Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Страховой Ольги Владимировны на решение Серовского районного суда Свердловской области от 4 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 февраля 2024 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-1778/2023 по иску Страховой Ольги Владимировны к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 19 о возложении обязанности, Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения Страховой О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Страхова О.В. обратилась с иском к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N19 о возложении обязанности поставить на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, для реализации принадлежащего права по обеспечению жилым помещением.
В обоснование исковых требований указано, что в январе 1999 года она и ее сестра Лобанова Н.В. остались сиротами и проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: "данные изъяты". Указанная квартира находилась в ненадлежащем для проживания состоянии, не соответствовала требованиям санитарных норм. В 2003 году после обращения о постановке в очередь на получение другого жилья, истцу выдан ордер на квартиру. В сентябре 2022 года истец обращалась в УСП МСП СО N19 с заявлением о включении в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, однако получила отказ.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 4 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 19 просит оставить судебные акты без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав истца, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Лобановой Ольги Владимировны, "данные изъяты", являются: отец - Лобанов В.Н. и мать - Буранова С.М. Лобанов В.Н. умер 23 января 1991 года, Буранова С.М. - 10 января 1999 года.
Лобанова О.В. зарегистрировала брак со Страховым А.В. 14 января 2006 года, присвоена фамилия Страхова.
20 июля 2003 года Администрацией г. Серова Лобановой О.В. выдан ордер на квартиру по адресу: "данные изъяты" (площадью 49, 7 кв.м), в качестве члена семьи нанимателя в указанную квартиру вселена ее сестра Лобанова Н.В.
Согласно справке Центра учета жилья и социальных выплат в указанной квартире зарегистрированы: с 10 сентября 1985 года Лобанова Н.В. (наниматель), с 18 мая 2007 года "данные изъяты", 2005 года рождения (сын), с 15 апреля 2011 года "данные изъяты", 2011 года рождения (сын), с 27 апреля 2012 года "данные изъяты", 2012 года рождения (сын). Ранее в период с 25 ноября 1994 года по 28 июня 2001 года зарегистрирован брат истца Лобанов Николай Владимирович, "данные изъяты", который умер 28 июня 2001 года.
Истец является матерью двоих детей, в связи с рождением второго ребенка получила материнский (семейный) капитал, с использованием которого приобретена квартира по адресу: "данные изъяты" Согласно выписки из ЕГРН Страхова О.В. является с 30 октября 2019 года собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на данную квартиру.
Из материалов дела следует, что впервые с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Страхова О.В. обратилась в Управление социальной политики N19 в сентябре 2022 года.
Как следует из ответа ответчика, Страховой О.В. отказано в удовлетворении заявления, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Серовского района, последняя не включена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, суд первой инстанции, исходил из того, что до достижения возраста 23 лет Страхова О.В. была обеспечена жильем, которое за ней было закреплено, однако, не воспользовавшись представленным истцу правом на пользованием квартирой по договору социального найма, в 2003 году выехала на постоянное место жительство в другой субъект РФ, до 2019 года проживала в ХМАО, в настоящее время в собственности у истца имеется жилое помещение, пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки Страховой О.В. на учет в качестве лица из числа "детей-сирот" для предоставления жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы, что обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, суд не учел, что органами опеки и попечительства был назначен ненадлежащий опекун, который не осуществил своевременную реализацию ее прав на жилое помещение, о том, что жилое помещение после смерти матери было предоставлено в совместное пользование с сестрой, ее право на обеспечение жилым помещением не реализовано, не могут являться основанием для отмены судебных актов.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 1 ст. 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право.
При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.).
При разрешении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств, свидетельствующие о наличии уважительных причин, по которым истец был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, не установлено.
Также в ходе рассмотрения дела не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что проживание в жилом помещении - квартире по адресу: г. Серов, ул. Гагарина, 27-24 являлось невозможным в силу наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ. Само по себе предоставление данного жилого помещения в совместное пользование с сестрой, об этом не свидетельствует с учетом обеспеченности истца жильем выше учетной нормы, на что правомерно указано судами.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражают несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 4 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 февраля 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Страховой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.