Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Р.М.С. на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Р.М.С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, и.о. руководителя Управления Ш.А.Б, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области, заместителю начальника Инспекции С.О.Н. об оспаривании действия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Р.М.С. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просил признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области (далее - Инспекция) по доначислению суммы налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 46 909 руб.; решение Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 30 января 2023 года N 09-11-02/01647@.
В обоснование административного иска указал, что Инспекция неправомерно суммировала доход по заработной плате и доход от долевого участия в организации и исчислила налог на доходы физических лиц по ставке 15% со всей налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, без разделения на виды доходов.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 февраля 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 мая 2024 года, Р.М.С. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять по делу новый судебный акт. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на неправильном исчислении налога.
Относительно кассационной жалобы Инспекцией представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. Ходатайство Р.М.С. об отложении рассмотрения административного дела судебной коллегией отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом учтено, что доказательства объективных препятствий для участия в судебном заседании заявителем ходатайства не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы.
Пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации определены случаи, при которых уплата налога на доходы физических лиц осуществляется на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, в частности - если общая сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном статьей 225 названного Кодекса, превышает совокупность суммы налога, удержанной налоговыми агентами, и суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, в отношении доходов налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (абзац 4 в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 372-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей сумма налога исчисляется как сумма 650 тысяч рублей и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абзацем 3 пункта 1 статьи 224 названного Кодекса, процентной доле, уменьшенной на 5 миллионов рублей суммы налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 названного Кодекса.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в таком случае устанавливается в размере 650 тысяч рублей и 15 процентов суммы налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 названного Кодекса, превышающей 5 миллионов рублей.
Пунктом 2.1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации к числу таковых отнесены, в частности (подпункты 1, 9), налоговая база по доходам от долевого участия и основная налоговая база (в том числе заработная плата).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, доход Р.М.С. в 2021 году составил 7 376 234 руб. 28 коп, в том числе заработная плата - 3 238 299 руб. 28 коп, дохода в виде дивидендов - 4 137 935 руб. 00 коп.; сумма налоговых вычетов составила 30 800 руб. Налог исчислен налоговым агентом с применением ставки 13% в размере 954 906 руб.
Инспекция направила в адрес Р.М.С. налоговое уведомление N 41477503 по состоянию на 1 сентября 2022 года, которым предложено доплатить, в частности, налог на доходы физических лиц за 2021 год в размере 46 909 руб. Данный налог исчислен исходя из суммы названных налоговых баз и налоговой ставки, установленной абзацем 3 пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, за вычетом суммы налога, удержанной налоговым агентом.
Решением Управления от 30 января 2023 года N 09-11-0201647@, жалоба Р.М.С. на действия должностных лиц Инспекции по исчислению налога оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что суммирование доходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и применение повышенной ставки при его исчислении, соответствует требованиям налогового законодательства. В отношении доходов, относящихся к разным налоговым базам, полученных в 2021 году, в том числе от налоговых агентов, налог с которых был исчислен ими отдельно по каждой налоговой базе в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 372-ФЗ, доплата налога производится на основании налогового уведомления.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку общая сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, превысила сумму налога, удержанную налоговым агентом в отношении доходов налогоплательщика за 2021 год, направление Инспекцией налогового уведомления соответствует требованиям пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма налога исчислена налоговым органом в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, за налоговый период составила более 5 миллионов рублей. По этой же причине при исчислении налога Инспекция верно применила ставку, установленную абзацем 3 пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расчет налога: 650 000 руб. + (7 345 434 руб. 28 коп. - 5 000 000 руб.) х 15% - 954 906 руб.= 46 909 руб.
Ссылки автора кассационной жалобы на положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 372-ФЗ, предусматривающие применение при исчислении налога налоговых ставок, в том числе установленной абзацем 3 пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к каждой налоговой базе отдельно, судебной коллегией отклоняются, поскольку данное предписание в силу прямого указания закона адресовано налоговым агентам, имея ввиду, что последние исчисляют налог только от доходов, источниками выплаты которых они являются.
Исчисление налога с учетом суммы всех налоговых баз осуществляется налоговым органом по правилам статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае - пункта 1 названной статьи, предусматривающей суммирование налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что в данном случае налогоплательщик получил доходы от одного налогового агента, не имеют правового значения, поскольку предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации правила исчисления налога, в том числе налоговыми агентами, носят универсальный характер и не дифференцированы в зависимости от количества налоговых агентов. По делу достоверно установлено, что сумма налога, удержанная налоговым агентом, менее подлежащей уплате общей суммы налога, исчисленной в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, что является достаточным для доначисления налога налоговым органом и направления соответствующего налогового уведомления.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Р.М.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.