Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В, судей Никоновой О.И, Ромадановой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 3 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-7331/2023 по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о выплате компенсации за приобретенное техническое средство.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к ОСФР по РТ о выплате компенсации за приобретенное техническое средство, указав, что состоит на учете в ОСФР по РТ по обеспечению техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации N, с рекомендациями по обеспечению техническими средствами реабилитации; подлежит обеспечению в том числе ("данные изъяты") "данные изъяты". 9 августа 2022 г. между законным представителем истца ФИО1 и ООО "Моторика" заключен договор N на протезирование верхних конечностей, поскольку истец на момент заключения договора находился в несовершеннолетнем возрасте. ООО "Моторика" произвело протезирование, изготовило изделие: "данные изъяты", что подтверждается актом об оказании слуг по договору N от 12 января 2023 г. 12 января 2023 г. указанное техническое средство стоимостью "данные изъяты" получено законным представителем истца, что подтверждается товарной накладной N от 12 января 2023 г. Протез, стоимостью "данные изъяты", был приобретен за счет собственных средств, что подтверждается Платежным поручением N от 31 октября 2022 г. 8 января 2023 г. законным представителем истца ответчику было направлено заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации. К заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
21 марта 2023 г. ОСФР по РТ принято решение о выплате ответчиком истцу компенсации только за часть стоимости приобретенного протеза в размере "данные изъяты" Согласно платежному поручению N от 30 марта 2023 г. компенсация в размере "данные изъяты" перечислена на реквизиты, указанные в заявлении.
В своем письме от 22 мая 2023 г. N по вопросу компенсации ответчик указал, что 3 марта 2023 г. направил пакет документов в Центральный аппарат Фонда для согласования выплаты компенсации по контракту N и 10 марта 2023 г. получил подтверждение от Центрального аппарата Фонда в правильности выбора контракта и определении компенсации за самостоятельно приобретенный протез плеча с микропроцессорным управлением в размере "данные изъяты"
Истец полагает, что вышеуказанный контракт имеет статус "Исполнение прекращено". Протез по заявленному виду технических средств реабилитации из указанного контракта не был отгружен, соответственно, контракт в этой части исполнен не был. Ответчик ссылается на запрос в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, согласно разъяснениям которого, можно выплачивать компенсацию по позиции контракта заявленного вида технических средств реабилитации, даже если она не выдавалась, а по контракту была хотя бы одна выдача любой позиции. Однако данное разъяснение противоречит законодательству, в частности п. 4 Порядка выплаты компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
На официальном веб-сайте: "данные изъяты" размещена следующая информация об исполнении контракта N от 16 сентября 2022 г.: общая сумма Контракта N от 16 сентября 2022 г. на момент осуществления закупки и заключения Контракта составляла "данные изъяты" Контракт N от 16 сентября 2022 г. расторгнут досрочно по соглашению сторон 16 декабря 2022 г.; В соответствии с соглашением о расторжении N от 16 декабря 2022 г, Контракт N от 16 сентября 2022 г. исполнен в сумме "данные изъяты". Документы о приемке (счет-фактура N от 5 декабря 2022 г, счет-фактура N от 2 ноября 2022 г.) не содержат наименования изготовленного товара - протез плеча с микропроцессорным управлением, стоимостью "данные изъяты"
По государственному контракту N от 16 сентября 2022 г, часть обязательств завершена 16 декабря 2022 г, в остальной части контракт не исполнен сторонами. Соответственно, для заявлений на компенсацию, размер компенсации за ("данные изъяты") "данные изъяты" не может определяться по данному контракту, и сумма, начисленная ответчиком к компенсации, рассчитана неверно. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н размер компенсации не может быть определен по результатам контракта N от 16 сентября 2022 г, поскольку обязательства по нему на дату подачи инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации не исполнены сторонами контракта в полном объеме.
Истец неоднократно направлял запросы ответчику с просьбой определить размер компенсации по результатам Контракта N от 17 ноября 2020 г, (Государственный контракт N), (последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме по региону - Республика Татарстан), в котором на аналогичное техническое средство реабилитации, соответствующее техническим характеристикам тому средству, которое приобрел Истец, цена составляет "данные изъяты"
Ответчик в письме от 23 июня 2023 г. N сообщил, что Контракт N заключен для обеспечения пострадавших в результате несчастного случая и профессионального заболевания и не может быть взят за основу для расчета выплаты компенсации. Однако, действующее
законодательство РФ не предусматривает такого ограничения, и указанный факт не может являться основанием для отказа взятия его за основу для расчёта выплаты компенсации.
На дату подачи истцом заявления на компенсацию от 18 января 2023 г. последней по времени осуществления закупкой на "данные изъяты"-03) "данные изъяты" является Контракт N (Государственный контракт N на выполнение работ по изготовлению протеза верхней конечности и обеспечение им инвалида С. в 2022 году Идентификационный код закупки: N от 9 марта 2022 г.), в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. В указанном Контракте на аналогичное техническое средство реабилитации, соответствующее техническим характеристикам тому средству, которое приобрел истец, цена составляет "данные изъяты"
Таким образом, на дату подачи истцом заявления на компенсацию, последний исполненный контракт по региону- N на сумму "данные изъяты", кроме этого последний исполненный контракт по округу - N на сумму "данные изъяты". Однако ответчик не воспользовался ни одним из них, взяв за основу расчета компенсации контракт N, не исполненный в полном объеме, по которому выдача протеза аналогичному тому, что приобрел истец, не состоялась.
По настоящее время ответчиком истцу не доплачена часть компенсации в размере "данные изъяты" за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.
На основании вышеизложенного истец просит обязать ответчика выплатить оставшуюся часть компенсации в размере "данные изъяты". за самостоятельно приобретенное истцом за собственный счет техническое средство реабилитации.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 3 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2024 г, иск ФИО2 удовлетворен.
Постановлено
обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан выплатить ФИО2 в счет компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации "данные изъяты"
В кассационной жалобе ОСФР по Республике Татарстан просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, как незаконные и необоснованные, принять по делу новое судебное постановление об отказе истцу в удовлетворении иска.
Представитель ОСФР по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, представил заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя и направлении ему копии кассационного определения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, является инвалидомс детства "данные изъяты" (ранее до ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена "данные изъяты"), что подтверждается справками МСЭ-2020 N, МСЭ-2023 N.
Согласно индивидуальной программе реабилитации N от10 января 2022 г. ФИО2 среди прочих технических средств реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации за счет средств федерального бюджета полагается ("данные изъяты"
9 августа 2022 г. между законным представителем истца ФИО1 ввиду того, что на момент заключения договора истец находился в несовершеннолетнем возрасте, и ООО "Моторика" заключен договор N на протезирование верхних конечностей.
В соответствии с условиями договора ООО "Моторика" изготовлен и 12 января 2023 г. выдан ФИО2 "данные изъяты" стоимостью "данные изъяты" в полном объеме.
Согласно платежному поручению N от 31 октября 2022 г. отец истца - ФИО1 оплатил услуги ООО "Моторика" стоимостью "данные изъяты" в полном объеме.
18 января 2023 г. ФИО1 направил в территориальный орган Фонда социального страхования заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.
21 марта 2023 г. ОСФР по РТ принято решение о выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в сумме "данные изъяты"
На основании платежного поручения N от 30 марта 2023 г. компенсация в размере "данные изъяты". перечислена истцу.
Не согласившись с размер выплаченной компенсации, истец обратился с заявлением к ответчику, в ответ на которое в письме от 22 мая 2023 г. N истцу сообщено, что 3 марта 2023 г. в Центральный аппарат Фонда направлен пакет документов для согласования выплаты компенсации по контракту N от 16 сентября 2022 г. Центрального аппарата Фонда в правильности выбора контракта и определении компенсации за самостоятельно приобретенный "данные изъяты" в размере "данные изъяты"
5 июня 2023 г. законный представитель истца ФИО1 повторно обратился к ответчику с заявлением о доплате компенсации.
В письме от 23 июня 2023 г. N Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан отказало в доплате компенсации, указав, что контракт от 17 ноября 2020 г. N заключен для обеспечения пострадавших в результате несчастного случая и профессионального заболевания, в связи с чем не может быть взят за основу для расчета выплаты компенсации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, суд первой инстанции исходил из того, что государственный контракт N от 16 сентября 2022 г. не обладает признаками, изложенными в пункте 4 вышеуказанного Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, в связи с чем не может быть положен в основу расчета компенсации выплаты инвалиду за самостоятельно приобретенное им техническое средство реабилитации, поскольку обязательства по контракту от 16 сентября 2022 г. были прекращены на основании соглашения сторон и исполнены не в полном объеме.
Принимая во внимание, что на дату обращения ФИО2 в ОСФР по Республике Татарстан о выплате ему компенсации последним исполненным контрактом являлся контракт от 9 марта 2022 г. N(государственный контракт N на выполнение работ по изготовлению протеза верхней конечности и обеспечение им инвалида С. в 2022 году, в соответствии с которым стоимость средства реабилитации инвалида аналогичного приобретенному истцом составила "данные изъяты".), суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести истцу выплату недоплаченной компенсации "данные изъяты"
Кроме того, суд отметил, что в действиях истца не установлено злоупотреблений, поскольку приобретенное им самостоятельно средство технической реабилитации по своим техническим характеристикам отвечает рекомендациям ИПРА, в пределах суммы, определенной государственным контрактом с завершенной процедурой, в связи с чем, пришел к выводу, что оснований для отказа в выплате компенсации в полном объеме у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В силу пункта 2 названных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (действующий на момент обращения истца с заявлением о компенсационной выплате).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
На основании пункта 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г, регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г, регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно пункту 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ("данные изъяты"), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Судами установлено, что при определении размера компенсации, подлежащей выплате истцу за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан за основу был взят контракт от 16 сентября 2022 г. N. Согласно сведениям, размещенным на официальном веб-сайте "данные изъяты" общая сумма указанного контракта составляла "данные изъяты" Соглашением от 16 декабря 2022 г. N государственный контракт от 16 сентября 2022 г. N на основании пункта 10.4 расторгнут по соглашению сторон и считается исполненным в сумме "данные изъяты" и в количестве 44 штук. Наименование исполнения в соглашении не приведено, отмечено, что с даты его подписания обязанности по контракту считаются прекращенными, за исключением разделов 7 (Ответственность сторон) и 9 (Гарантия).
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто ответчиком, документы о приемке (счета-фактуры к государственному контракту от 16 сентября 2022 г.) не содержат наименования изготовленного товара - "данные изъяты", стоимостью "данные изъяты" то есть изделие, аналогичное изделию истца изготовлено и выдано не было.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованным выводам о том, что вышеуказанный государственный контракт от 16 сентября 2022 г. N не является исполненным в полном объеме и не обладает признаками, изложенными в абзаце 2 пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, в связи с чем, не мог быть положен органом социального страхования в основу расчета компенсации выплаты инвалиду за самостоятельно приобретенное им техническое средство реабилитации.
При этом судом установлено, что последним исполненным контрактом (исполнен 30 сентября 2022 г.) на дату обращения истца с заявлением - 18 января 2023 г. на компенсацию является контракт от 9 марта 2022 г. N (государственный контракт N на выполнение работ по изготовлению протеза верхней конечности и обеспечение им инвалида С. в 2022 году), заключенный между Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл в пределах территории Поволжского федерального округа, в состав которого входит Республика Татарстан. В указанном контракте стоимость протеза плеча с микропроцессорным управлением (аналогичное тому, которое приобрел истец) составляет "данные изъяты"
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что стоимость протеза по последнему исполненному контракту составляет сумму в размере "данные изъяты", в связи с чем судебные инстанции правомерно удовлетворили требования истца об обязании ответчика доплатить спорную компенсацию в размере "данные изъяты"
Поскольку нижестоящими судами правильно применены нормы материального права, дана оценка всем обстоятельствам дела, выводы суда являются верными, оснований для отмены либо изменения решения и апелляционного определения не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, в том числе со ссылками на то, что размер компенсации определен ОСФР по Оренбургской области правильно, поскольку стоимость протеза была определена по результатам последней по времени осуществления проведенной ответчиком закупки технических средств реабилитации, государственным контрактом с завершённой процедурой и использованным для расчёта выплаты компенсации является контракт от 16 сентября 2022 г. N, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а также не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем, не влекут отмену либо изменение обжалуемых судебных постановлений.
Более того, указанные выше доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ОСФР по Республике Татарстан.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 3 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи О.И. Никонова
И.А. Ромаданова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.