Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А.
судей Александровой К.А, Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Карачаево-Черкесской Республики на решение Лискинского районного суда Воронежской области от 11 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Чистякова Владислава Анатольевича к прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики, жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, председателю жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики Бахникову С.Н. о признании незаконными решений, бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чистяков В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконными решений жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, оформленных протоколами от 4 марта 2021 года N и от 14 октября 2021 года N, об отказе во внесении прокурору Карачаево-Черкесской Республики предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления административному истцу как пенсионеру прокуратуры и членам его семьи служебного жилого помещения в собственность и о снятии его с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях соответственно; бездействия жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики по длительному нерассмотрению поданных в феврале 2019 года, 18 декабря 2020 года заявлений на имя Генерального прокурора Российской Федерации о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в составе семьи из 4 человек (Чистяков В.А, жена Чистякова М.В, дети ФИО15, ФИО16); признании наличия законных оснований для признания Чистякова В.А. с составом семьи из 4 человек нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятия на учет и предоставления в собственность вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; возложении обязанности устранить нарушение прав путем направления в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания административного истца нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и предоставления ему в составе 4 человек занимаемого жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Чистяков В.А. с 16 февраля 2016 года по 1 июля 2020 года занимал должность прокурора "данные изъяты", уволен из органов прокуратуры в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. 23 ноября 2016 года административный истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, 20 декабря 2017 года ему предоставлена служебная трехкомнатная квартира "адрес". После увольнения Чистякова В.А. со службы 22 октября 2020 года учетное дело переоформлено на супругу Чистякову М.В, работавшую в должности помощника "данные изъяты" прокурора "данные изъяты". В феврале 2019 года и 18 декабря 2020 года Чистяков В.А. подавал в жилищную комиссию прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики заявления на имя Генерального прокурора Российской Федерации о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении ему в собственность занимаемой служебной квартиры вместо единовременной социальной выплаты, ответы на которые не поступили. Решением жилищной комиссии от 4 марта 2021 года N Чистякову В.А. отказано в согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления в собственность занимаемого служебного жилого помещения вместо единовременной социальной выплаты, решением от 14 октября 2021 года N Чистяков В.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем административный истец имеет стаж службы в органах прокуратуры более 15 лет, в установленном порядке признан нуждающимся в жилых помещениях, не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилых помещений Чистякову В.А. не предоставлялась.
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 11 декабря 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в нерассмотрении заявления Чистякова В.А. от 18 декабря 2020 года на имя Генерального прокурора Российской Федерации о признании административного истца нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Признаны незаконными решения жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, оформленные протоколами от 4 марта 2021 года N и от 14 октября 2021 года N, об отказе во внесении прокурору Карачаево-Черкесской Республики предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления Чистякову В.А. занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в собственность вместо единовременной социальной выплаты; о снятии Чистякова В.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях. На жилищную комиссию прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики возложена обязанность устранить нарушение прав Чистякова В.А. и в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу восстановить Чистякова В.А. на учете нуждающихся в жилом помещении с 23 ноября 2016 года и направить в жилищную комиссию Генеральной прокураторы Российской Федерации материалы в отношении Чистякова В.А. для рассмотрения вопросов о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении ему вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в собственность. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 апреля 2024 года решение суда отменено в части возложения на жилищную комиссию прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики обязанности направить в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалы в отношении Чистякова В.А. для рассмотрения вопросов о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления вместо единовременной социальной выплаты в собственность занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В указанной части принято новое решение, которым на жилищную комиссию прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики возложена обязанность направить прокурору Карачаево-Черкесской Республики предложение о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов в отношении Чистякова В.А. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей 4 июня 2024 года в суд первой инстанции, прокурор Карачаево-Черкесской Республики просит отменить судебные акты. Указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных постановлениях, обстоятельствам дела, ненадлежащее исследование и оценку доказательств.
Чистяковым А.В, Чистяковой М.В. представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Чистяков В.А. с 26 февраля 2016 занимал должность прокурора "данные изъяты".
8 ноября 2016 года Чистяков В.А. обратился в прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий и в обеспечении служебным жилым помещением.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 23 ноября 2016 года, оформленным протоколом N, Чистяков В.А. включен в список прокурорских работников, нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением, и поставлен на учет в улучшении жилищных условий.
По состоянию на 1 сентября 2017 года Чистяков В.А. состоял в списке сотрудников прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, под номером N.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в оперативном управлении прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики с 22 ноября 2017 года находится трехкомнатная квартира площадью 59, 6 кв. м, расположенная по адресу: "адрес", которая распоряжением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 апреля 2018 года N 171р/10 включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Решением жилищной комиссии от 5 декабря 2017 года, оформленным протоколом N, прокурору Карачаево-Черкесской Республики внесено предложение о выделении Чистякову В.А. указанной служебной квартиры, которая распоряжением прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2017 года N административному истцу предоставлена на период прохождения службы.
20 декабря 2017 года между Чистяковым В.А. (наниматель) и прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики (наймодавец) заключен договор N найма указанной квартиры для временного проживания в связи с прохождением службы. В служебную квартиру совместно с нанимателем вселены супруга Чистякова М.В. и дочь ФИО17. По условиям названного договора временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет изменение их прав и обязанностей по договору (пункт 2.3), договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора и с окончанием службы, и в случае прекращения договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение (пункты 4.4, 4.5).
С 13 июля 2017 года супруга административного истца Чистякова М.В. занимала должность помощника "данные изъяты" прокурора "данные изъяты", с 4 апреля 2018 года назначена на должность помощника "данные изъяты" прокурора.
С 13 мая 2020 года по 12 мая 2023 года Чистяков А.В. и Чистякова М.В, их дети ФИО18 и ФИО19 зарегистрированы по месту пребывания по адресу служебного жилого помещения: "адрес".
1 июля 2020 года Чистяков В.А. уволен из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 7 октября 2020 года, оформленным протоколом N, Чистякова М.В, признана не имеющей жилого помещения по месту службы и принята на учет в качестве нуждающейся в служебных жилых помещениях, распоряжением прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22 октября 2020 года N служебная трехкомнатная квартира площадью 59, 6 кв. м, расположенная по адресу: "адрес", предоставлена Чистяковой М.А. на время прохождения службы.
26 октября 2020 года между Чистяковой М.В. (наниматель) и прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики (наймодавец) заключен договор N найма указанного жилого помещения для временного проживания в связи с прохождением службы в прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики. В жилое помещение совместно с нанимателем вселены супруг Чистяков А.В, дочь ФИО20 и сын ФИО21 Указанная квартира 26 октября 2020 года передана Чистяковой М.В. по акту приема-передачи.
26 февраля 2021 года Чистяков В.А. принят на должность заместителя прокурора "данные изъяты", с 13 сентября 2021 года - заместителя прокурора "данные изъяты".
Чистяков В.А. неоднократно (в феврале 2019 года, 28 июля 2020 года, 6 ноября 2020 года, 18 декабря 2020 года) обращался в прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики с заявлением на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении в собственность занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и направлении необходимых документов в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 4 марта 2021 года, оформленным протоколом N, на основании подпункта "б" пункта 3.1 Типового положения о жилищной комиссии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 ноября 2018 года N 770, подпункта "б" пункта 3.1 Положения о жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного приказом прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2018 года N 71, Чистякову В.А. отказано во внесении прокурору Карачаево-Черкесской Республики предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления служебного жилого помещения в собственность в связи с тем, что договор найма служебного жилого помещения заключен не с Чистяковым А.В, а с его супругой Чистяковой М.В, при этом согласно разъяснениям, изложенным в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 102/2-10-2018/Ип 4760-18, вопрос о наличии оснований для предоставления прокурорам и гражданам занимаемых жилых помещений в собственность подлежит рассмотрению жилищными комиссиями исключительно в отношении тех лиц, с которыми заключены договоры найма служебного жилого помещения, или лиц, указанных в подпункте "б" пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
По состоянию на 11 мая 2021 года Чистяков В.А. состоял на учете в прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (занимаемого жилого помещения в собственность) под номером N.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 14 октября 2021 года, оформленным протоколом N, Чистяков В.А. снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях в связи с увольнением из органов прокуратуры.
11 февраля 2022 года супруга административного истца Чистякова М.В. уволена с занимаемой должности помощника "данные изъяты" прокурора, 14 февраля 2022 принята на должность помощника прокурора "данные изъяты", 19 апреля 2022 года уволена из органов прокуратуры по собственному желанию.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что, обращаясь в 2019, 2020 годах с заявлениями в жилищную комиссию и представляя необходимые документы, Чистяков В.А. соответствовал требованиям, предусмотренным статьей 44.1 Закона о прокуратуре, предъявляемым к лицам из числа сотрудников прокуратуры, имеющим право на предоставление жилого помещения; длительное время жилищная комиссия прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики незаконно отказывала административному истцу в подготовке и внесении прокурору Карачаево-Черкесской Республики предложений по согласованию и направлению в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления Чистякову В.А. занимаемого служебного жилого помещения в собственность, нарушая его право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем оспариваемые решения от 4 марта 2021 года N и от 14 октября 2021 года N об отказе во внесении прокурору Карачаево-Черкесской Республики предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для рассмотрения, о снятии с жилищного учета, а также бездействие по длительному нерассмотрению с 2019 года заявлений административного истца являются незаконными. В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции возложил на жилищную комиссию прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики обязанность направить материалы в отношении Чистякова В.А. в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Отменяя в части решение суда и изменяя способ восстановления нарушенных прав административного истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о преждевременности возложения обязанности направить материалы в отношении Чистякова В.А. в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поскольку предложение прокурору Карачаево-Черкесской Республики не направлялось, решение о направлении заявления и приложенных материалов Генеральному прокурору Российской Федерации или об отказе в направлении таких материалов прокурором субъекта не принималось.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями работников прокуратуры урегулированы Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
До принятия Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 492-ФЗ пунктом 4 статьи 44 Закона о прокуратуре было установлено, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопросы предоставления жилых помещений сотрудникам прокуратурына момент подачи Чистяковым В.А. заявления о постановке на учет регламентировались Временным положением о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 года N 616.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 492-ФЗ в Закон о прокуратуре введена статья 44.1, которой определен порядок и условия обеспечения прокуроров и членов их семей жилыми помещениями, включая служебные жилые помещения, а также осуществления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Закона о прокуратуре обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Закона о прокуратуре).
В пункте 2 статьи 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 44.1 Закона о прокуратуре право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 44.1 Закона о прокуратуре в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор:
а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения;
е) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размера занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с прокурором совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября2018 года N 624 утверждены Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов и Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что Чистяков В.А. поставлен в прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики на учет нуждающихся в жилых помещениях; жилые помещения, принадлежащие Чистякову В.А. либо членам его семьи на праве собственности, отсутствуют; административный истец имел необходимый стаж работы в органах прокуратуры, соответствовал критериям нуждаемости как на момент постановки на учет, так и на момент вынесения решения о снятии с учета; поданные с 2019 года заявления о внесении прокурору Карачаево-Черкесской Республики предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления административному истцу занимаемого служебного помещения в собственность вместо единовременной социальной выплаты длительный период времени не рассматривались жилищной комиссией Карачаево-Черкесской Республики; права административного истца нарушены.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание основания принятых жилищной комиссией прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики решений, выводы судов нижестоящих инстанций об их незаконности сомнений не вызывают.
Избранный судом способ восстановления права не противоречит разъяснениям пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в нижестоящих судах, они являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выводы, изложенные в судебных постановлениях, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лискинского районного суда Воронежской области от 11 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.