Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 октября 2006 г. N Ф04-7234/2006(27998-А70-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Исеть" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 1 (далее по тексту - налоговый орган) о признании недействительным постановления N 72 014849 от 10.04.2006. о привлечении к административной ответственности
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговый орган неправомерно привлек общество к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 00 руб., поскольку денежная наличность, которая находилась в кассе, не является выручкой, а выдана в под отчет кассиру в виде разменной монеты.
Решением от 22.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2006 Арбитражного суда Тюменской области, требования общества с ограниченной ответственностью "Исеть" удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по г.
Тюмени N 1 просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение в связи с неправильным применением судом норм материального права По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены положения пункта 11 "Порядка ведения кассовых операций в РФ", утвержденные решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, а именно наличные деньги, неподтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками и зачисляются в доход предприятия, выводы суда противоречат обстоятельствам по делу.
Отзыв на кассационную жалобу обществом с ограниченной ответственностью "Исеть" до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, должностным лицом инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 1, 10 марта 2006 года проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Исеть" законодательства о применении контрольно-кассовой техники в принадлежащем ему магазине "Продукты", расположенном по адресу: г. Тюмень, улица Салтыкова-Щедрина, дом N 59/3.
При снятии кассы выявлено превышение денежных средств в кассе по сравнению с показаниями счетчика на 160 руб, что расценено представителем налогового органа как излишки.
29 марта 2006 года должностным лицом налогового органа проведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой машины и соблюдения условий работы с денежной наличностью, в ходе которой установлено" що общество с ограниченной ответственностью "Исеть" не оприходовало кассу установленные в ходе проверки излишки денежных средств в сумме 160 руб.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2006 N 12-28/09, и протокол об административном правонарушении от 29.03.2006 N 72 020974, на основании которого заместителем руководителя инспекции Министерства России по г. Тюмени N 1 принято постановление от 10.04.2006 N 72 014849.
Общество признано виновным в нарушении условии работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившемся в неоприходовании наличных денежных средств в сумме 160 руб., и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. по статье 15.1 КоАП РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "Исеть" не согласилось с принятым постановлением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением признании его незаконным и отмене.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее по тексту - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Из пункта 27 Порядка следует, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей. Неоприходование денежных средств - это наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными ордерами.
Из материалов дела следует, что налоговым органом выявлено наличие в контрольно-кассовой машине излишка денежных средств в сумме 160 руб. без подтверждающих документов, что, по мнению налогового органа, является неоприходованием в кассу организации денежной наличности.
Однако данные доводы налогового органа опровергаются исследованными судом доказательствами.
Из приложения к акту N 12-28 от 10.03.2006 следует, что в момент проведения проверки магазина, принадлежащего ООО "Исеть", кассир объясняла наличие излишка в контрольно-кассовой машине выдачей кассиру денежных средств в качестве разменного фонда.
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Выдача наличных денег под отчет осуществляется в соответствии с пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. При этом данный пункт не устанавливает предельного срока выдачи наличных денег. Вместе с тем, в учетной политике организации, либо в приказе руководителя организации на выдачу денег под отчет необходимо установить срок, на который выданы денежные средства, либо указать, что выдача денежных средств под отчет сроком возврата не ограничена.
Судом установлено и из материалов дела следует, что общество представило доказательства выдачи кассиру разменного фонда в указанном размере, что подтверждается данными бухгалтерского учета и остатком разменного фонда в сумме 160 руб, находящемся в кассе контрольно - кассовой машины на момент проверки налоговым органом. Данные денежные средства не являются выручкой и не подлежат оприходованию в кассу общества.
Как следует из установленных судом обстоятельств по делу, в учетной политике общества установлено, что выдача денежных средств под отчет сроком возврата не ограничен.
При рассмотрении дела суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление вынесено при отсутствии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.08.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3999/8-06 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 1 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г. N Ф04-7234/2006(27998-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании