Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Александровой К.А, Кишаева А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову на решение Кировского районного суда города Саратова от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 15 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Михайлова Игоря Юрьевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел России по городу Саратову, регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, государственному инспектору регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову Коротких А.П. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову Панфиловой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Михайлова И.Ю, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Михайлов И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову (далее - РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову) от 18 июля 2023 года об отказе в проведении регистрационного действия транспортного средства; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о регистрации транспортного средства Toyota Alphard 2003 года выпуска.
В обосновании требований указано, что Михайлову И.Ю. принадлежит автомобиль Toyota Alphard 2003 года выпуска, который выпущен в свободное обращение на территории "данные изъяты" 2 июля 2019 года. 18 июля 2023 года Михайлов И.Ю. обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову с заявлением о регистрации транспортного средства, однако инспектор Коротких А.П. отказал ему в совершении регистрационного действия по причине несоответствия регистрационных данных и конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство. 5 августа 2023 года Михайлов И.Ю. подал жалобу на данное решение начальнику РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову, на которую 23 августа 2023 года дан ответ об отсутствии в действиях инспектора нарушения требований действующего законодательства.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 21 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 15 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным и отменено решение РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову об отказе в совершении регистрационного действия от 18 июля 2023 года по заявлению Михайлова И.Ю.; на РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Михайлова И.Ю. о совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства Toyota Alphard 2003 года выпуска. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 27 июня 2024 года через суд первой инстанции, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову просят отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывают на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела. Полагают, что доказательств, подтверждающих внесение изменений в конструкцию автомобиля до ввоза транспортного средства в Республику Армению, не приведено, надлежащим образом оформленные иностранным государством документы не представлены, в связи с чем у государственного инспектора не имелось оснований для регистрации автомобиля.
Михайловым И.Ю. представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 18 июля 2023 года Михайлов И.Ю. обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову с заявлением о регистрации принадлежащего ему транспортного средства Toyota Alphard 2003 года выпуска, идентификационный номер VIN N, изготовленного за пределами Российской Федерации.
При подаче заявления Михайловым И.Ю. в числе прочих документов представлена выписка из электронного паспорта транспортного средства, в котором указано левое расположение руля.
При проведении осмотра транспортного средства инспектором РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову Коротких А.П. установлено, что автомашина изготовлена для внутреннего рынка Японии и изначально выпускалась производителем с правосторонним расположением руля, в конструкцию транспортного средства внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, а именно произведена смена положения руля с правого на левый, в связи с чем государственный инспектор пришел к выводу о том, что указанные изменения не соответствуют электронному паспорту транспортного средства от 2 июня 2023 года N N, поскольку в данном документе отсутствуют сведения об оценке соответствия требованиям безопасности внесенных изменений в конструкцию транспортного средства.
В связи с возникшими сомнениями относительно изменения идентификационных номеров автомобиля по направлению старшего участкового уполномоченного полиции отдела полиции N в составе УМВД России по городу Саратову 20 июля 2023 года "данные изъяты" проведено экспертное исследование, из которого следует, что идентификационный номер автомобиля и номер двигателя автомобиля являются первичными и изменениям не подвергались.
На основании выводов эксперта должностным лицом отдела полиции N в составе УМВД России по городу Саратову 20 июля 2023 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Из ответа Министерства внутренних дел "данные изъяты" от 6 октября 2023 года следует, что согласно данным электронного регистра дорожной полиции автомобиль Toyota Alphard 2003 года выпуска, идентификационный номер VIN N, первый раз зарегистрирован и поставлен на учет в дорожной полиции "данные изъяты" 29 июля 2019 года. Согласно данным электронного регистра дорожной полиции в электронной карте особых отметок о расположении руля не имеется, в автомобиле руль расположен слева.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по городу Саратову Коротких А.П. об отказе в совершении регистрационных действий по заявлению Михайлова И.Ю. от 18 июля 2023 года со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 283-ФЗ) является незаконным и необоснованным, нарушает права Михайлова И.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года, на транспортные средства, со дня приобретения прав владельца которых не прошло десяти дней, а также на транспортные средства (в том числе на базовые транспортные средства и шасси транспортных средств), перегоняемые в связи с их вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемые к местам продажи или к конечным производителям и являющиеся товарами, реализуемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.
Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее - Административный регламент).
В силу пункта 61 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги; проверку полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах; осмотр транспортного средства; принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий; принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки; оформление и подписание документов, подлежащих выдаче заявителю, присвоение государственных регистрационных номеров; внесение информации в автоматизированные информационные системы; выдачу документов и государственных регистрационных знаков; оформление и выдача выписки из государственного реестра транспортных средств.
Согласно пункту 84 Административного регламента при осмотре транспортного средства проводится проверка соответствия конструкции представленным документам, а в необходимых случаях - проверка соответствия изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства, документам о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" запрещается совершение регистрационных действий в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.
Аналогичные положения изложены в пункте 92.4 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ) под идентификацией транспортного средства понимается проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).
При постановке транспортного средства на государственный учет и при внесении в регистрационные данные транспортного средства изменений, связанных со сменой владельца транспортного средства, проводится осмотр транспортного средства. При осмотре транспортного средства осуществляются его идентификация и проверка соответствия конструкции транспортного средства представленным документам, а в необходимых случаях - проверка соответствия изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства, документам о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (статья 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила государственной регистрации транспортных средств), которые введены в действие с 1 января 2020 года.
Пунктом 14 Правил государственной регистрации транспортных средств регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 122 утвержден Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, Приложением N 7 к которому утверждены Правила оформления электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств).
В силу пункта 15 Правил оформления электронных паспортов транспортных средств электронные паспорта транспортных средств (шасси транспортных средств), выпущенных в обращение до начала применения электронных паспортов, оформляются уполномоченным органом (организацией) на основании данных, содержащихся в регистрационных или идентификационных документах, а также на основании справочных материалов и результатов осмотра, проводимого уполномоченным органом (организацией).
В соответствии с разделом IV Порядка введения в действие технических регламентов Таможенного союза в "данные изъяты", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 года N 28, для технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, установлен следующий порядок применения:
документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством "данные изъяты", выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, до 2 января 2020 года, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 2 января 2022 года.
Суды, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установили, что Михайловым И.Ю. представлены необходимые документы для регистрации автомобиля Toyota Alphard 2003 года выпуска, идентификационный номер VIN N, указанный идентификационный номер является первичным, изменениям не подвергался, конструкция автомобиля полностью соответствует данным электронного паспорта транспортного средства, наличие справочной информации в сети "Интернет" о том, что транспортное средство не может быть обустроено с левосторонним расположением руля, не свидетельствует о несоответствии регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство; иных оснований для отказа в совершении регистрационных действиях оспариваемое решение от 18 июля 2023 года не содержит.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административных ответчиков в нижестоящих судах, они являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выводы, изложенные в судебных постановлениях, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Иная оценка авторами кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 21 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 15 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.