Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Федотовой Е.В, судей Туляковой О.А, Киреевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО7 на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2024 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 мая 2024 г. по гражданскому делу N 2-109/2024 по исковому заявлению ФИО8 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности выплатить пенсию за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области - ФИО3 (доверенность от 9 февраля 2022 г.), полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - УМВД России по Ульяновской области) о возложении обязанности выплатить пенсию по выслуге лет.В обоснование исковых требований указал на то, что в период с 05 августа 1978 г. по 20 января 1990 г. проходил воинскую службу в Вооруженных Силах СССР. С 26 ноября 1990 г. по 27 января 1995 г. проходил службу в органах внутренних дел Украины. Решением Ворошиловского районного суда г. Донецка от 24 мая 2005 г. на УМВД Украины в Донецкой области возложена обязанность назначить ему пенсию за выслугу лет с 17 февраля 2005 г. В августе 2022 г. он прибыл на территорию России в г. Ульяновск в рамках эвакуации из Донецкой Народной Республики. В октябре 2022 г. принял гражданство Российской Федерации. 06 октября 2022 г. он обратился в УМВД России по Ульяновской области о назначении ему пенсии за выслугу лет. Письмом УМВД России по Ульяновской области от 03 ноября 2022 г. в назначении такой пенсии ему отказано в связи с отсутствием сведений о прекращении ему выплат на территории Украины. Вместе с тем, у него отсутствовала возможность запросить документы, подтверждающие прекращение выплаты пенсии на территории Украины, поскольку он вынужденно покинул территорию Донецкой Народной Республики в связи с проведением специальной военной операции. Кроме того, на день фактического обращения в УМВД России по Ульяновской области Донецкая Народная Республика вошла в состав Российской Федерации. 01 июля 2023 г. ему назначена пенсия по выслуге лет, однако выплата пенсии за период с 06 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г. не произведена.
В связи с этим просил суд обязать ответчика выплатить ему пенсию за выслугу лет с 06 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г, а также взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2024 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности выплатить пенсию за выслугу лет с 06 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 мая 2024 г. решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как незаконных.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по указанным в материалах дела адресам. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
В силу положений статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения и апелляционного определения по доводам жалобы в кассационном порядке.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 являлся гражданином Украины.
Решением Ворошиловского районного суда г. Донецка от 24 мая 2005 г. на УМВД Украины в Донецкой области возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с 17 февраля 2005 г.
Из данного решения следует, что ФИО1 к 10 февраля 2005 г. имеет общий трудовой стаж более 27 лет, из которых 15 лет 8 месяцев составляет служба в ОВД.
С 3 августа 2011 г. ФИО1 значился зарегистрированным по адресу: "адрес".
12 августа 2022 г. истец поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: "адрес", а 20 сентября 2022 г. в упрощенном порядке получил гражданство Российской Федерации и 4 октября 2022 г. документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
06 октября 2022 г. ФИО1 обратился в УМВД России по Ульяновской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, письмом УМВД России по Ульяновской области от 03 ноября 2022 г. ему отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием сведений о прекращении ему пенсионных выплат на территории Украины.
Заключением ОПО ЦФО МВД по Донецкой Народной Республике на основании заявления самого ФИО1 от 02 ноября 2023 г. ему назначена пенсия за выслугу лет в размере 17 399, 92 руб. с 01 июля 2023 г.
Истец, полагая, что пенсия по выслуге лет ему подлежит выплате с 06 октября 2022 г, т.е. с даты первого его обращения в УМВД России по Ульяновской области за назначением пенсии, по 30 июня 2023 г, т.е. до даты назначения ему пенсии, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, применяя положения Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 г, в отсутствие документов, подтверждающих прекращение ФИО1 выплату пенсии на территории иностранного государства, пришел к выводу, что правовых оснований для выплаты ему пенсии за выслугу лет по линии МВД Российской Федерации как пенсионеру органов внутренних дел Украины с даты его обращения (6 октября 2022 г.) на основании Соглашения от 24 декабря 1993 г. у ответчика не имелось, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований истца.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права.
Так, Федеральным законом от 13 июня 2023 г..N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), вступившим в силу с 13 июня 2023 г, установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" для граждан Российской Федерации из числа лиц: 1) постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и являвшихся получателями пенсий, назначенных в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с нормативными правовыми актами Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, либо имевших право на получение таких пенсий на указанную дату, и членов их семей; 2) проходивших военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики после 7 апреля 2014 г..включительно или Луганской Народной Республики после 27 апреля 2014 г..включительно, Запорожской области или Херсонской области после 24 февраля 2022 г..включительно и уволенных с такой службы (за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи), и членов их семей, в том числе членов их семей, у которых право на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом Российской Федерации возникло по достижении соответствующего возраста после 30 сентября 2022 г..включительно, а
также членов семей указанных лиц, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области; 3) постоянно проживавших на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, являющихся получателями пенсий (имевших право на получение пенсий), назначенных в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на соответствующей территории, и въехавших в Российскую Федерацию (в том числе через территории третьих государств): а) с территории Донецкой Народной Республики в период с 7 апреля 2014 г..по 29 сентября 2022 г, и членов их семей; б) с территории Луганской Народной Республики в период с 27 апреля 2014 г..по 29 сентября 2022 г, и членов их семей; в) с территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 г, и членов их семей.
Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона и не относящихся к лицам, указанным в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и членов их семей с 1 июля 2023 г. осуществляется, в том числе, Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, лиц рядового и начальствующего состава, которые уволены из органов внутренних дел Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, Национальной полиции Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Бюро экономической безопасности Украины, финансово-экономической полиции Донецкой Народной Республики, финансовой полиции Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы Донецкой Народной Республики, гражданской защиты Луганской Народной Республики и которым в установленном порядке были присвоены специальные звания, и членов их семей (статья 2 Федерального закона N 208-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом N 208-ФЗ установлены особенности реализации прав отдельных категорий граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Так, право на пенсионное обеспечение имеют лица, которые проходили службу в органах внутренних дел Украины, являлись получателями пенсии и въехали в Российскую Федерацию (в том числе через территории третьих государств) с территории Донецкой Народной Республики в период с 7 апреля 2014 г. по 29 сентября 2022 г.
При этом такая пенсия назначается и выплачивается с 1 июля 2023 г.
Суды, установив, что ФИО1 подпадает под категорию лиц, на которых распространяются положения Федерального закона N 208-ФЗ, в связи с чем ему назначена и выплачивается пенсия по выслуге лет именно с 1 июля 2023 г, обоснованно пришли к выводу о том, что правовых оснований для возложения на УМВД России по Ульяновской области обязанности выплатить истцу пенсию за период с 6 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г. не имеется.
При этом судами правильно учтено, что действующее правовое регулирование пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, к которым относится истец, не предусматривает возможности назначения и выплаты пенсии с более ранней даты, чем с 1 июля 2023 г.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании спорных отношений у судов, вопреки доводам кассационной жалобы, не имелось оснований для удовлетворения заявленного иска.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и условий Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 г, а потому необходимости назначения спорного вида пенсионного обеспечения с момента первого обращения заявителя - 6 октября 2022 г, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены в апелляционном определении с учетом следующего.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Применительно к рассматриваемому спору таким международным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства, является Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 г. (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).
Соглашение от 24 декабря 1993 г. сохраняло свое действие в отношениях между Российской Федерацией и Украиной до 23 сентября 2023 г.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из анализа содержания приведенных норм ст. ст. 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии в связи со службой в органах внутренних дел Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. (далее - Инструкция от 9 января 2018 г.)
Согласно пункту 28 Инструкции от 9 января 2018 г. при возобновлении выплаты пенсий по пенсионным делам граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, составляется новое заключение о назначении пенсии. При этом обязанность по представлению в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, возлагается на этих граждан.
В пункте 13 Инструкции от 9 января 2018 г. определен перечень документов, предоставляемых в отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения для назначения пенсии, в том числе, заявление о назначении пенсии, расчет выслуги лет, денежный аттестат, выписка из приказа об увольнении сотрудника.
С учетом изложенного, обязанность по представлению необходимых документов для назначения пенсии для лиц, прибывших из государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 г, лежит на самом, заявителе, претендующим на получении пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации.
Между тем, из материалов дела следует, что заявитель при обращении 6 октября 2022 г. к ответчику не представил необходимые документы для назначения пенсии, которые бы, в том числе, подтверждали прекращение ему выплаты пенсии на территории другого государства.
При указанных обстоятельствах у ответчика отсутствовала объективная возможность назначить истцу пенсию с указанного времени в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардий Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и условиями Соглашения от 24 декабря 1993 г.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для получения пенсии с 6 октября 2022 г. направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств дела и связаны с неправильным толкованием материального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Судами верно принято во внимание, что истцу назначена пенсия в соответствии со специальным законом, регулирующим реализацию права на пенсионное обеспечение отдельным категориям граждан Российской Федерации, которым является Федеральный закон N 208-ФЗ, а потому не допущено нарушений прав истца на пенсионное обеспечение, как лица, прибывшего с территории Донецкой Народной Республики.
Между тем, несогласие заявителя с выводами суда первой и апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут являться основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Федотова
Судьи О.А. Тулякова
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.