Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 ноября 2006 г. N Ф04-6310/2006(27241-А45-31)(26834-А45-31)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Альбумин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция), выразившихся в отказе произвести перерасчет пени, начисленных за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.1999 по 14.08.1999, путем ее уменьшения на сумму 1 850 045 руб.
Решением арбитражного суда от 24.05.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, не соглашаясь с решением суда, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права, просит его отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
По мнению Инспекции, нормы части первой Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по внесению платежей в государственные внебюджетные фонды до 01.01.2001 не подлежат применению; взносы в государственные внебюджетные фонды по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, и, соответственно, статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период с 01.01.1999 по 18.08.1999 (до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"), и Приказ МНС РФ от 03.09.1999 N АП-3-09/290 "Порядок перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам" не могут быть применены в данной ситуации; Общество узнало о начисленных пени в январе 2001 года. Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации с января 2001 года у ОАО "Альбумин" начался срок исковой давности для защиты своего права. Общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации - три года. Следовательно, у заявителя срок исковой давности истек уже в январе 2004 года.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (далее - УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска), полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда о соблюдении Обществом срока для подачи заявления в арбитражный суд не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
При этом заявитель жалобы полагает, что пеня, начисленная за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.01.1999 по 13.08.1999, не подлежит перерасчету путем ее уменьшения в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ) в связи с действием специального нормативного правового акта, регулирующего отношения по уплате страховых взносов, Федерального закона от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год".
В отзыве и дополнении к отзыву на кассационные жалобы Общество, опровергая доводы кассационных жалоб, считает, что арбитражным судом правильно применены нормы .материального права. Просит оставить решение суда без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзыв на них, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении перерасчета задолженности по пени в государственные внебюджетные фонды в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"), Приказа МНС РФ от 03.09.1999 N АП-3-09/290 "Об утверждении порядка перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам".
Письмом от 16.09.2005 N ТТ-08-15.1/20263 Инспекция отказала Обществу в перерасчете задолженности по пеням в государственные внебюджетные фонды, поскольку положения пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 09.07.1999 N 154-ФЗ, Приказа МНС РФ от 03.09.1999 N АП-3-09/290 "Об утверждении порядка перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам" распространяются только на задолженность по пени по налогам и сборам.
Общество, полагая, что действия Инспекции по отказу пересчитать задолженность по пени нарушают нормы налогового законодательства и его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационных жалоб, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса, в соответствии с которой в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.
Согласно названным нормам в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" специальные акты законодательства по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объекта налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков их уплаты. В остальной части положения этих актов применяются только в тех случаях, когда они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в статье 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) установил, что с 1 января 1999 года на сумму недоимки по налогам (сборам), в том числе по недоимке, образовавшейся до введения в действие части первой Кодекса, пени начисляются по процентной ставке, равной одной трехсотой действовавшей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 процента в день. При этом размер пеней, включая пени, начисленные до 1 января 1999 года, не может превышать для налогоплательщиков (плательщиков сборов) неуплаченную сумму налога (сбора).
Указанные ограничения на размер процентной ставки и суммы пеней действуют в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999.
Таким образом, пени, начисленные Обществу по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.
Статья 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) не содержит оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды. Следовательно, пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов осуществляются с 01.01.2001 налоговыми органами Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах Инспекция
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.