Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Александровой К.А, Кишаева А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Лев-Толстовского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лев-Толстовского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области, выразившегося в непринятии мер по строительству дорог общего пользования местного значения на земельных участках, расположенных в границах кадастрового квартала N 48:12:00310102 на улицах микрорайона Северный поселка Лев Толстой Липецкой области; возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения по улицам Аулова, Северная, Знаменская, Аэродромная, Полежаева, Снежная, Дачная, Лапочкина, Знаменская-2, Полежаева-2, Малокрасноармейская, Коммунистическая-2 микрорайона Северный поселка Лев Толстой Липецкой области согласно проектно-сметной документации N 0066422022-12-РД.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлены факты предоставления многодетным семьям земельных участков в отсутствие автомобильных дорог местного значения, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Решением Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 марта 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 14 июня 2024 года через суд первой инстанции, администрация Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области просит изменить судебные акты, увеличить срок исполнения решения суда до трех лет. Повторяя приводимые в нижестоящих судах доводы, указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу имеются предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, прокуратурой Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении земельными участками многодетных семей бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
В 2022 - 2023 годах администрацией Лев-Толстовского района Липецкой области предоставлено 19 земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале N 48:12:00310102; дорожной инфраструктурой в соответствии с проектно-сметной документацией N 0066422022-12-РД, разработанной в 2023 году, указанные земельные участки не обеспечены.
1 ноября 2023 года прокуратурой Лев-Толстовского района Липецкой области в адрес главы администрации Лев-Толстовского района Липецкой области внесено представление об устранении нарушений законодательства N 37-2023.
Согласно информации администрации района в 2023 году разработана проектно-сметная документация N 0066422022-12-РД на строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения по улицам микрорайона Северный поселка Лев Толстой Липецкой области; вместе с тем заявка на предоставление субсидий для реализации соответствующей программы отклонена Управлением дорог и транспорта Липецкой области.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что органом местного самоуправления не принимаются необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения - обеспечение земельных участков, предоставленных льготной категории граждан, автомобильными дорогами общего пользования. Бездействие, выраженное в невыполнении требований законодательства в области организации строительства дорог и обустройства улично-дорожной сети потенциально опасно, в связи с чем является недопустимым и подлежит устранению.
В указанной части выводы судов в кассационной жалобе не оспариваются и предметом оценки в кассационном порядке не являются.
Определяя срок исполнения администрацией Лев-Толстовского района Липецкой области обязанности по организации работ по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения в микрорайоне Северный поселка Лев Толстой Липецкой области суды указали, что доказательств невозможности исполнения решения суда в течение 12 месяцев не представлено, указанный срок является разумным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия (абзац третий пункта 26).
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О отмечено, что в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Таким образом, именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к выводу, что для обеспечения исполнимости судебного решения необходимо установить срок совершения администрацией действий по организации дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным семьям, продолжительностью 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным и достаточным.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в нижестоящих судах, они являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выводы, изложенные в судебных постановлениях, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.