Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 ноября 2006 г. N Ф04-6310/2006(27241-А45-31)(26834-А45-31)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Альбумин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция), выразившихся в отказе произвести перерасчет пени, начисленных за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.1999 по 14.08.1999, путем ее уменьшения на сумму 1 850 045 руб.
Решением арбитражного суда от 24.05.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, не соглашаясь с решением суда, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права, просит его отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
По мнению Инспекции, нормы части первой Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по внесению платежей в государственные внебюджетные фонды до 01.01.2001 не подлежат применению; взносы в государственные внебюджетные фонды по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, и, соответственно, статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период с 01.01.1999 по 18.08.1999 (до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"), и Приказ МНС РФ от 03.09.1999 N АП-3-09/290 "Порядок перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам" не могут быть применены в данной ситуации; Общество узнало о начисленных пени в январе 2001 года. Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации с января 2001 года у ОАО "Альбумин" начался срок исковой давности для защиты своего права. Общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации - три года. Следовательно, у заявителя срок исковой давности истек уже в январе 2004 года.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (далее - УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска), полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда о соблюдении Обществом срока для подачи заявления в арбитражный суд не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
При этом заявитель жалобы полагает, что пеня, начисленная за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.01.1999 по 13.08.1999, не подлежит перерасчету путем ее уменьшения в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ) в связи с действием специального нормативного правового акта, регулирующего отношения по уплате страховых взносов, Федерального закона от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год".
В отзыве и дополнении к отзыву на кассационные жалобы Общество, опровергая доводы кассационных жалоб, считает, что арбитражным судом правильно применены нормы .материального права. Просит оставить решение суда без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзыв на них, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении перерасчета задолженности по пени в государственные внебюджетные фонды в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"), Приказа МНС РФ от 03.09.1999 N АП-3-09/290 "Об утверждении порядка перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам".
Письмом от 16.09.2005 N ТТ-08-15.1/20263 Инспекция отказала Обществу в перерасчете задолженности по пеням в государственные внебюджетные фонды, поскольку положения пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 09.07.1999 N 154-ФЗ, Приказа МНС РФ от 03.09.1999 N АП-3-09/290 "Об утверждении порядка перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам" распространяются только на задолженность по пени по налогам и сборам.
Общество, полагая, что действия Инспекции по отказу пересчитать задолженность по пени нарушают нормы налогового законодательства и его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационных жалоб, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса, в соответствии с которой в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.
Согласно названным нормам в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" специальные акты законодательства по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объекта налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков их уплаты. В остальной части положения этих актов применяются только в тех случаях, когда они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в статье 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) установил, что с 1 января 1999 года на сумму недоимки по налогам (сборам), в том числе по недоимке, образовавшейся до введения в действие части первой Кодекса, пени начисляются по процентной ставке, равной одной трехсотой действовавшей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,1 процента в день. При этом размер пеней, включая пени, начисленные до 1 января 1999 года, не может превышать для налогоплательщиков (плательщиков сборов) неуплаченную сумму налога (сбора).
Указанные ограничения на размер процентной ставки и суммы пеней действуют в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999.
Таким образом, пени, начисленные Обществу по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.
Статья 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) не содержит оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды. Следовательно, пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов осуществляются с 01.01.2001 налоговыми органами Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах Инспекция неправомерно отказала плательщику страховых взносов в уменьшении размера начисленных пеней до размера недоимки.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2002 N 6611/02, от 12.11.2002 N 9112/02, от 15.06.2004 N 15601/03, от 16.11.2004 N 7113/04.
Из материалов дела следует, что заявитель имел задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд по состоянию на 01.01.1999 в сумме 1 585 984 руб., на которую начислена пеня в сумме 1 837 671 руб., на 14.08.1999 в сумме 233 050 руб., на которую начислена пеня в сумме 2 083 095 руб. Наличие задолженности на указанную дату и в указанном размере подтверждается справкой о начислении страховых взносов за период с 01.01.1999 по 31.12.1999, актами сверки.
Проанализировав материалы дела, суд установил, что начисленная на 01.01.1999 сумма пеней превышает сумму недоимки по страховым взносам на 251 687 руб., на 14.08.1999 сумма пеней превышала сумму недоимки по страховым взносам на 1 850 045 руб. При этом перерасчет задолженности по уплате пени по страховым взносам произведен налогоплательщиком в соответствии с Порядком перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.1999 N АП-3-09/290.
Данное обстоятельство Инспекцией не оспаривается.
Несостоятельны доводы заявителей жалоб о пропуске налогоплательщиком срока для обращения в суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 16.09.2005 налоговый орган отказал в перерасчете суммы пени, а 21.10.2005 налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его действий, то есть в пределах трехмесячного срока.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.05.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26059/05-39/723 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2006 г. N Ф04-6310/2006(27241-А45-31)(26834-А45-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании