Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 ноября 2006 г. N Ф04-6672/2006(27198-А45-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.11.2005 N НА-03-07.1\8867 об отказе в списании оставшейся реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет в общей сумме 412 894 235,86 руб. и понуждении устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем принятия решения о списании указанной задолженности.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве 3-их лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска и Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (г. Москва).
Решением от 24.05.2006 Арбитражного суда Новосибирской области требования налогоплательщика удовлетворены. Признано недействительным решение от 30.11.2005 N НА-03-07.Ш867 об отказе в списании оставшейся реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет в общей сумме 412 894 235,86 руб. и суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем принятия решения о списании указанной задолженности.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит состоявшееся по делу решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы ОАО "Новосибирскэнерго" не соблюдены условия, необходимые для полного списания реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам, соответственно, решение об отказе в списании является правомерным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам и сборам осуществляется путем предоставления названным субъектам рассрочки уплаты существующей задолженности.
Порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом определялись Правительством Российской Федерации.
Одним из основных нормативных актов в области реструктуризации является Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Из материалов дела следует, что согласно решений Управления Министерства по налогам и сборам по Новосибирской области (далее - Управление) от 14.09.2001, 30.11.2001, 22.05.2003 ОАО "Новосибирскэнерго" предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03 сентября 1999 N 1002.
В соответствии с указанными решениями общество, согласно графикам, должно было погасить задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом к 4 кварталу 2007 года, а по пеням и штрафам, начиная с 4 квартала 2007 года по 3 квартал 2011 года.
ОАО "Новосибирскэнерго" досрочно погасило реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в течение четырех лет с момента реструктуризации 17.05.2005. При этом все условия для списания задолженности по пеням и штрафам налогоплательщиком были выполнены.
Письмом от 26.05.2005 N 123-1-30/17-577 ОАО "Новосибирскэнерго" обратилось в налоговый орган с просьбой произвести списание реструктуризированной задолженности по налогам и сборам в бюджет в сумме 412 894 235, 86 руб.
Решением налоговым органом от 30.11.2005 N НА-03-07.П8867 обществу было отказано в списании задолженности по пеням и штрафам.
В качестве оснований отказа налоговый орган указал: по единому социальному налогу в федеральный бюджет - недоимка по состоянию на: 01.10.2001 - в сумме 1 550 409, 01 руб., 01.10.2002 - в сумме 1 550 038,61 руб. по налогу на добавленную стоимость - несвоевременная оплата графика реструктуризации за 4 квартал 2001.
По налогу на прибыль (консолидированный бюджет) - недоимка по состоянию на 01.04.2003, в том числе: прибыль (федерация) 294 850,00 руб. (с учетом уточненной информации за 9 месяцев 2002); прибыль (область) 329 588,00 руб.
(с учетом уточненной информации за 9 месяцев 2002); прибыль (местный) - 49 184,00 руб. (с учетом уточненной информации за 9 месяцев 2002) по налогу на доходы физических лиц, за исключением доходов в виде дивидендов - недоимка по ВНП по состоянию на 01.01.2004 в сумме 380 325, 00 руб.
Несогласие с решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением об обжаловании указанного ненормативного акта налогового органа.
Арбитражный суд, удовлетворив требования общества о признании недействительным решения от 30.11.2005 N НА-03-07.1\8867, принял по существу правильное решение.
Как следует из решения налогового органа, послужившего поводом для обращения в арбитражный суд, основанием отказа в списании сумм пени и штрафа явилось нарушение графика по своевременному внесению в федеральный бюджет налогов в пределах четырехлетнего срока.
В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 N 410), при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что общество досрочно до истечения 4-х лет погасило всю сумму реструктурированной задолженности.
Кассационная инстанция поддерживает позицию арбитражного суда в части выводов об отсутствии нарушений условий реструктуризации, дающих право на списание задолженности по пеням и штрафам.
Отказывая в списании задолженности по пеням и штрафам, инспекция фактически констатировала нарушение обществом графика погашения задолженности.
По каждому вмененному налогоплательщику эпизоду нарушений по неисполнению обязанностей, арбитражным судом дана надлежащая оценка и доводы налогового органа обоснованно отклонены.
Кроме того, в силу статьей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательств ненадлежащего исполнения налогоплательщиком условий реструктуризации и в связи с этим ее прекращения.
При указанных обстоятельствах, арбитражным судом правомерно признан необоснованным отказ налогового органа в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, а оспариваемое решение признанию недействительным.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией отклоняются как основанные на ошибочном их толковании.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит основания для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.05.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1650/06-40/9 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2006 г. N Ф04-6672/2006(27198-А45-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании