Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, Судей Киреевой Е.В, Герасимова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архипова Александра Юрьевича на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-3599/2023 по иску Архипова Александра Юрьевича к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании решения об отказе в назначении социальной выплаты незаконным, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Архипов А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании решения об отказе в назначении социальной выплаты незаконным, указав, что является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", зарегистрирован и проживает по указанному адресу. 02 августа 2023 года в филиал Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Дзержинском районе г..Оренбурга им подано заявление N о компенсации найма жилого помещения на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах". По результатам рассмотрения заявления истцу было отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги, так как компенсация платы за наем жилого помещения производится в случае, если такое жилое помещение находится в государственной (муниципальной) собственности. Истец считает отказ незаконным, поскольку состоит на учете в филиале ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Дзержинском районе г..Оренбурга по категории "Ветеран боевых действий", чье право на льготы, в том числе компенсация за наем жилого помещения в размере 50 процентов, регламентировано ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах" и Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просит суд отменить решение Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Дзержинском районе г..Оренбурга об отказе в предоставлении компенсации за наем жилого помещения.
Возложить на ответчика обязанность назначить истцу льготу на компенсацию за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения от 25 апреля 2023 года в размере 50 % от суммы ежемесячной оплаты за наем жилого помещения в размере 25 000 руб, произвести расчет компенсации с 25 апреля 2023 года согласно п. 14 постановления Правительства Оренбургской области от 21 января 2016 года N 27-п.
Определением от 12 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2023 года исковые требования Архипова Александра Юрьевича к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании решения об отказе в назначении социальной выплаты незаконным, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 марта 2024 года решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд от Архипова А.Ю, ставится вопрос об отмене судебных актов и удовлетворении требований.
От истца Архипова А.Ю. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствии.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Архипов А.Ю. по договору коммерческого найма от 25 апреля 2023 года, заключенного сроком на 11 месяцев, является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес", зарегистрирован и проживает по указанному адресу.
Арендная плата составляет 25 000 руб.
2 августа 2023 года истец обратился в филиал ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Дзержинском районе г. Оренбурга с заявлением о компенсации найма жилого помещения на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах".
По результатам рассмотрения заявления истцу было отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги, так как компенсация платы за наем жилого помещения производится в случае, если такое жилое помещение находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставляется истцу на основании договора социального найма.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50% платы за наем в отношении истца не применима.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что действующим законодательством предусмотрено, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате найма за жилое помещение предоставляется только отдельным категориям граждан по договорам найма, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводами суда первой инстанции исходил из того, что заключенный между Архиповым А.Ю. и собственниками ФИО3, Джумабековой III.С, ФИО4 договор найма жилого помещения не является договором социального найма, найма жилого помещения фонда социального использования или найма служебного жилого фонда, в связи с чем, в данном случае компенсация расходов на оплату за наем жилого помещения не может быть предоставлена.
Так же указал, что плата за наем жилого помещения в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит в структуру оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги только для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Посчитав, что компенсация расходов за наем жилого помещения может быть предоставлена ветерану боевых действий только в случае, если он несет эти расходы в соответствии с договором социального найма или договором найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о том, что в законодательстве не сказано, что компенсация за социальный наем положена только по договору социального найма, и что нужно руководствоваться ст. 154 ЖК РФ которая регламентирует только компенсацию по "договорам социального найма", данная статья не подходит под его ситуацию, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе ветераны боевых действий.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; 7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, 3) плату за коммунальные услуги (часть 1).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: 1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 3).
В силу положений части 1 статьи 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее в настоящей статье - плата за наем жилого помещения) устанавливается с учетом требования, определенного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, указанными в пунктах 1 - 3 части 5 статьи 91.14 настоящего Кодекса органом государственной власти, органом местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, заключенным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы, предусмотренные установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи порядком (часть 2 статьи 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь приведенными нормами материального права и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, установив, что Архипов А.Ю. занимает жилое помещение по адресу: "адрес", на основании договора найма жилого помещения, заключенного с собственником указанного жилого помещения ФИО3, Джумабековой III.С, ФИО4, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Архипову А.Ю, поскольку квартира, в которой он проживает со своей семьей, была предоставлена ему на основании договора найма, заключенного с физическими лицами, которым квартира принадлежит на праве собственности и в структуру платы за указанное жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения не входит плата за наем жилого помещения.
Действующим законодательством предусмотрено, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате найма за жилое помещение предоставляется только отдельным категориям граждан по договорам найма, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Вместе с тем, заключенный между Архиповым А.Ю. и собственниками ФИО3, Джумабековой III.С, ФИО4 договор найма жилого помещения не является договором социального найма, найма жилого помещения фонда социального использования или найма служебного жилого фонда, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу о том, что в данном случае компенсация расходов на оплату за наем жилого помещения не может быть предоставлена.
Доводы кассационной жалобы Архипова А.Ю. о том, что он, как ветеран боевых действий, имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются независимо от вида жилищного фонда, отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Действительно, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, и этим кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу части 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Плата за наем жилого помещения в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации входит в структуру оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги только для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, компенсация расходов за наем жилого помещения может быть предоставлена ветерану боевых действий только в случае, если он несет эти расходы в соответствии с договором социального найма или договором найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Ввиду изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что мера социальной поддержки по оплате жилых помещений в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем жилого помещения предоставляются независимо от вида жилищного фонда, основаны на ошибочном толковании приведенных норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 марта 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Архипова Александра Юрьевича без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.В. Киреева
Н.В. Герасимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.