Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 ноября 2006 г. N Ф04-7503/2006(28295-А27-41)
(извлечение)
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, П. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленновскому району Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным пункта 3 решения N 9 от 02.02.2006 о взыскании не принятого налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 22 988,13 руб., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Решением от 23.05.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, а именно статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налогового органа, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты только при предоставлении документов, подтверждающих обстоятельства, с которыми закон связывает право на их применение. Считает, что сведения, содержащиеся в счетах-фактурах об ЗАО "Металлстрой" не являются достоверными, поскольку данная организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость, не обладает правоспособностью заключать какие - либо договоры как юридическое лицо, выставлять счета-фактуры и предъявлять налог на добавленную стоимость.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства 0 налогах и сборах, правильности исчисления, удержания и перечисления налогов, налоговым органом составлен акт N 84 от 29.12.2005, на основании которого вынесено решение N 9 от 02.02.2006 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику, в том числе доначислен налог на добавленную стоимость в размере 23 395 руб., соответствующие пени и налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием доначисления налога на добавленную стоимость, пеней и штрафных санкций явилось не принятие налоговых вычетов в размере 17 331,87 руб. по причине отсутствия поставщика ЗАО "Металлстрой" в едином государственном реестре налогоплательщиков, в сумме 5 177,56 руб. по счетам - фактурам ОАО "Спецмашдеталь", оформленным с нарушением с требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления предпринимателю сумм налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенные по делу судебные акты, поддерживает выводы суда и исходит при этом из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Исходя из буквального содержания пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право на вычет налога на добавленную стоимость связано с наличием у налогоплательщика документов, подтверждающих приобретение и принятие на учет товаров (работ, услуг) облагаемых налогом на добавленную стоимость, документов, подтверждающих оплату товара и налога на добавленную стоимость, а также с наличием надлежащим образом оформленных счетов - фактур.
Согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению (пункт 1).
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2).
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что представленные в обоснование примененных налоговых вычетов счета - фактуры, не содержащие предусмотренные законом требования, налогоплательщиком приведены в соответствие требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.
Ссылки налогового органа на то, что изменения, внесенные налогоплательщиком в счета - фактуры произведены с нарушением пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчете по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.200 N 914, обоснованно не приняты арбитражным судом во внимание. Поскольку действующее законодательство не запрещает вносить исправления в неправильно оформленные счета - фактуры, заменять их на составленные в установленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914
Доводы налогового органа о недостоверности сведений по поставщику ОАО "Спецмашдеталь", указанных в счетах - фактурах основанные на исключении общества из Единого реестра юридических лиц, противоречат материалам дела, поскольку представленные счета - фактуры содержат всю необходимую информацию, предусмотренную статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Аналогичные требования предусмотрены пунктом 5 статьи 200 данного Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как правильно указал арбитражный суд, отсутствие поставщика в базе данных на дату выдачи запроса не свидетельствует об отсутствии юридического лица в реестре в период спорных правоотношений, также не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и не может служить основанием для непринятия налоговых вычетов, поскольку доказательств недобросовестности самого налогоплательщика налоговым органом в суд не представлено, в то время как предпринимателем соблюдены все необходимые требования к порядку предъявления вычетов, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд, исследовав в совокупности обстоятельства и материалы данного дела, сделал правильный вывод о необоснованном доначислении налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
При указанных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных арбитражным судом, что недопустимо в силу требований статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 25.07.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6636/2006-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2006 г. N Ф04-7503/2006(28295-А27-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании