Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тетюева С.В, судей Тиуновой Т.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77а" на решение Пермского краевого суда от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2024 года по административному делу N 3а-336/2023 по административному исковому заявлению ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77а" об оспаривании приказа об утверждении проекта межевания территории в части.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, заключение прокурора Трошкиной А.В. об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 1 марта 2023 года N 31-02-1-4-293 (далее - Приказ) утвержден проект межевания территории, ограниченной бульваром Гагарина, ул. Патриса Лумумбы, зданием по ул. Патриса Лумумбы, 15, зданием по ул. Патриса Лумумбы, 17, зданием по бульвару Гагарина, 71а, зданием по бульвара Гагарина, 73а, зданием по бульвару Гагарина, 75а, зданием по бульвару Гагарина, 79а в Мотовилихинском районе города Перми (далее - Проект межевания).
Указанный нормативный правовой акт опубликован 6 марта 2023 года в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" (N 9).
ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77а" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Приказа недействующим в части:
- образования земельного участка N 2 под дошкольное, начальное и среднее общее образование путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно изменения границы земельного участка школы за счет неразграниченной муниципальной земли и территории, которую используют жители многоквартирного дома по ул. Бульвар Гагарина, 77а;
- образования земельного участка N 7 (состоящего из двух контуров) под жилой дом со встроенным помещением в подвале (с сохранением вида разрешенного использования исходного земельного участка) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- образования земельного участка N 8 под улично-дорожную сеть путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за счет территории, используемой собственниками многоквартирного дома по ул. Бульвар Гагарина, 77а, который планируют использовать для эксплуатации существующего корпуса МАОУ "Школа дизайна "Точка" г. Перми в связи со строительством нового корпуса;
- признания утратившим силу проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 29 декабря 2010 г. N 921 "Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной ул. Патриса Лумумбы, ул. Аркадия Гайдара, ул. Ушинского, ул. Крупской, ул. Пушкарской, ул. Старцева, бульваром Гагарина в жилом районе Городские Горки Мотовилихинского района города Перми" (т.1 л.д. 153-163).
В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 906, 6 кв.м по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, бульвар Гагарина, 77а. В настоящий момент границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. На земельном участке расположен многоквартирный жилой дом. Приказ противоречит п. 11, 12 ст. 1, ч. 9 ст. 42, ч. 4, 6 ст. 46, ч. 1, 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Проектом межевания предусмотрено двухэтапное образование земельных участков. Права истца нарушаются образованием земельных участков N 2 (под дошкольное, начальное и среднее общее образование), N 7, состоящего из двух контуров (под жилой дом), N 8 (под улично-дорожную сеть). Приказ не соответствует Генеральному плану г. Перми, отсутствует необходимое обоснование установления территории общего пользования, Проектом межевания предусмотрено образование земельного участка N 8, разделяющего территорию, используемую административным истцом для целей обслуживания и эксплуатации жилого дома. Кроме того, при образовании земельного участка N 7 не учтен технический паспорт на жилой дом, составленный по состоянию на 23 марта 1998 года, согласно которому в состав придомовой территории входят асфальтированное покрытие, ограждение по периметру земельного участка, обособляющее используемую территорию жилого дома, которая сохранилась и в настоящее время.
Решением Пермского краевого суда от 16 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 31 мая 2024 года, административный истец просил судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что Приказ принят без проведения обязательных публичных слушаний; улично-дорожная сеть является элементом планировочной структуры, ее границы закрепляются красными линиями, а территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения; Проект межевания не мог быть утвержден без разработки и утверждения проекта планировки территории в отношении улично-дорожной сети; Генеральным планом г. Перми, проектом планировки, какими-либо программами не предусмотрено размещение улично-дорожной сети между домами 77а и 79 по ул. Бульвар Гагарина в г. Перми.
Заинтересованными лицами администрацией г. Перми и ГБУ ПК "Институт территориального планирования" представлены возражения на кассационную жалобу.
Определениями судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2024 года, от 25 июля 2024 года в удовлетворении ходатайств представителя заинтересованного лица ГБУ ПК "Институт территориального планирования" и представителя административного истца об участии в заседании суда кассационной инстанции посредством систем видеоконференц-связи отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В силу ч. 12 ст. 43 ГрК РФ в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, с 11 сентября 2000 года на кадастровом учете состоит земельный участок площадью 906, 6 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Бульвар Гагарина, 77а, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - под жилой дом со встроенными помещениями в подвале, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок предоставлен в собственность на основании постановления главы г. Перми от 29 октября 1998 года N 2904. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
На земельном участке расположен многоквартирный дом общей площадью 2 570, 2 кв.м с кадастровым номером 59:01:4311904:68, строительство которого завершено в 1998 году.
В целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края издан приказ от 31 марта 2022 года N 31-02-1-4-528 "О подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной бульваром Гагарина, ул. Патриса Лумумбы, зданием по ул. Патриса Лумумбы, 15, зданием по ул. Патриса Лумумбы, 17, зданием по бульвару Гагарина, 71а, зданием по бульвару Гагарина, 73а, зданием по бульвару Гагарина, 75а, зданием по бульвару Гагарина, 79а в Мотовилихинском районе города Перми".
Оспариваемым Приказом утвержден Проект межевания, которым предусмотрено образование земельных участков в два этапа. В частности, на первом этапе предусмотрено образование участка N 2 площадью 13 311 кв.м под дошкольное, начальное и среднее общее образование путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311904:7 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с целью приведения границ образуемого земельного участка в соответствие с фактическим использованием земельного участка; участка N 7 площадью 1 673 кв.м (состоящего из двух контуров) под жилой дом со встроенным помещением в подвале (с сохранением вида разрешенного использования исходного земельного участка) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (границы образуемого земельного участка определены красными линиями, границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", границами образуемого земельного участка N 2, границами исходного земельного участка, а также в соответствии со сложившейся планировочной организацией застройки территории квартала); участка N 8 площадью 366 кв.м под улично-дорожную сеть путем образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (участок необходим для эксплуатации существующего корпуса МАОУ "Школа дизайна "Точка" г. Перми в связи со строительством нового корпуса и выполнения требований п. 6 СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования").
На втором этапе реализации Проекта межевания предусмотрено образование земельного участка N 9 площадью 900 кв.м под улично-дорожную сеть путем перераспределения земельного участка N 3, образованного на первом этапе, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (образование земельного участка обусловлено необходимостью образования внутриквартального прохода (проезда) к существующим земельным участкам от земель (земельных участков) общего пользования).
Участок N 8 поставлен на кадастровый учет 19 апреля 2023 года с видом разрешенного использования - улично-дорожная сеть, ему присвоен кадастровый номер "данные изъяты". Данный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами "данные изъяты" (г. Пермь, ул. Бульвар Гагарина, 77а) и 59:01:4311904:49 (г. Пермь, ул. Бульвар Гагарина, 79).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ст. 1, 41, 43, 45 ГрК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 85 ЗК РФ, ст. 19 Закона Пермского края от 14 сентября 2011 года N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" и исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактических обстоятельствах дела, подтвержденных собранными доказательствами.
В силу ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемые судебные акты соответствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из приведенных правовых норм следует, что оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, если он нарушает права и законные интересы административного истца, принят с нарушением установленных требований и/или не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Наличие таких условий судами нижестоящих инстанций не установлено.
Отклоняя доводы административного истца о нарушении процедуры принятия Приказа, суды правильно исходили из того, что Проектом межевания не предусмотрено изменение красных линий, границ территорий общего пользования, поэтому в силу положений ч. 12 ст. 43 ГрК РФ проведение общественных обсуждений или публичных слушаний при его подготовке не требовалось. При этом в отношении территории, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", действуют проекты планировки территории, утвержденные постановлением администрации г. Перми от 29 декабря 2010 года N 921 (в части установления красных линий), постановлением администрации г. Перми от 23 декабря 2015 года N 1102, приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 14 февраля 2022 года N 31-02-1-4-20.
Предусмотренный Проектом межевания земельный участок, который в настоящее время поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером "данные изъяты", образован за счет территории существующего внутриквартального проезда, через который обеспечивается доступ на придомовые территории многоквартирных домов 77а и 79 по ул. Бульвар Гагарина в г. Перми, а не за счет земельного участка, находящегося в собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Бульвар Гагарина, 77а.
Доводы административного истца о том, что указанный проезд не предусмотрен Генеральным планом г. Перми, программой развития транспортной инфраструктуры и другими документами, проверялись судами нижестоящих инстанций и обоснованно ими отклонены. Суды пришли к правильному выводу о том, что внутрирайонные, внутриквартальные проезды в составе улично-дорожной сети не подлежат отображению на Генеральном плане г. Перми, не выделяются им в отдельную функциональную зону и могут располагаться в любой территориальной зоне как территория общего пользования с учетом положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ.
Действующее законодательство не содержит запрета на образование внутри жилого квартала земельного участка общего пользования, предназначенного для прохода и проезда, без выделения его красными линиями.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что Проект межевания в части образования земельного участка N 8 нарушает права и законные интересы административного истца и собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Бульвар Гагарина, 77а, не имеется.
Выводы судов о соответствии закону Проекта межевания в части образования земельных участков N 2, N 7 подробно мотивированы и в их правильности сомнений не вызывают. Доводов о несогласии с ними кассационная жалоба не содержит.
Пояснительная записка к Проекту межевания содержит убедительное обоснование необходимости образования земельных участков N 2, N 7, N 8 (т.2 л.д. 220об-221). Кроме того, размещенными в открытом доступе судебными актами по гражданскому делу N 2-157/2023, рассмотренному Мотовилихинским районным судом г. Перми, установлено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и определена его площадь в размере 944 кв.м, без изменения конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 февраля 2024 года, которым решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 5 октября 2023 года отменено, оставлено без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июля 2024 года).
В связи с тем, что Приказ в оспариваемой административным истцом части не нарушает его права и законные интересы, принят с соблюдением установленных требований, не противоречит Генеральному плану г. Перми и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность обжалуемых судебных актов и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского краевого суда от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Бульвар Гагарина, 77а" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.