Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И.
судей Туляковой О.А, Ромадановой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-5976/2023 по иску Зиганшиной А.В. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением; о предоставлении внеочередного социального жилья.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Советского районного суда г. Казани возражения представителя Зиганшиной А.В. - Мощенко М.А, действующего на основании доверенности от 26 июня 2023 г, на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиганшина А.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан, указав, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" В дальнейшем семья истца (мать и двое несовершеннолетних детей) переехала в Республику Татарстан. Сведения об отце ребенка в записи акта о рождении истца, были записаны на основании заявления матери, в воспитании и жизни ребенка отец участия не принимал. С ДД.ММ.ГГГГ истец помещена в социальный приют, поскольку мать ребенка начала злоупотреблять спиртным, вела аморальный образ жизни. В ДД.ММ.ГГГГ мать истца лишена родительских прав в соответствии с решением Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2004 г..За истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: РТ, "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ. мать истца скончалась. После смерти матери в жилом доме никто не проживал, состояние дома никто не контролировал. В ДД.ММ.ГГГГ Зиганшина А.В. поступила на обучение в ГАОУ СПО "Профессиональный колледж N41", который закончила в ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время она проживает и работает в "адрес". Жилой дом, ранее закрепленный за ней, признан непригодным для проживания (аварийным). Вопреки требованиям закона, до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением. Истец неоднократно обращалась в Министерство образования и науки Республики Татарстан по поводу включения в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Решением ответчика N от 11 июня 2021 г..государственная услуга в отношении истца приостановлена.
Решением N от 24 сентября 2021 г..ответчиком подтверждено решение о приостановлении оказания государственной услуги в связи с непредставлением документа о признании нуждающейся в жилье по состоянию на 1 января 2013 г..С решением ответчика она не согласна и считает его незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования истец просила признать незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан N от 21 августа 2023 г.; обязать ответчика включить Зиганшину А, В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать ответчика незамедлительно предоставить Зиганшиной А.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 2 ноября 2023 г, в удовлетворении иска Зиганшиной А.В. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением; о предоставлении внеочередного социального жилья отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2024 г. решение Вахитовского районного суда г. Казани от 2 ноября 2023 г. по данному делу отменено, по делу принято новое решение, которым исковое заявлениеЗиганшиной А.В.к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением удовлетворено. Постановлено признать незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан N 21 августа 2023 г.; обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включитьЗиганшину А.В, ДД.ММ.ГГГГг.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставитьЗиганшиной А.В, ДД.ММ.ГГГГг.р, благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В кассационной жалобе Министерство образования и науки Республики Татарстан в лице представителя просит отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить в силе. В жалобе заявитель указывает, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Принимая во внимание, что доказательства обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченные органы до достижения возраста 23 - х лет истцом не представлены, следовательно, в силу статьи 1 Федерального закона N159 истец утратил статус лица из числа детей-сирот и не подлежит включению в список детей-сирот получателей жилых помещений. Ссылается также на отсутствие факта нуждаемости в жилом помещении до 1 января 2013 г, поскольку за истцом закреплено жилье по адресу: "адрес".
Зиганшиной А.В. представлен отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Зиганшиной А.В. - Мощенко М.А. возражал против доводов кассационной жалобы ответчика, просил оставить её без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) было предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу положений пункта 3 статьи 8 Закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Заявление о включении в список подаётся законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трёх месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 указанной статьи. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобрётшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 8 Закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 9 статьи 8 Закона N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названной статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397.
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц в Республике Татарстан установлен Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 г. N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 г. N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Зиганшина А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГг. в "адрес" В дальнейшем семья истца (мать и двое несовершеннолетних детей) переехала в Российскую Федерацию Республику Татарстан. Сведения об отце ребенка в записи акта о рождении истца были записаны на основании заявления матери.
С ДД.ММ.ГГГГ истец помещена в социальный приют.
Решением Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2004 г. мать истца была лишена родительских прав.
За истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ мать истца скончалась. После смерти матери в жилом доме никто не проживал, состояние дома никто не контролировал.
В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: "адрес" признан аварийным и непригодным для проживания.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения в связи с тем, что за ней было закреплено жилье по месту регистрации: "адрес", до 2013 года не была установлена нуждаемость.
Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска, при этом исходил из того, что за Зиганшиной А.В. было закреплено жилое помещение, до 2013 г. не была установлена нуждаемость, в связи с чем истец утратила право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Также суд первой инстанции указал на отсутствие объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п, до исполнения 23-летнего возраста, равно как не представлено каких-либо иных доказательств обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменил решение суда, постановилпо делу новое решение об удовлетворении требований Зиганшиной А.В.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 Правил N397лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно материалам дела, распоряжением руководителя исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Nот 30 июля 2013 г. Зиганшина А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения общественной жилищной комиссии Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 24 октября 2012 г. протокол N (л.д. 27).
Из содержания протокола заседания жилищной комиссии Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Nг. от 24 октября 2012 г. усматривается, что комиссия, рассмотрев комплект документов Зиганшиной А.В, решилавключить ее в состав участников программы "Обеспечение жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" (л.д. 43-45).
Приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что на основании решения жилищной комиссии от 24 октября 2012 г. вынесено распоряжение от 30 июля 2013 г. о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности того обстоятельства, что истец до достижения ею 23-летнего возраста обращалась в компетентные органы с заявлением для постановки на учет и об обеспечении ее жилым помещением, а также о том, что до 1 января 2013 г. она была признана нуждающейся и включена в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, поэтому признал выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением на территории Республики Татарстан и об отсутствии такой обязанности у ответчика ошибочными.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан удовлетворила заявленные истцом требования, признав незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан N 21 августа 2023 г. и обязав ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также предоставить ей благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы ответчика.
Доводы кассационной жалобы Министерства образования и науки Республики Татарстан об отсутствии доказательств обращения истца в уполномоченные органы для принятия её на учет нуждающихся в жилом помещении и утрате ею статуса лица из числа детей-сирот, подлежащих включению в список получателей жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также представленным доказательствам.
Судом апелляционной инстанции достоверно установлено и не опровергнуто стороной ответчика, что распоряжением руководителя исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Nот 30 июля 2013 г. Зиганшина А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения общественной жилищной комиссии Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 24 октября 2012 г. протокол N.
Утверждения ответчика об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении до 1 января 2013 г. в связи с тем, что за ней закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", не могут повлечь отмену судебных постановления, поскольку по настоящему делу подтверждена невозможность использования данного жилья для проживания в виду непригодности для проживания и аварийности дома.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанции не опровергли, не свидетельствуют о нарушении судом второй инстанции норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи О.А. Тулякова
И.А. Ромаданова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.