Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Михайловой О.П, Зотовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4629/2023 по иску Крюкова Александра Яковлевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на льготную досрочную пенсию по старости, возложении обязанности по назначению льготной досрочной пенсии по старости, включении не учтенных периодов работы в льготный стаж для начисления пенсии, установлении социальных льгот и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Крюкова Александра Яковлевича
на решение Советского районного суда г. Брянска от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 марта 2024 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Михайловой О.П, пояснения истца Крюкова А.Я, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Крюков А.Я. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на льготную досрочную пенсию по старости, возложении обязанности по назначению льготной досрочной пенсии по старости, включении не учтенных периодов работы в льготный стаж для начисления пенсии, установлении социальных льгот и компенсации морального вреда.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 23 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 марта 2024г. в удовлетворении исковых требований Крюкову А.Я. отказано.
В поданной кассационной жалобе Крюков А.Я. просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 23 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 марта 2024 г, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Крюков А.Я. работал в период с 17 сентября 1984 г. по 27 декабря 1984 г. - подземным учеником машиниста подземных установок, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 28 декабря 1984 г. по 8 апреля 1986г. - машинистом подземных установок, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 9 апреля 1986г. по 11 октября 1986г. - подземным электрослесарем, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 13 октября 1986г. по 9 января 1992г. - подземным электрослесарем, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 15 января 1992г. по 20 сентября 1994г. - подземным электрослесарем, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 22 января 2008г. по 13 января 2009г. - подземным электрослесарем, шахтоуправление "Трудовское" государственное предприятие "Донецкая угольная энергетическая компания", с 14 декабря 2009г. по 31 декабря 2012г. - подземным электрослесарем, шахта "Октябрьский рудник" государственное предприятие "Донецкая угольная энергетическая компания", с 1 января 2013г. по 25 декабря 2013г. - подземным электрослесарем, шахта "Октябрьский рудник".
С 2 февраля 2008 года Крюкову А.Я. назначена пенсия по старости (в возрасте 50 лет) на территории Донецкой Народной Республики (ДНР), так как он являлся гражданином Украины, постоянно проживал и имел регистрацию по месту жительства в гор.Донецке.
Доказательств, подтверждающих, что истец в период с 2007 года по 2018 года обращался с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в территориальный пенсионный орган в Брянской области, в материалы дела не представлено.
Крюков А.Я. 2 февраля 2018 года обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости и с 1 февраля 2018 года ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 11 645, 28 руб, в том числе, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости 4 982, 90 руб, страховая пенсия - 6 662, 38 руб, исходя из общего страхового стажа.
С 1 декабря 2021 года Крюкову А.В. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ на основании документов пенсионного дела, поступившего из Украины, в размере 15 993, 35 руб. (в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии по старости 6 044, 48 руб, страховая пенсия - 9 948, 87 руб.), исходя из стажа на соответствующих видах работ (Список N1).
Пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ Крюкову А.Я. в соответствии со Списком N1 производств, работ, профессий, должностей, дающих право льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, ответчиком засчитаны периоды работы: с 17 сентября 1984 г. по 27 декабря 1984 г. - подземный ученик машиниста подземных установок, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 28 декабря 1984 г. по 8 апреля 1986 г. - машинист подземных установок, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 9 апреля 1986 г. по 11 октября 1986 г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 13 октября 1986 г. по 9 января 1992 г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 15 января 1992г. по 20 сентября 1994г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 22 января 2008г. по 13 января 2009г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Трудовское" государственное предприятие "Донецкая угольная энергетическая компания", с 14 декабря 2009г. по 31 декабря 2012г. - подземный электрослесарь, шахта "Октябрьский рудник" государственное предприятие "Донецкая угольная энергетическая компания". Продолжительность стажа работы истца по Списку N1 по состоянию на 1 декабря 2021 года составила 14 лет 8 дней.
Не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ истцу в соответствии со Списком N1 производств, работ, профессий, должностей, дающих право льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, периоды работы: с 12 октября 1986г. по 12 октября 1986г. - прогул, отраженный в справках N138 от 19 декабря 2017 г. и N 196 от 22 декабря 2022 г, выданных ГУ "Донецкая угольная энергетическая компания"; с 10 января 1992 г. по 14 января 1992 г. - бесплатный отпуск шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская" (включен в общий стаж и не включен в стаж работы по Списку N1 (вредные условия труда), т.к. согласно имеющейся в пенсионном (выплатном) деле справке ГУ шахта "Куйбышевская" N592 от 10 января 2008 года, в январе 1992 года имелось 5 дней бесплатного отпуска (б/о), в связи с чем указанный период не может быть включен в стаж работы по Списку N1 (вредные условия труда); с 1 января 2013г. по 25 декабря 2013г. (учтен в общий страховой стаж) - подземный электрослесарь, шахта "Октябрьский рудник", поскольку в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона N400-ФЗ периоды работы, начиная с 1 января 2013 года засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
При перепроверке в апреле 2022 года страховой пенсии по старости Крюкова А.Я. ответчиком установлено, что с 1 декабря 2021 года Крюкову А.Я. ошибочно назначена страховая пенсия по старости, исходя из стажа на соответствующих видах работ по Списку N1, поскольку стаж на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2002 года составляет 9 лет 11 месяцев 28 дней, что менее требуемой продолжительности - 10 лет.
Крюков А.Я. является инвалидом 3 группы и с 30 октября 2020 года ему в соответствии со статьей 28.1 пункта 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" назначена ежемесячная денежная выплата по категории "Инвалиды (3 группа)" в размере 2 227, 55 руб, в том числе 1 155, 06 руб. на оплату социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с 23 октября 2020 года по 31 октября 2021 года.
Согласно заявлению от 26 октября 2020 года об отказе от получения набора социальных услуг Крюков А.Я. отказался полностью от набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
С 1 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года, с 1 января 2023 года бессрочно продлена ежемесячная денежная выплата Крюкову А.Я. по категории "Инвалиды (2 группа)" в размере 3 164, 22 руб.
С 2020 года и по настоящее время заявление о возобновлении получения набора социальных услуг вместо денежной компенсации Крюковым А.Я. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Брянской области не поступило.
Иных льгот для шахтеров, предоставляемых по линии ОСФР, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Разрешая требования истца в части включения не учтенных периодов работы в льготный стаж для исчисления досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, установив, что в специальный стаж истца по Списку N1 ответчиком включены периоды работы с 17 сентября 1984 г. по 27 декабря 1984 г. - подземный ученик машиниста подземных установок, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 28 декабря 1984 г. по 8 апреля 1986 г. - машинист подземных установок, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 9 апреля 1986 г. по 11 октября 1986 г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 13 октября 1986 г. по 9 января 1992 г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 15 января 1992 г. по 20 сентября 1994 г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Куйбышевское" шахта "Панфиловская", с 22 января 2008 г. по 13 января 2009 г. - подземный электрослесарь, шахтоуправление "Трудовское" государственное предприятие "Донецкая угольная энергетическая компания", тогда как периоды стажа истца на соответствующих видах работ, имевшие место на территории иностранного государства-участника международных соглашений после 1 января 2013 г, могут учитываться ответчиком только в страховой стаж, поскольку порядок уплаты страховых взносов в ПФР и установление вредного класса условий труда на рабочем месте работника относятся исключительно к ведению Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в указанной части.
Проверив доводы истца о наиболее выгодном варианте пенсии, суд первой инстанции установил, что исходя из включенных в страховой стаж периодов работы истца, отраженных в трудовой книжке, данных пенсионного дела, а также выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, наиболее выгодным вариантом пенсионного обеспечения при определении размера пенсии является установление пенсии на общих основаниях, где величина ожидаемого периода выплаты пенсии учитывается в размере 228 мес, тогда как при досрочном пенсионном обеспечении - 252 мес. С учетом страхового стажа - 34 года 04 месяца 11 дней; стажа на соответствующих видах работ -14 лет 08 дней; общего трудового стажа по состоянию на 01 января 2002 года- 22 года 22 дня; стажа работы до 1991 года для расчета валоризации - 13 лет 06 дней; предельного отношения среднемесячного заработка к среднемесячному заработку по стране за период с июля 1986 года по июнь 1991 года - 1, 2; суммы начисленных страховых взносов за период с 01 января 2002 года до 31 декабря 2014 года согласно выписке из индивидуального лицевого счета - 133 224, 58 руб, величины ИПК за период с 01 января 2015 года до даты назначения пенсии 02 февраля 2018 года по данным индивидуального (персонифицированного) учета - 14, 899, с 01 мая 2022 размер страховой пенсии Крюкова А.Я. составил - 16 017, 04 руб, в том числе: 9 452, 73 руб. - страховая пенсия; 6 564, 31 руб. - фиксированная выплата (9 452, 73 руб. = 88, 047 * 107, 36, где 88, 047 - величина ИПК, 107, 36 - стоимость одного ИПК с 01 января 2022 года, которая соответствует коэффициенту индексации страховой пенсии на 8, 6 %, включая 5, 9 %); размер пенсии истца с 01 июня 2022 года с учетом установленной стоимости одного коэффициента 118, 10 руб. и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости - 7 220, 74 руб, составил 17 619, 09 руб, в том числе страховая пенсия - 10 398, 35 руб. (88, 047*118, 10, где 88, 047 - величина ИПК).
При этом включение периода с 01 января 2013 года по 25 декабря 2013 года в стаж работы по Списку N 1 не приведет к увеличению размера пенсии истца. С 02 февраля 2018 года оценка пенсионных прав застрахованного лица произведена ответчиком по наиболее выгодному варианту определения размера пенсии. Оснований для установления пенсии и перерасчета ее размера с учетом стажа работы истца по Списку N 1 с 1 декабря 2021 года у Крюкова А.Я. не имеется. С 01 января 2023 года размер страховой пенсии по старости Крюкова А.Я. составляет 18 464, 91 руб. (7 567, 33 руб. - фиксированная выплата, 10 897, 58 руб. -страховая часть).
Приняв во внимание, что при установлении истцу пенсии, ее расчет произведен ответчиком по наиболее выгодному варианту из предусмотренных ст. 30 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях" суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований как для включения в льготный стаж периода с 01 января 2013 года по 25 декабря 2013 года, поскольку включение данного периода не повлечет увеличение размера пенсии истца, так и для перерасчета пенсии истца, вследствие чего отказал в удовлетворении требований Крюкова А.Я. о перерасчете (ИПК) по состоянию на 01 января 2015 года, включив период работы в Украине с 27 апреля 2007 года по 31 августа 2014 года, произвести истинный расчет (ИПК) по состоянию с 01 января 2015 года по 02 февраля 2018 года и с 02 февраля 2018 года по 16 июля 2018 года, произвести суммарный истинный расчет величины (ИПК) за период с 02 февраля 2008 года по 16 июля 2018 года, произвести перерасчет пенсии на основании полученных истинных показаниях (ИПК) за период с 02 февраля 2008 года по 30 ноября 2023 года, произвести расчет задолженности по пенсии и выплатить с учетом истинных показателей ИПК за период с 02 февраля 2008 по 30 декабря 2023 года производить дальнейший расчет пенсии с учетом премиальных коэффициентов за отсрочку выхода на пенсию с учетом суммарного истинного расчета (ИПК) за период с 02 февраля 2008 года по 30 ноября 2023 года, а также включения периода работы в льготный стаж с 01 января 2013 года по 25 декабря 2013 года по профессии подземный электрослесарь на шахте "Октябрьский рудник".
Разрешая требования Крюкова А.Я. о предоставлении льгот, суд первой инстанции, установив, что истец, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и ранее отказавшийся от их получения, с заявлением о возобновлении получения набора социальных услуг вместо денежной компенсации в ОСФР по Брянской области не обращался, при этом каких-либо иных льгот для шахтеров, предоставляемых по линии ОСФР, законодательством Российской Федерации не предусмотрено, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Крюкова А.Я. в указанной части.
Также суд счел не подлежащими удовлетворению требования Крюкова А.Я. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, поскольку доказательств, подтверждающих причинение истцу физических или нравственных страданий действиями сотрудников Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, в материалы дела не представлено.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что судебный акт обжалуется истцом только в части отказа во включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении на ответчика обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить страховую пенсию по старости по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и только в этой части является предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
При этом, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца на подземных работах с 17.09.1984г. по 27.12.1984г, с 28.12.1984г. по 08.04.1986г, с 09.04.1986г. по 11.10.1986г, с 18.10.1986г. по 09.01.1992г, с 15.01.1992г. по 20.09.1994г, с 22.01.2008г. по 13.01.2009г. ввиду того, что ОСФР по Брянской области данные периоды работы самостоятельно зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях.
Судами обоснованно отказано в удовлетворении требований о зачете в специальный стаж периода прогула с 12.10.1986г. по 12.10.1986г. по причине не уплаты и не начисления страховых взносов за данный период, поскольку заработная плата ввиду неисполнения трудовой функции не начислялась.
Поскольку за периоды работы истца после 01.01.2013г. отсутствуют начисления и уплата дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 428 НК РФ, судом правомерно отказано во включении данных периодов в специальный стаж.
Указанные выводы судов относительно заявленных ко включению периодов основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы относительно того, что судом необоснованно не зачтен период с 10.01.1992г. по 14.01.1992г. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (с 01 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
Согласно ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 года N203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется: Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку N1, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года N10, льготное пенсионное обеспечение предусмотрено всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (раздел 1 Горные работы, подраздел 1 Подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков (позиция 1010100а).
Ранее действовавшим Списком N1, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N1173, раздел 1 Горные работы, подраздел 1 Подземные работы к льготным профессиям отнесены все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.).
Согласно пункту 11 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15 мая 1991 года N1-57-У, если в Списках 1 и 2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени (пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрен Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N258н.
Кроме того, согласно пункту 4 названного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, работавшие в соответствующих производствах в условиях труда, предусмотренных Списком N1. В данном случае, к таким условиям относятся: для рабочего - занятость на подземных работах в течение полного рабочего дня.
В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обращаясь в суд, Крюков А.Я. ссылался на наличие у него с момента обращения в пенсионный орган права на получение страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе с учетом периода с 10.01.1992г. по 14.01.1992г, который отражен в табеле учета рабочего времени как период болезни, а в льготной справке - как бытовая справка.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о включении в льготный стаж по Списку N1 периода с 10.01.1992г. по 14.01.1992г, а также в назначении страховой пенсии по данному основанию, суд не дал оценку доводам истца о наличии у него права на льготную пенсию по старости по Списку N1, что период с 10.01.1992г. по 14.01.1992г. являлся периодом временной нетрудоспособности, ввиду чего подлежал зачету в льготный стаж, о чем Крюковым А.Я. представлен табель учета рабочего времени за январь 1992 года, льготные справки.
Кроме того, приходя к выводу об отказе Крюкову А.Я. в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода с 10.01.1992г. по 14.01.1992г. суды не дали оценку представленной справке от 18.04.2023г. N41 (т.1, л.д.115), в которой указано об ошибочном указании в справке N592/к от 10.01.2008г. на 5 дней бесплатного отпуска в период с 10.01.1992г. по 14.01.1992г.
Судом не дана оценка и льготной справке N138 от 19.12.2017г, где указано, что в период работы Крюков А.Я. отпуском без сохранения заработной платы истец не пользовался, а также справкам, имеющимся в пенсионном деле Крюкова А.Я, поступившем на запрос пенсионного органа.
По настоящему делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Крюкова А.Я, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлись следующие обстоятельства: являлся ли получателем пенсии Крюков А.Я. на территории Украины, с какого времени и по какому основанию ему назначалась пенсия на территории Украины; когда Крюковым А.Я. получено гражданство Российской Федерации, когда возникло право претендовать на получение пенсии по законодательству Российской Федерации, на каких основаниях; выработана ли истцом на момент обращения к ответчику с заявлением требуемая продолжительность страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возникло ли у истца право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 02.02.2018г.; какие документы предоставлялись гражданином и истребовались пенсионным органом при обращении Крюкова А.Я. в ОСФР по Брянской области, причины назначения страховой пенсии по ст. 8 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а не по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
При разрешении требований о признании за Крюковым А.Я. права на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ (которая ОСФР по Брянской области назначалась с 01.12.2021г.), не дана оценка причинам и основаниям прекращения ранее назначенной с 01.12.2021г. пенсии по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N173-ФЗ).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 17 ноября 2014 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.
При таких обстоятельствах решение Советского районного суда г.Брянска от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда 05 марта 2024 года в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период с 10.01.1992г. по 14.01.1992г. и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить заявленные исковые требования в отмененной части в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 марта 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период с 10.01.1992г. по 14.01.1992г. и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г.Брянска в ином составе суда.
В остальной части решение Советского районного суда г. Брянска от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 марта 2024 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.