Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Саратовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Саратовской области к С.О.Е. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения С.О.Е, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Саратовской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила взыскать со С.О.Е. земельный налог за 2016 год в сумме 611 руб. 61 коп, за 2017 год в сумме 605 руб, за 2018 год в сумме 157 руб, за 2019 год в сумме 1 097 руб.; транспортный налог за 2017 год в сумме 1 190 руб.
В обоснование административного иска указала, что С.О.Е. является плательщиком указанных налогов, ей направлялись налоговые уведомления, налоги своевременно не уплачены, в связи с чем начислены пени, выставлены требования об уплате задолженности, требования не исполнены, вынесенный по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 27 июля 2023 года административный иск удовлетворен частично: со С.О.Е. взыскана задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 157 руб, за 2019 год в сумме 1 097 руб. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 января 2024 года решение районного суда отменено в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2018 год в сумме 157 руб, за 2019 год в сумме 1 097 руб. и государственной пошлины; в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 июня 2024 года, Инспекция просит отменить апелляционное определение в части отказа во взыскании земельного налога за 2019 год в сумме 522 руб. 61 коп, оставить в силе решение районного суда; утверждает, что согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по Саратовской области от 31 января 2024 года в результате работы по актуализации сальдо по единому налоговому счету актуальная задолженность по земельному налогу за 2019 год составила 522 руб. 61 коп.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании земельного налога, суд апелляционной инстанции указал на то, что налоговая задолженность по земельному налогу за 2018-2019 годы С.О.Е. погашена. На обращения налогоплательщика, а также на запрос суда налоговые органы сообщили о присвоении налогоплательщику дублирующего ИНН, в результате чего за 2015-2017 годы ошибочно производились двойные начисления по имущественным налогам, поступающие платежи отражались некорректно. В отношении неверного ИНН 641703494290 проведены мероприятия по сторнированию неправильных начислений по имущественным налогам за 2015-2017 годы, в результате чего на неверном ИНН числится переплата в общей сумме 5 023 руб. В настоящее время работы по слиянию налоговых обязанностей между ИНН 641702385813 и ИНН 641703494290 не окончены; после завершения работ актуальное сальдо по единому налоговому счету будет отражено в личном кабинете налогоплательщика.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания земельного налога не имеется.
Апелляционное определение обжалуется Инспекцией и проверяется судом кассационной инстанции в части отказа во взыскании земельного налога за 2019 год в сумме 522 руб. 61 коп.
Из материалов дела следует, что С.О.Е. являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами N.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 2 статьи 52, пункт 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми органами не была надлежащим образом организована работа по учету налоговых обязательств С.О.Е, в 2015-2017 годах ошибочно производились двойные начисления налогов, в результате чего образовалась переплата.
Областным судом предприняты исчерпывающие меры для установления действительного размера налоговых обязательств С.О.Е. с учетом допущенных налоговым органом ошибок и образовавшейся переплаты, в адрес последних судом многократно направлялись соответствующие запросы.
Поступившие ответы (л.д. 166-168, 225, 228-229, 253-254, 270) содержат противоречивые данные о размере налоговых обязательств, при этом сообщается, что платежи в суммах 746 и 896 руб. не были учтены, поскольку не представляется возможным произвести розыск платежных документов (л.д. 225, 270). Только в ответе от 17 января 2024 года налоговый орган сообщает об остатке задолженности по земельному налогу в сумме 522 руб. 61 коп, не представляя, вопреки предписаниям подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, расчет указанной денежной суммы, составляющей платеж (л.д. 228). При этом как в данном, так и в иных ответах налоговых органов сообщается, что работы по слиянию налоговых обязанностей не закончены, актуальное сальдо будет отражено только после их окончания.
Инициировав спор о взыскании налогов и получив многочисленные запросы суда апелляционной инстанции о предоставлении сведений, необходимых для его правильного разрешения, налоговые органы не предприняли своевременных мер по устранению допущенных им ошибок в учете налоговых обязательств С.О.Е, предоставлению суду испрашиваемых сведений, отвечающих требованиям достоверности и полноты, пренебрегли процессуальной обязанностью по предоставлению расчета подлежащей взысканию суммы и доказыванию наличия оснований для ее взыскания.
При таких данных судебная коллегия находит правильным решение суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований налогового органа, не доказавшего, вопреки предписаниям пункта 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, наличие оснований для взыскания обязательных платежей в заявленном размере.
Ссылки автора кассационной жалобы на письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по Саратовской области от 31 января 2024 года о завершении работ по слиянию налоговых обязательств между действительным и недействительным ИНН в любом случае не могут повлечь отмену принятого до указанной даты апелляционного определения от 25 января 2024 года. Указанный документ не представлялся в суды, наделенные полномочиями по исследованию и оценке доказательств, и не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено; предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.