Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-2117/2023 по иску прокурора Кировского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми, Муниципальному автономному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 65 с углубленным изучением английского языка" г. Перми о возложении обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны в нормативное состояние, по кассационному представлению Прокурора Кировского района г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 февраля 2024 года, Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образованию город Пермь, в лице администрации г. Перми, Муниципальному автономному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 65 с углубленным изучением английского языка" г. Перми (далее - МАОУ "СОШ N65") о возложении на администрацию г. Перми обязанности в срок до 31 декабря 2023 года выделить МАОУ "СОШ N 65" денежные средства для приведения в соответствие с требованиями закона помещений защитных сооружений "данные изъяты" расположенных по адресу: г "данные изъяты" о возложении на МАОУ "СОШ N 65" обязанности в срок до 01 сентября 2024 года привести в соответствие с нормативными требованиями помещения защитных сооружений "данные изъяты" расположенных по адресу: "данные изъяты" путем выполнения следующих мероприятий: устранить демонтаж оголовки аварийного выхода, восстановить кирпичную кладку вертикальной шахты; выполнить текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны.
В обосновании требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой Кировского района г..Перми совместно со специалистом Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому району г..Перми 1 "данные изъяты" проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в МАОУ "СОШ N 65" установлено, что здание по адресу: "данные изъяты" в котором расположено МАОУ "СОШ N 65" находится в собственности муниципального образования г..Пермь, с 12 мая 2000 года правом оперативного управления зданием обладает МАОУ "СОШ N 65". В подвальном помещении здания расположены два защитных сооружения гражданской обороны, а именно два укрытия "данные изъяты" техническое состояние которых не отвечает предъявленным к ним требованиям. В результате проверки выявлено, что в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещения к переводу на режим защитных сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты (нарушение пункта 3.2.1 Правил N 583); текущий ремонт защитного сооружения в установленные сроки не выполняется (нарушение пункт 5.2.2 Правил N 583). В этой связи руководителю МАОУ "СОШ N65" внесено представление от 24 июня 2022 года N2-21-2022 "Об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне".
Письмом МАОУ "СОШ N65" от 25 июля 2022 года сообщено, что часть допущенных нарушений устранено, в целях устранения оставшихся нарушений разработана смета на проектные (изыскательские) работы на ремонт аварийного выхода из укрытия (помещения подвала) с устройством оголовка на поверхности земли здания на общую сумму 155 802 рубля 73 копейки, составлен локально-сметный расчет на текущий ремонт помещения укрытия на сумму 2 045 834 руб. 40 коп. Также сообщено, что 13 февраля 2023 года МАОУ "СОШ N 65" в департамент образования администрации г..Перми направлено письмо о необходимости выделения денежных средств для выполнения указанных работ и устранения допущенных нарушений.
Решением Кировского районного суда г. Перми от 31 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 февраля 2024 года, в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Перми отказано в полном объеме.
В кассационном представлении прокурор Кировского района г. Перми
просит об отмене судебных актов. Выражает несогласие с выводом судов о значительном уменьшении количества укрываемых в защитном сооружении из-за перепланировки помещений, в связи с чем, потребуется осуществить строительство дополнительного сооружения, поскольку согласно материалам проверки и фактическим обстоятельств дела, такая необходимость отсутствует. Ссылается на то, что требования о проведении капитального ремонта на объектах гражданской обороны прокурором не заявлялись и не являлись предметом настоящего спора. Судами не принято во внимание то обстоятельство, что тип защитных сооружений "данные изъяты" изменен из убежища в укрытие в августе 2019 года, а в основу выводов суда принято заключение комиссии по обследованию технического состояния защитных сооружений 2017 года, которое с учетом измененного типа защитного сооружения утратило актуальность. Выводы суда о нецелесообразности проведения мероприятий по содержанию защитных сооружений гражданской обороны ошибочны и не основаны на нормах материального права, не подтверждены доказательствами, поскольку материалы дела не содержат данных о необходимости проведения капитального ремонта, или строительства дополнительного защитного сооружения на указанное количестве укрываемых, затратах сопоставимых со строительством нового защитного сооружения, а также о фактической стоимости его проведения.
Принявшая участие в судебном заседании в суде кассационной инстанции прокурор седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г.Челябинске) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе "данные изъяты" доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие иных участников процесса.
В удовлетворении ходатайства ответчика Администрации гор. Перми об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи 04 июля 2024 года отказано, поскольку ходатайство стороны поступило в суд 02 июля 2024 года, что с технической точки зрения не представляет возможным обеспечить участие заявителя в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 65 с углубленным изучением английского языка" г. Перми ОГРН 1025901607852 зарегистрировано в качестве юридического лица 27 декабря 1995 года, основной вид деятельности: образование основное общее.
Нежилое здание площадью 3 796, 4 кв.м, 1956 года постройки, имеющее 5 этажей, в том числе 1 подземный, кадастровый номер "данные изъяты" расположенное по адресу: "данные изъяты" зарегистрировано на праве собственности 19 января 2012 года за муниципальным образованием город Пермь. Указанное здание принадлежит на праве оперативного управления МАОУ "СОШ N 65", о чем в ЕГРН 12 мая 2000 года сделана запись регистрации "данные изъяты"
Отделением надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Кировскому району 1 ОНДиПР по городу Перми УНДиПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю 02 июня 2022 года и 07 июня 2022 года проведена проверка соблюдения законодательства о содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны на основании требования прокуратуры Кировского района г. Перми.
В ходе проведения проверки защитных сооружений гражданской обороны МАОУ "СОШ N 65", расположенного по адресу: "данные изъяты" были выявлены следующие нарушения:
1 Укрытие "данные изъяты" контролируемым лицом при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункты 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденных приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575) а именно:
- оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты (пункт 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- санузлы, не используемые в хозяйственных целях, внутри укрытия не закрыты и не опечатаны, унитазы демонтированы (пункты 3.2.1, 3.2.2, 3.2.11, 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- текущий ремонт защитного сооружения в установленные сроки не проводится (пункт 5.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны (пункт 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583).
2 Укрытие N "данные изъяты" контролируемым лицом при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункты 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденных приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575) а именно:
- оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты (пункт 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- санузлы, не используемые в хозяйственных целях, внутри укрытия не закрыты и не опечатаны (пункт 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- текущий ремонт защитного сооружения в установленный срок не проводится (пункт 5.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны (пункт 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583).
На основании выявленных 1 Отделением надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Кировскому району 1 ОНДиПР по городу Перми УНДиПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю нарушений, 24 июня 2022 года исполняющим обязанности заместителя прокурора Кировского района г. Перми внесено представление МАОУ "СОШ N 65", где указано на принятие мер для устранения нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Письмом от 25 июля 2022 года МАОУ "СОШ N 65" сообщило, что 21 июля 2022 года рассмотрено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, принято решение:
- по пункту 1 выявленных нарушений "Оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты": работы по восстановлению аварийного выхода и оголовка аварийного выхода требуют технического обследования, проектирования и ремонта (восстановления) вертикальной шахты и оголовка аварийного выхода. На основании статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года содержание защитных сооружений является полномочиями органов местного самоуправления. Денежные средства в бюджете МАОУ "СОШ N 65" на данные виды работ не предусмотрены. Направлен запрос в МКУ "АХССО" г. Перми на составление технической документации и локально-сметного расчета на работы по обследованию и проектированию работ по ремонту и восстановлению аварийного выхода и оголовка аварийного выхода. После получения необходимой документации, будет направлен запрос Учредителю о выделении денежных средств на данные работы. Решение вопроса по ремонту шахты и оголовка аварийного выхода возможно при получении финансирования на проведение соответствующих работ;
- по пункту 2 выявленных нарушений "Текущий ремонт защитного сооружения в установленные сроки не проводится": направлен запрос в МКУ "АХССО" г. Перми на составление технической документации и локально-сметного расчета на текущий ремонт "данные изъяты" После получения необходимой документации, будет направлен запрос Учредителю о выделении денежных средств на данные работы. Решение вопроса по текущему ремонту возможно при получении финансирования на проведение соответствующих работ.
По заданию МАОУ "СОШ N 65" разработаны: смета на проектные (изыскательские) работы на "Ремонт аварийного выхода из укрытия (помещения подвала) с устройством оголовка на поверхности земли здания МАОУ "СОШ N 65" по адресу: "данные изъяты" на сумму 155 802 руб. 73 коп, локально-сметный расчет на текущий ремонт помещения укрытия на сумму 2 045 834 руб. 40 коп.
17 октября 2022 года, 13 февраля 2023 года МАОУ "СОШ N 65" направлены заявки в департамент образования администрации г. Перми о выделении денежных средств для приведения в нормативное состояние защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в МАОУ "СОШ N 65".
Установлено, что требуемое МАОУ "СОШ N6 5" финансирование работ не осуществлено, работы по приведению защитных сооружений гражданской обороны в нормативное состояние не произведены.
Согласно актам об изменении типа "данные изъяты" МАОУ "СОШ N65" г. Перми от 23 августа 2019 года защитные сооружения переведены из типа убежища в тип - укрытие.
Согласно паспорту укрытия N 00507-25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 53, оно принадлежит МАОУ "СОШ N 65" г. Перми, дата приемки в эксплуатацию - 27 августа 1956 года; укрытие имеет следующие технические характеристики: вместимость - 150 человек, общая площадь 117, 4 кв.м, общий объем 280, 6 куб.м, встроено в здание 4 этажей, количество входов - 2, количество аварийных выходов - 1, класс ЗС ГО - укрытие; система отопления - от общей отопительной системы, система энергоснабжения - от внешней сети города, система водоснабжения - от наружной водопроводной сети, тип канализации - от городской канализационной сети города.
Согласно паспорту укрытия "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", оно принадлежит МАОУ "СОШ N 65" г. Перми, дата приемки в эксплуатацию - 27 августа 1956 года; укрытие имеет следующие технические характеристики: вместимость - 150 человек, общая площадь 79, 6 кв.м, общий объем 197, 1 куб.м, встроено в здание 4 этажей, количество входов - 2, количество аварийных выходов - 1, класс ЗС ГО - укрытие; система отопления - от общей отопительной системы, система энергоснабжения - от внешней сети города, система водоснабжения - от наружной водопроводной сети, тип канализации - от городской канализационной сети города.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 45, ст. 79, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ "О гражданской обороне", ст.6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N1309, которым утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (п.2, п.10, п.14), приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583 (утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны ((п. п. 1.3, 1.7 и 1.8, п.3.2.1, п.5.2.1), правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 марта 2023 года N41-КГ23-4-К4, исходил из того, что проведение текущего ремонта защитных сооружений, с учетом выводов заключения по обследованию их технического состояния об экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта, не приведет к восстановлению помещений защитных сооружений в соответствии с их функциональным назначением, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился, дополнив, что в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", поддержание в надлежащем состоянии объектов гражданской обороны должно быть обеспечено в течение всего жизненного цикла объектов, вне зависимости от того, осуществляется фактическая эксплуатация объектов или нет, а кроме того должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, но в данном случае затраты на осуществление капитального ремонта защитного сооружения и строительство дополнительного защитного сооружения на необходимое количество укрываемых будут сопоставимы со строительством нового защитного сооружения, что свидетельствует об экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта существующего защитного сооружения.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и второй инстанций судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы, не усматривает.
Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, и их оценка подробно приведены в судебных актах.
Приведенные в кассационной жалобе возражения выражают несогласие с выводами, изложенными в решении суда и апелляционном определении, аналогичны доводам, приводимым при рассмотрении спора, и по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом первой инстанции и апелляционным судом обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном рассмотрении.
Отмена или изменение судебных постановлений в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Указаний на судебную ошибку поданная кассационная жалоба не содержит. При вынесении оспариваемых судебных актов существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Перми от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Кировского района г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.