольнения работника суд признал соблюдённой.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исходил из следующего.
Решение Московского районного суда города Чебоксары от 13 июня 2023 года по спору между Чекмасовым В.В. к ОСФР по Чувашской Республике о нарушении трудовых прав вступило в законную силу и обстоятельства, установленные этим судебным актом, в силу приведенного закона, имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего гражданского дела.
Названным решением суда установлено, что в штатном расписании Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике на период с 01 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года в отделе администрирования страховых взносов было предусмотрено 6 штатных единиц главного специалиста-ревизора. Приказом Отделения социального фонда от 31 марта 2023 года N-лс Чекмасов В.В. был уволен с должности главного специалиста-ревизора отдела администрирования страховых взносов, поэтому суд восстановил его в прежней должности в отдел администрирования страховых взносов, а доводы Чекмасова В.В. о том, что он подлежал восстановлению в отделе проверок, признал необоснованными. В этой связи, суд апелляционной инстанции посчитал несостоятельны доводы представителя истца о том, что оспариваемым приказом N от 23 декабря 2022 года утверждено штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике, в которое последний не включил ранее занимаемую истцом должность.
Оспариваемым истцом приказом N от 23 декабря 2022 года было утверждено штатное расписание Отделения социального фонда, которым предусмотрено функционирование в управлении организации страхования профессиональных рисков следующих отделов: администрирования страховых взносов, включающий в себя, помимо прочих, 18 штатных единиц главного специалиста-эксперта; проверок, включающий в себя должности начальника отдела (1 единица), консультанта (4 единицы), главного специалиста-эксперта (14 единиц), ведущего специалиста-эксперта (4 единицы); страхования профессиональных рисков, включающий 10 штатных единиц главного специалиста-эксперта; по обеспечению санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан, в том числе, одного главного специалиста-эксперта; обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, состоящий, помимо прочего, из 5 должностей главного специалиста-эксперта.
В указанное штатное расписание в порядке исполнения упомянутого выше решения суда, приказом Социального фонда N от 30 июня 2023 года были внесены изменения: с 15 июня 2023 года в отдел администрирования страховых взносов управления организации страхования профессиональных рисков была включена должность главного специалиста-ревизора.
Приказом Социального фонда N от 22 июня 2023 года было утверждено новое штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии с введением его в действие 1 сентября 2023 года. В управлении организации страхования профессиональных рисков был организован отдел организации страхования профессиональных рисков, отдел организации назначения и осуществления страховых выплат, группа расследования и экспертизы страховых случаев, а функционирование отдела выездных проверок в составе начальника отдела (1 единица), заместителя начальника отдела (1 единица), консультанта (1 единица), главного специалиста-эксперта (8 единиц), ведущего специалиста-эксперта (8 единиц) было предусмотрено в составе управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов наравне с отделами: организации персонифицированного учета и администрирования страховых взносов; персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N; взаимодействия со страхователями; регистрации и учета страхователей; аудита баз данных персонифицированного учета и страхователей, а также с группой поступления и учета платежей.
При таких обстоятельствах, выводы районного суда о том, что вследствие организационных изменений у работодателя стало невозможным сохранение прежних условий трудового договора с истцом, сокращение штата явилось следствием объективных причин - оптимизации организации трудового процесса и эффективности деятельности Учреждения, суд апелляционной инстанции посчитал обоснованными.
Сравнивая штатные расстановки работников, районный суд также сделал вывод о том, что должность начальника отдела выездных проверок (ранее отдела проверок), вопреки доводам жалобы, не была вакантной в связи с замещением этой должности ФИО11, как на момент начала процедуры сокращения штатов, так и по состоянию на 25 сентября 2023 года, с чем также согласился суд апелляционной инстанции. Должность заместителя начальника отдела выездных проверок также не была вакантной.
Уведомлением от 23 июня 2023 года, дополнительным соглашением от 30 июня 2023 года ввиду реорганизации отдела администрирования страховых взносов заместитель начальника отдела ФИО12 был переведен на должность заместителя начальника отдела выездных проверок. При этом из должностных инструкций заместителя начальника отдела выездных проверок управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов и заместителя начальника отдела администрирования страховых взносов управления организации страхования профессиональных рисков следует, что трудовые функции по указанным должностям не меняются. Из должностной инструкции заместителя начальника отдела выездных проверок управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов видно, что на указанные должности назначается лицо, имеющее высшее образование, не менее 4 лет стажа работы в системе ПФР, ФСС, не менее 2 лет работы на руководящих должностях в ПФР, ФСС (п.1.3 Должностной инструкции).
9 января 2023 года были утверждены временные квалификационные требования к должностям ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии. Применительно к должностям: начальник управления, начальник отдела (самостоятельного), заместитель начальника управления, заместитель главного бухгалтера требуется наличие у соискателя высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю деятельности структурного подразделения Отделения социального фонда, в том числе не менее двух лет работы на руководящих должностях ПФР, ФСС в указанной сфере деятельности; либо высшее образование и не менее пяти лет стажа работы в системе ПФР и ФСС, сфере деятельности, соответствующей задачам и функциям структурного подразделения, в том числе не менее трех лет на руководящих должностях в ПФР, ФСС, в указанной сфере деятельности.
Из записей в трудовой книжке истца установлено отсутствие стажа работы последнего на руководящих должностях ПФР, ФСС, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что должности начальника и заместителя начальника отдела выездных проверок, начальника управления в период сокращения штата не были вакантными либо не соответствовали квалификации работника, суд апелляционной инстанции признал основанными на установленных по делу обстоятельствах.
Суд апелляционной инстанции указал, что для проверки законности увольнения Чекмасова В.В. по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ суду необходимо было истребовать у работодателя не только действующие как до, так и после 25 сентября 2023 года штатные расписания организации, но также книгу учета трудовых книжек и вкладышей к ним, журнал регистрации приказов по личному составу, исследовать их и определить, имелись ли у работодателя вакантные должности, работу по которым истец с учетом его квалификации мог выполнять.
Судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", от ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии в качестве дополнительных доказательств приняты книга учета трудовых книжек, журнал регистрации приказов по личному составу, должностные инструкции на ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18
Из содержания перечисленных доказательств судебной коллегией не установлено наличие вакансий в период сокращения занимаемой истцом должности, которые последнему не предлагались.
Так же судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными доводы истца о том, что истец желал работать в отделе выездных проверок, должности в этом отделе ему не предлагались. Должности главного специалиста-эксперта в отделе выездных проверок истцу предлагались 26 июля 2023 года, 08 августа 2023 года, 28 августа 2023 года, 05 сентября 2023 года, 25 сентября 2023 года.
Так же не приняты во внимание судом апелляционной инстанции доводы о том, что списки вакантных должностей были составлены без указания обязательных условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, поскольку указанные списки содержали сведения о наименовании должности, структурного подразделения, месте осуществления трудовой функции, размере заработной платы п доплат по должности. 25 сентября 2023 года истцу по его запросу также были представлены должностные инструкции по вакантным должностям, до указанной даты истец о необходимости получения таких документов работодателю не заявлял.
Утверждения автора жалобы о том, что Социальный фонд в качестве юридического лица был зарегистрирован только 1 января 2023 года, оспариваемый приказ от 23 декабря 2022 года N-14 об утверждении штатного расписания ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии является незаконным, что влечет незаконность и последующих изменений штатного расписания Отделения социального фонда приказами Социального фонда, и действий работодателя, направленных на сокращение занимаемой истцом должности, суд апелляционной инстанции посчитал не влекущим отмену обжалуемого решения, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 года N 2814-р "О временном исполнении обязанностей председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации", до назначения председателя Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, на временно исполняющего обязанности председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации были возложены обязанности по организационной подготовке и обеспечению мероприятий, направленных на утверждение организационной структуры, штатного расписания центрального аппарата Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда.
В этой связи, несостоятельны и доводы истца о незаконности письма NBH- 21-05/99342, как результата последующих действий работодателя после издания приказа от 23 декабря 2022 года N-14, ошибочно указанного последним как исходящего от профсоюзной организации. Фактически письмо NBH-21-05/99342 от 29 августа 2023 года Отделением Социального фонда было адресовано председателю Чувашской республиканской организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов на предмет получения мотивированного мнения профсоюзной организации о сокращении занимаемой Чекмасовым В.В. должности.
На указанном письме имеется собственноручно сделанные председателем Чувашской республиканской организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов записи о том, что оно получено с соответствующими приложениями: проектом приказа о прекращении трудового договора с работником, приказами и штатной расстановкой, подтверждающими проведение организационно-штатных мероприятий, уведомлением первичной профсоюзной организации.
К числу дополнительных гарантий защиты трудовых прав работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, относится, в частности, особый порядок расторжения заключенных с ними трудовых договоров и увольнения этих лиц по отдельным основаниям, предусмотренным законом. Увольнение в связи с сокращением численности или штата организации работника, входящего в состав руководящих выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденного от основной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, что является дополнительной гарантией зашиты трудовых прав таких работников. Процедура обязательности получения работодателем предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение, в частности по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций или выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, фактически устанавливает запрет на увольнение таких работников по указанному основанию без соблюдения процедуры согласования увольнения с вышестоящим выборным профсоюзным органом. Для получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника работодатель должен представить профсоюзному органу доказательства того, что предстоящее увольнение такого работника обусловлено необходимостью проведения организационно-штатных мероприятий и не связано с преследованием работодателем данного работника по причине осуществления этим работником профсоюзной деятельности.
При этом вышестоящий выборный профсоюзный орган обязан направлять работодателю свое мотивированное мнение относительно увольнения работника в письменной форме. В случае спора о законности увольнения работника по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен представить доказательства того, что профсоюзный орган дал согласие на увольнение работника по тем основаниям, которые были указаны работодателем при обращении в профсоюзный орган, а затем в приказе об увольнении.
Как установлено судом из сообщения Чувашской республиканской организации Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания (далее Чувашская РО ПРГУ РФ) от 22 ноября 2023 года N136, Чекмасов В.В. являлся председателем первичной профсоюзной организации работников Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, принятой на профсоюзный учет в Чувашскую РО ПРГУ РФ. В Отделении социального фонда с октября 2021 года создана и по настоящее время действует первичная профсоюзная организация, которая с 01 января 2023 года переименована в первичную профсоюзную организацию ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии с сохранением на правах преемственности единой первичной профсоюзной организации и состава её выборных органов. Постановлением Комитета Чувашской РО ПРГУ РФ от 15 декабря 2022 года, деятельность первичной профсоюзной организации работников Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (председатель Чекмасов В.В.), состоящей на учете в Чувашской республиканской организации профсоюза, прекращена 31 декабря 2022 года. Указанное решение до сведения Чекмасова В.В. доведено. Чекмасов В.В. утратил членство в Профосоюзе в связи с невыполнением требований устава - неуплатой членских профсоюзных взносов со дня реорганизации Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в виде присоединения к ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии.
Чувашская РО ПРГУ РФ в соответствии со ст. 376 Трудового кодекса Российской Федерации уведомлена Отделением социального фонда о расторжении договора с Чекмасовым В.В. по ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с ч.2 ст. 374 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем в адрес Чувашской РО ПРГУ РФ направлен запрос на представление мотивированного мнения по вопросу расторжения трудового договора с Чекмасовым В.В..
Разрешая требования о подложности письма ОСФР по Чувашской Республике от 30 августа 2023 года NВН-21-04/120233, судами отмечено, что на указанном письме имеется отметка о его получении адресатом - руководителем Чувашской РО ПРГУ РФ Харитоновым В.И. 30 августа 2023 года, получение такого письма Чувашская РО ПРГУ РФ подтвердила и в сообщении в адрес суда первой инстанции от 22 ноября 2023 года. Суд апелляционной инстанции указал, что применительно к нормам п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 374 Трудового кодекса Российской Федерации, в данном случае определяющим является выполнение работодателем обязанности на получение предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника в связи с сокращением штата организации. Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что соответствующее уведомление работодателя о сокращении работника было получено профсоюзной организацией в тот же день, когда было подготовлено соответствующее уведомление, довод о несовпадении нумерации спорного письма с его датой суд посчитал правового значения не имеет.
Суд апелляционной инстанции также посчитал, что несмотря на то, что вступившими в законную силу решениями судов от 20 января 2020 года и от 15 июня 2023 года соответствующие приказы работодателя об увольнении Чекмасова В.В. с работы признавались незаконными и работник восстанавливался на работе, эти обстоятельства сами по себе дискриминацию работника в сфере труда в связи с осуществлением последним профсоюзной деятельности не подтверждают. Такие выводы в вышеприведенных судебных актах отсутствуют. Решение суда от 20 января 2020 года принималось в отношении предыдущего работодателя - Государственного учреждения - Отделения Фонда социального страхования по Чувашской Республике-Чувашии.
При наличии в материалах дела обращений работодателя до увольнения работника в адрес Чувашской республиканской организации профсоюза работников строительства, промышленности и строительных материалов, Чувашскую РО ПРГУ РФ, председателя первичной профсоюзной организации Отделения Социального фонда суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда о том, что при увольнении истца соблюдены требования об учете мотивированного мнения профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, основанием прекращения трудового договора является сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно частям 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Из смысла приведенных выше норм действующего трудового законодательства следует, что право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (часть 1 статья 34, часть 2 статьи 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 часть 1 статья 81 Трудового кодекса РФ) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения: преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (часть 1 статья 179, часть 1 и 2 статьи 180, часть 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ).
При этом работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у работодателя в данной местности работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
В соответствии с частью 1 статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением (часть 2 статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя (часть 3 статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы, что о нарушении работодателем процедуры увольнения, в том числе о неправомерных выводах суда о том, что на протяжении всего периода проведения организационно-штатных мероприятий работодатель уведомлял Чекмасова В.В. об имеющихся в Отделении вакантных должностях, а также об отсутствии вакантных должностей, соответствующих квалификации Чекмасова В.В. и нижестоящих вакантных должностей (ниже оплачиваемой работы, которую Чекмасов В.В. мог бы выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья), опровергаются материалами дела и выводами судов.
Так судами установлено, что в период с 26 июля по 25 сентября 2023 года ответчик неоднократно предлагал Чекмасову В.В. вакантные должности; 26 июля 2023 года - 63 вакантные должности с указанием наименования должности, оклада, поощрений, места выполнения трудовой функции; 8 августа 2023 года - 61 должность, 28 августа 2023 - 59 должностей, 3 сентября 2023 года - 153 должности, 5 сентября 2023 года -113 должностей. Согласия на перевод на другую должность или согласие на предложенные работодателем должности Чекмасов В.В. не выразил.
Так же судами проверялись конкретные должности, на которые указывал истец, нарушений судами не установлено. Доводы об обратном, не нашли своего подтверждения.
Доводы, что мероприятия по сокращение должности истца главного специалиста-ревизора начались с 22 июня 2023 года, то есть ранее чем эта должность была утверждена в штатном расписании от 30 июня 2023 года и в этот же день 30 июня 2023 года истца уведомили о сокращении его должности, что свидетельствует о дискриминации права истца на труд и не исполнении решения суда от 15 июня 2023 года о восстановлении ранее нарушенного права истца на труд, так как на дату утверждения штатного расписании 22 июня 2023 года должность истца главного специалиста-ревизора отсутствовала и в новом и в старом штатных расписаниях. То есть судами не установлен факт принятия решения о сокращении должность истца и отсутствовали основания сокращения должности истца, которая на 22 июня 2023 года отсутствовала в действующем штатном расписании, были предметом оценки судов предыдущих инстанций.
Судами установлено, что на основании вступившего в законную силу решения суда от 15 июня 2023 года приказом Социального фонда N1282 от 30 июня 2023 года в штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике были внесены изменения, с 15 июня 2023 года в управление организации страхования профессиональных рисков (в отдел администрирования страховых взносов) была включена должность главного специалиста-ревизора.
Приказом Социального фонда N от 22 июня 2023 года было утверждено новое штатное расписание ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии с введением его в действие 1 сентября 2023 года. В управлении организации страхования профессиональных рисков был организован отдел организации страхования профессиональных рисков, отдел организации назначения и осуществления страховых выплат, группа расследования и экспертизы страховых случаев, а функционирование отдела выездных проверок в составе начальника отдела (1 единица), заместителя начальника отдела (1 единица), консультанта (1 единица), главного специалиста-эксперта (8 единиц), ведущего специалиста-эксперта (8 единиц) было предусмотрено в составе управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов наравне с отделами: организации персонифицированного учета и администрирования страховых взносов; персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N1-2; взаимодействия со страхователями; регистрации и учета страхователей; аудита баз данных персонифицированного учета и страхователей, а также с группой поступления и учета платежей.
Следовательно, являются правомерными выводы судов о том, что вследствие организационных изменений у работодателя стало невозможным сохранение прежних условий трудового договора с истцом, сокращение штата явилось следствием объективных причин - оптимизации организации трудового процесса и эффективности деятельности Учреждения. Фактическое сокращение штата, судами установлено.
Доводам истца о том, что истец желал работать в отделе выездных проверок, должности в этом отделе ему не предлагались, судами также дана оценка, с которой не согласиться оснований не имеется. Судами установлено, что должности главного специалиста-эксперта в отделе выездных проверок истцу предлагались 26 июля 2023 года, 08 августа 2023 года, 28 августа 2023 года, 05 сентября 2023 года, 25 сентября 2023 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что должностные инструкции по вакантным должностям содержащие сведения о конкретных новых условиях работы были получены в день увольнения 25 октября 2023 года, правомерно отклонены судами, поскольку в уведомлениях о вакантных должностях, по каждой должности указаны наименование управления, структурное подразделение, фактический адрес, должностной оклад, ежемесячное денежной поощрение, в случае необходимости более подробного предоставления трудовых функций, истец мог обратиться к работодателю, однако, как установлено судами 25 сентября 2023 года истцу по его запросу также были представлены должностные инструкции по вакантным должностям, до указанной даты истец о необходимости получения таких документов работодателю не заявлял.
Доводы кассационной жадобы о несоблюдении работодателем требований закона о предварительном поучении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжении трудового договора, либо об обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, также были предметом подробного изучения судами предыдущих инстанций и правомерно отклонены. Судами установлено из сообщения Чувашской республиканской организации Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания (далее Чувашская РО ПРГУ РФ) от 22 ноября 2023 года N136, что Чекмасов В.В. являлся председателем первичной профсоюзной организации работников Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, принятой на профсоюзный учет в Чувашскую РО ПРГУ РФ. В Отделении социального фонда с октября 2021 года создана и по настоящее время действует первичная профсоюзная организация, которая с 01 января 2023 года переименована в первичную профсоюзную организацию ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии с сохранением на правах преемственности единой первичной профсоюзной организации и состава её выборных органов. Постановлением Комитета Чувашской РО ПРГУ РФ от 15 декабря 2022 года, деятельность первичной профсоюзной организации работников Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (председатель Чекмасов В.В.), состоящей на учете в Чувашской республиканской организации профсоюза, прекращена 31 декабря 2022 года. Указанное решение до сведения Чекмасова В.В. доведено.
Чекмасов В.В. утратил членство в Профосоюзе в связи с невыполнением требований устава - неуплатой членских профсоюзных взносов со дня реорганизации Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в виде присоединения к ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии. Чувашская РО ПРГУ РФ в соответствии со ст. 376 ТК РФ уведомлена Отделением социального фонда о расторжении договора с Чекмасовым В.В. по ст. 81 ТК РФ, а также в соответствии с ч.2 ст. 374 ТК РФ работодателем в адрес Чувашской РО ПРГУ РФ направлен запрос на представление мотивированного мнения по вопросу расторжения трудового договора с Чекмасовым В.В... Нарушений судами не установлено, в требованиях о подложности письма ОСФР по Чувашской Республике от 30 августа 2023 года NВН-21-04/120233 отказано, на указанном письме имеется отметка о его получении адресатом - руководителем Чувашской РО ПРГУ РФ ФИО20 30 августа 2023 года, получение такого письма Чувашская РО ПРГУ РФ подтвердила и в сообщении в адрес суда первой инстанции от 22 ноября 2023 года. Как правомерно указано судом, применительно к нормам п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, ст. 374 ТК РФ, в данном случае определяющим является выполнение работодателем обязанности на получение предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника в связи с сокращением штата организации. Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что соответствующее уведомление работодателя о сокращении работника было получено профсоюзной организацией в тот же день, когда было подготовлено соответствующее уведомление, довод о несовпадении нумерации спорного письма с его датой суд правомерно посчитал, что правового значения не имеет.
Таким образом, указанные доводы кассационной жалобы основаны на установлении обстоятельств и оценке доказательств, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Доводы кассационной жалобы о дискриминации, допущенной работодателем в отношении истца, также не установлены.
Доводы о том, что в силу п. 9 ст. 18 Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ, который императивно предписывает недопустимость сокращение численности или штата работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и обособленных подразделений в связи с реорганизацией Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, следовательно суды апелляционной и первой инстанций не применили закон подлежащий применению, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно Закону от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года.
Действительно в соответствии с пунктом 9 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ сокращение численности или штата работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и обособленных подразделений в связи с реорганизацией Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов не допускается.
Между тем, статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ предусматривает условия переходного положения, то есть условия, при которых происходит реорганизация государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
В дальнейшем, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, в Федеральном законе от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ, не имеется запрета на изменение штатного расписания, после переходного периода.
Указание истцом в жалобе на необоснованный отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении его ходатайств о запросе дополнительных доказательств, о незаконности постановленных по делу судебных актов не свидетельствует, поскольку в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение круга обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, и доказательств, необходимых для их установления, относится к исключительной компетенции суда. Рассматривая настоящий спор, суд пришел к выводу о том, что совокупности собранных по делу доказательств достаточно для его правильного разрешения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 13 марта 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Чекмасова Владимира Владимировича без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.В. Киреева
Н.В. Герасимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.