Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Солтыс Е.Е, судей Лемякиной В.М, Захарова В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N14" о понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе Администрации города Орла на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 марта 2024 года
заслушав доклад судьи Лемякиной В.М, выслушав представителя Администрации города Орла-Быковскую С.С, поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области - Прилепскую А.Г, поддержавшую доводы жалобы, представителя истца - прокурора Жаднова С.В, возражавшего против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 14" (далее по тексту - ООО "УК ЖЭУ N 14", управляющая компания) о понуждении к совершению действий. Ссылаясь на то, что организация мест накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для крупногабаритных отходов, образующихся в результате использования помещений в многоквартирных домах, в соответствии с требованиями действующего законодательства управляющей компанией не обеспечена, прокурор просил возложить на ООО "УК ЖЭУ N 14" обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных домов, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес", в соответствии с требованиями п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, и п. п. 3 и 4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Решением Заводского районного суда г. Орла от 30 ноября 2023 года исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворены.
На ООО "УК Жилищное эксплуатационное управление N14" возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес", в соответствии с требованиями п. 11 Правил Правительства Российской Федерации от 12ноября 2016 г. N 1156, п. п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе автор жалобы просит об отмене апелляционного определения, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 01 декабря 2015 г. ООО "УК ЖЭУ N14" осуществляет управление многоквартирным домом N N расположенным по "адрес", а также многоквартирным домом N N расположенным по "адрес".
Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению регионального оператора - ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления.
По результатам указанной проверки выявлены нарушения, допущенные со стороны управляющей компании, выразившиеся в том, что существующие площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов, используемые жителями многоквартирных домов, бункерами для сбора крупногабаритных отходов не оборудованы, а специальные площадки для сбора крупногабаритных отходов отсутствуют.
Отсутствие емкостей для сбора крупногабаритных отходов, образующихся от помещений указанных многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК ЖЭУ N14", также подтверждается содержанием реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла, утвержденного постановлением администрации г.Орла от 25июля 2014 г. N2947.
Из указанного реестра следует, что сбор твердых коммунальных отходов, образующихся в результате использования помещений в многоквартирном доме N N, расположенного по "адрес", осуществляется в 5 выкатных контейнеров (объемом по 0, 8 куб.м каждый), а сбор таких отходов, образующихся от пользователей помещений в многоквартирном доме N3, расположенного по "адрес", в 10 выкатных контейнеров (объемом по 0, 77 куб. м каждый). Емкостей для сбора крупногабаритных отходов для обслуживания вышеуказанных домов не установлено.
Согласно ответу ООО "УК ЖЭУ N14" по состоянию на 12 апреля 2023 г. при осмотре придомовых территорий данных многоквартирных домов управляющей компанией установлен факт невозможности размещения на них площадок для сбора крупногабаритных отходов с соблюдением требований санитарных правил и норм.
В соответствии с актом осмотра территории от 30 ноября 2023 г. на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам "адрес" и "адрес", отдельных площадок для сбора образующихся твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов не имеется. Сбор твердых коммунальных отходов, образующихся от помещений этих многоквартирных домов, происходит при помощи установленных в подъездах дома мусорокамер, в которых установлено наличие выкатных контейнеров.
Обращаясь в суд с иском, прокурор ссылался на наличие у управляющей компании обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для крупногабаритных отходов, образующихся в результате использования помещений в многоквартирных домах, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данная обязанность управляющей компанией не исполняется, чем были нарушены права и интересы неопределенного круга лиц.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 8 и 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришел к выводу о том, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов возложена на управляющую организацию многоквартирного дома, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором исковые требования.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции, установив, что выводы суда основаны на неверном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение отменил.
Согласно представленному прокурором в суд апелляционной инстанции акту осмотра территории, составленному в целях определения возможности обустройства места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов следует, что установлена возможность двух вариантов организации места (площадки) накопления крупногабаритных отходов, образующих от жителей указанных многоквартирных домов, в соответствии с требованиями п. п. 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21. По одному варианту площадку предлагается разместить на территории земельного участка N (территория многоквартирного дома "адрес"); по второму варианту - на территории земель, государственная собственность на которые не разграничена (между многоквартирным домом "адрес" и многоквартирным домом "адрес").
Руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2, 8, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 13, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г..N3, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 г..N 170, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г..N 1156, Постановления Правительства Орловской области от 28 января 2021 г..N 34 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области", п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами N ("адрес") и N ("адрес" являются сформированными, сведения об их границах внесены в ЕГРН, а также принадлежат собственникам помещений рассматриваемых многоквартирных домов; земельные участки включены в состав общего имущества многоквартирных домов; при этом общими собраниями собственников помещений в указанных многоквартирных домах решений о размещении на земельных участках площадки для накопления крупногабаритных отходов, не принималось; в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла (приложение к постановлениям
администрации г..Орла от 15 марта 2023 г..N 1129, от 25 июля 2014 г..N 2947) внесены выкатные контейнеры указанных многоквартирных домов, площадок для сбора крупногабаритных отходов в данном реестре не значатся, суд апелляционной инстанции в удовлетворении требований прокурора отказал.
Отклоняя доводы участников судебного разбирательства о наличии возможности размещения контейнерных площадок, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что по первому варианту, указанному в акте осмотра, работы по размещению такой площадки относятся к работам по благоустройству земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и могут осуществляться в силу положений п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ исключительно по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которого в данном случае не принималось. Площадь и конфигурация земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме "адрес" не позволяет обустроить на его территории такую площадку с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, п. 3.7.6 Правил технической эксплуатации N 170. Такую площадку предлагается разместить на земле, государственная собственность на которую не разграничена. Собственниками помещений указанного многоквартирного дома решения об обустройстве контейнерной площадки на территории земельного участка их дома также не принималось.
Суд кассационной инстанции, проверяя законность судебного постановления в пределах доводов жалобы, соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о наличии оснований для возложения на данного ответчика обязанности по организации места для накопления крупногабаритных отходов несостоятельны к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неверном применении норм материального права, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у управляющей многоквартирными домами организации, действующей в пределах предоставленных законом и договором полномочий, при установленных обстоятельствах, обязанности по организации места накопления крупногабаритных отходов, мотивированы.
Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебного постановления, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 20 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Орла - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.