Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Водяниковой М.И, Кретининой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовой О.Н. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, по кассационной жалобе Артемовой О.Н. на решение Кировского районного суда города Саратова от 19 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 5 марта 2024 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, а также с использованием системы видеоконференцсвязи объяснения истца Артемовой О.Н, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Артемова О.Н. обратилась к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с вышеназванным иском, в котором, ссылаясь на отнесение ее к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью обоих родителей, ее нуждаемость в обеспечении жилым помещением в связи с уничтожением закрепленного за ней жилого помещения, неисполнения ответчиком обязанности по обеспечению ее жильем по достижении возраста 18 лет, незаконность отказа распоряжением от 16.06.2023 года N 809-р во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 19 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 5 марта 2024 года, в удовлетворении заявленных Артемовой О.Н. исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Артемова О.Н. ставит вопрос об отмене принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в суде кассационной инстанции, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения по делу судами первой и апелляционной инстанций были допущены.
Судом установлено, что Артемова О.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, в связи со смертью у нее обоих родителей.
Мать Артемовой О.Н. - Артемова С.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Артемов Н.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
"данные изъяты"
Постановлением главы объединенного муниципального образования Хвалынского района Саратовской области от 20.10.2005 года N за Артемовой О.Н. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", правообладателем которого является Сычкова В.Н.
Вместе с тем, согласно сообщению администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области от 13.02.2024 года, акта обследования от 13.02.2024 года и фотоматериала по указанному адресу жилое помещение фактически отсутствует.
Постановлением администрации Хвалынского муниципального образования Саратовской области N 791 от 06.04.2010 года за несовершеннолетней Артемовой О.Н. признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из государственного жилого фонда после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Однако данное постановление отменено постановлением администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области N 2462 от 20.12.2010 года по протесту прокурора города Хвалынска Саратовской области в связи с тем, что администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области не является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений государственного жилого фонда.
В собственности Артемовой О.Н. находилась 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ, то есть до смерти родителей и отнесения ее к категории детей-сирот.
Артемова О.Н. жилого помещения, занимаемого ею по договору социального найма, либо принадлежащего ей на праве собственности, не имеет, зарегистрирована в домовладении опекуна Юмаева Р.М. по адресу: "адрес", где также прописаны Юмаев P.M, Юмаева Т.А, Юмаев P.P, Юмаев Д.Р.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 29 лет, Артемова О.Н. обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на условиях специализированного найма из специализированного жилищного фонда Саратовской области.
Однако распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 16.06.2023 года N 809-р Артемовой О.Н. отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на дату обращения Артемова О.Н. не относилась к указанной категории граждан в связи с достижением 23-летнего возраста, а также непредставления доказательств обращения в уполномоченные органы за реализацией данного права до указанного возраста либо наличия препятствий в этом.
Разрешая заявленный спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Артемовой О.Н. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 49, 52, 57, 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Саратовской области от 02.08.2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", исходил из факта отсутствия у Артемовой О.Н. права на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к числу детей-сирот, в силу не обращения к ответчику до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих либо объективно исключающих возможность своевременного обращения истца с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права.
Отклоняя доводы Артемовой О.Н. о наличии у нее права на получение жилья, нижестоящие суды, признавая их несостоятельными, указали на ошибочное понимание истцом действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходя из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, до достижения возраста 23 лет Артемова О.Н. на учете лиц данной категории, нуждающихся в жилом помещении, не состояла, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращалась, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно исключающих либо носящих уважительный характер и препятствовавших осуществлению в период по достижению совершеннолетнего возраста (24.10.2011 года) и до 24.10.2016 года, когда ей исполнилось 23 года, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с принятыми судами первой и апелляционной инстанций судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным, содержать выводы суда по обстоятельствам дела, основанным на оценке, соответствующей фактическим обстоятельствам дела.
Данным требованиям принятые по делу судебные постановления не отвечают.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1).
В силу пункта 9 статьи 8 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм права следует, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не состоявшие до указанного возраста на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи с чем в качестве юридически значимых и подлежащих установлению судами по такой категории дел обстоятельств является установление причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае признания таких причин уважительными требования истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Такое толкование и порядок применения положений вышеприведенного федерального законодательства, касающегося реализацией лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, права на обеспечение жилым помещением, дано Верховным Судом Российской Федерации и нашло свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 года, где указано, что реализация данного права указанной категорией граждан, не включенными в соответствующий список до достижения ими возраста 23 лет, возможно лишь при условии доказанности наличия такого права на включение в список и уважительных причин, по которым данные лица до достижения ими возраста 23 лет не были поставлены на такой учет.
В связи с изложенным, одним из юридических фактов, имеющим самостоятельное значение для определения вопроса наличия либо отсутствия правовых оснований для включения в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, приравненных к ним, подлежащих обеспечению жилым помещением, а также для оценки причин своевременной не постановки на жилищный учет, относится дата прекращения опеки (попечительства) над этими лицами, поскольку именно с указанной датой действующее до 1 января 2013 года законодательство связывало возникновение у органа исполнительной власти обязанности по обеспечению таких лиц жилым помещением.
Вторым обязательным условием, при котором такие лица подлежали обеспечению жилым помещением, являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, установив факт отнесения Артемовой О.Н, 24.10.1993 года рождения, к числу лиц, приравненных к категории лиц из числа детей-сирот, в связи со смертью у нее обоих родителей до достижения ею возраста совершеннолетия, ее нуждаемость в обеспечении жилым помещением в силу установленного факта уничтожения закрепленного постановлением органа местного самоуправления жилого помещения, отсутствия у нее жилого помещения, занимаемого ею по договору социального найма, либо принадлежащего ей на праве собственности, фактического проживания в жилище опекуна Юмаева Р.М, вместе с тем пришли к выводу об отсутствии у ответчика обязательств по обеспечению Артемовой О.Н. жилым помещением специализированного жилищного фонда в силу утраты такого права в связи с не обращением Артемовой О.Н. за его реализацией до достижения возраста 23 лет и не представлением последней доказательств, свидетельствующих о наличии у нее уважительных причин, препятствующих либо объективно исключающих возможность своевременного ее обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет.
Однако при принятии оспариваемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций оставлены без должного внимания положения пункта 3 статьи 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в который они подлежат включению по достижении ими возраста 14 лет, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список, - на органы опеки и попечительства.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае неподачи таких заявлений в интересах детей-сирот и лиц из их числа законными представителями, именно органы опеки и попечительства принимают меры по включению этих детей в список.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года, имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
С учетом этого судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела подлежали проверке не только обстоятельства реализации Артемовой О.Н. в период с 18 до 23 лет права на обращение в уполномоченный орган за постановкой на учет, как нуждающейся в обеспечении жилым помещением, наличие объективных причин, препятствовавших в реализации данного права, но и выполнение указанных действий в ее интересах и до достижения ею совершеннолетия ее опекуном, а также компетентными органами (органом опеки и попечительства, органом местного самоуправления), на которые действующим законодательством, приведенным выше, возложены не только контрольные, но и исполнительские функции по самостоятельному включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в случае нереализации такого права в самостоятельном порядке самим ребенком либо его законным представителем, поскольку при установленном факте не осуществления компетентными органами возложенных на них законом полномочий по реализации жилищных прав Артемовой О.Н. до достижения ею совершеннолетия, один лишь факт не обращения истца с заявлением о включении в список до 23 лет не может быть поставлен ей в вину и отразиться на ее правах, гарантированных законом, с учетом установленного отсутствия обеспеченности ее жилым помещением.
Вместе с тем, указанные обстоятельства были оставлены судами без должной проверки и оценки.
Принятые судами судебные акты не содержат выводов нижестоящих судебных инстанций о том, какие конкретные действия были приняты уполномоченными органами в отношении Артемовой О.Н, которая находилась под опекой, по включению ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Судами остался не выясненным вопрос о том, проводилась ли уполномоченными на охрану интересов детей-сирот органами какая-либо разъяснительная работа по порядку реализации жилищных прав Артемовой О.Н, в том числе о необходимости обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроках обращения с таким заявлением, с нею лично и с ее опекуном, и если да, то какими доказательствами указанные обстоятельства подтверждаются.
Остался без должного внимания и оценки со стороны суда тот факт, что постановлением администрации Хвалынского муниципального образования Саратовской области N 791 от 06.04.2010 года за несовершеннолетней Артемовой О.Н, которой на дату принятия указанного постановления исполнилось 16 лет, было признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из государственного жилого фонда после окончания опеки, который, по сути, свидетельствует о фактическом обращении ее законного представителя за реализацией ее жилищных прав, как ребенка-сироты, по обеспечению жилым помещением, имевшее место до достижения истцом возраста 23 лет.
Однако суды при оценке указанного обстоятельства ограничились лишь указанием на отмену данного постановления 20.12.2010 года по протесту прокурора города Хвалынска Саратовской области в связи с тем, что администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области не являлась уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений государственного жилого фонда.
Вместе с тем, ошибочность обращения заинтересованного лица не в тот орган при отсутствии доказанности проведения уполномоченными лицами разъяснительной работы, не может ставиться в вину Артемовой О.Н.
Таким образом судами нижестоящих инстанций, несмотря на ссылки в принятых ими судебных актах на верные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, они фактически применены не были, а установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства не получили правильной правовой оценки в соответствии со статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет проверки наличия у Артемовой О.Н. обстоятельств, препятствующих либо объективно исключающих возможность своевременного ее обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет.
В связи с этим выводы суда первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, об отсутствии у Артемовой О.Н. таких обстоятельств, сделанные без должно выяснения, проверки и оценки всех юридически значимых по делу обстоятельств, являются преждевременными, а поэтому не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что нижестоящими судами при разрешении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, и без устранения которых невозможна защита прав и законных интересов Артемовой О.Н.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 5 марта 2024 года, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.7, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 5 марта 2024 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.