Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В. и Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Серовского городского округа на решение Серовского районного суда Свердловской области от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2024 года по административному делу N 2а-1598/2023 по административному иску Санниковой Виолетты Викторовны к администрации Серовского городского округа, председателю комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Санникова В.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным уведомления администрации Серовского городского округа (далее - администрация) о несоответствии указанного в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Уведомлением администрации от 17 апреля 2023 г. N 12 Санниковой В.В. сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке в связи с нахождением его в зоне затопления, подтопления.
В частности, по данным Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок расположен в зоне затопления 1 % обеспеченности территории Серовского городского округа Свердловской области, р. Каква, где запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.
Санникова В.В. в административном иске ссылалась на нарушение оспариваемым уведомлением ее прав как собственника земельного участка, просила признать данное уведомление незаконным.
Также оспаривала отказ в предоставлении муниципальной услуги по проведению освидетельствования работ по реконструкции, осуществляемых с привлечением средств материнского капитала, оформленный письмом комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа от 02 мая 2023 года N 1741.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2024 года, административный иск удовлетворен, оспариваемое уведомление признано незаконным и на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Санниковой В.В. о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, также признано незаконным решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по освидетельствованию работ по реконструкции, осуществляемых с привлечением материнского капитала и на председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации городского округа возложена обязанность предоставить такую муниципальную услугу.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 19 июня 2024 года) администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с и нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Санниковой В.В.
Лица, участвующие в деле о рассмотрении дела судом кассационной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Санникова В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Серов, улица Партизанская, 56,.
Также судами установлено, что Санникова В.В. произвела улучшения указанного жилого дома.
Кроме того, Санникова В.В. является собственником земельного участка, площадью 756 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка "под индивидуальную жилую застройку".
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования административного истца, суды, руководствуясь статьями 56, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 33 статьи 342 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), отраженным на публичной кадастровой карте, земельный участок частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории - зоне затопления 1 % обеспеченности территории Серовского городского округа Свердловской области, р. Каква, границы зон затопления внесены в ЕГРН 14 января 2021 г, то есть после приобретения административным истцом земельного участка в 2019 г, заключили, что факт нахождения данного земельного участка в зоне затопления не исключает возможность выдачи администрацией уведомления о соответствии.
Оснований считать выводы судов, постановленные по результатам рассмотрения настоящего дела неправильными, не имеется.
В силу требований пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Возможность установления ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий предусмотрена подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
Затопление и подтопление согласно пункту 16 статьи 1, части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с данным кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Ограничения использования земельных участков, расположенных в зонах затопления и подтопления, изложены в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации; в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3 этой же статьи.
Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.
Из указанных норм права не следует безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства на таких земельных участках в зонах затопления, подтопления, федеральным законодателем установлен лишь запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты от затопления, подтопления.
Более того, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.
Таким образом, нахождение земельного участка истца в зоне подтопления не исключает возможности жилищного строительства, однако возлагает обязанность организовать превентивные защитные мероприятия на данном земельном участке.
Таким образом, правовых оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии в данном случае не имелось.
Выводы судов о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении муниципальной услуги также являются верными, сделаны по результатам анализа положений соответствующего административного регламента, не допускающего принятие такого рода решений.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке выводов судов, проверялись ими и получили надлежащую оценку в обжалуемых актах, в связи с чем оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Серовского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационных жалобы, представления исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 08 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.