Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-386/2023 по иску Меленюка Александра Алексеевича к Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению социальной политики администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа о признании участком ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, по кассационной жалобе Меленюка Александра Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Меленюк А.В. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению социальной политики администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа о признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении на Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Управления социальной политики администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указал, что с 14 сентября 1986 года по 28 сентября 1986 года работал водителем в Пинском отделении совхоза производственного объединения по цветоводству и питомниководству Специализированного совхоза "Цветы Прибужья", размещавшемся в г..Брест Белорусской Республики. Был откомандирован в распоряжение Хойнинского райисполкома Гомельской области с 14 сентября 1986 года по 28 сентября 1986 года для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поскольку выполнение работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было секретно, цель командировки в документах не указывалась. По этой причине в данном приказе не указана цель командировки. Но он выполнял работы по сбору, удалению, транспортировке и захоронению радиоактивных материалов (отходов), в том числе работу по снятию и вывозу загрязненного грунта в г..Наровля и Наровлевском районе Гомельской области. В связи с радиационным загрязнением после катастрофы на Чернобыльской АЭС в городе проведена дезактивация, а те из жителей, которые высказали желание уехать из города, были переселены в населённые пункты, не подвергшиеся загрязнению. Однако у него не сохранились какие-либо справки, удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, кроме того, не сохранились приговор, в соответствии с которым он отбывал наказание, и документы, подтверждающие его амнистию как участника ликвидации аварии. В дальнейшем он неоднократно обращался в государственные органы Республики Беларусь с заявлениями о восстановлении документов, подтверждающих участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Однако документы не сохранились.
Единственным обстоятельством, подтверждающим участие, является его амнистия в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05 ноября 1996 года N 760-XIII "Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления". В силу данного закона амнистия применялась в отношении участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2023 года исковые требования Меленюка А.А. удовлетворены. Меленюк А.А. признан участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. На Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность выдать Меленюку А.А. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2024 года решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым Меленюку А.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Меленюк А.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2024 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2023 года.
В кассационной жалобе, повторяя обстоятельства дела, указывает на верный вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания его участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку срок отбывания наказания по приговору суда сокращен на 1 год на основании пункта "а" статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05 ноября 1996 года N 760-ХШ "Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступление" как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Указывает, что выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии приказа о направлении его в командировку в г. Наровлю Гомельской области в 1986 году не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку отсутствие на предприятии данного приказа не опровергает того факта, что он действительно ездил в командировку, где выполнял работы по сбору, удалению, транспортировке и захоронению радиоактивных материалов (отходов), в том числе по снятию и вывозу загрязненного грунта. Установление статуса ему необходимо для досрочного пенсионного обеспечения и получения других льгот, поскольку являлся индивидуальным предпринимателем, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивал, права на страховую пенсию не имеет.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа указывает на законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта, просит оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу Меленюка А.А. без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта исходя из доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Меленюк А.А, "данные изъяты", в период с 02 апреля 1986 года по 28 декабря 1987 года работал в Пинском отделении совхоза Производственного объединения по цветоводству и питомниководству специализированного совхоза "Цветы Прибужья". В его трудовую книжку внесена соответствующая запись.
Приказом директора специализированного совхоза "Цветы Прибужья" Голенчука А.Г. от 10 сентября 1986 года N 97 водитель отделения Меленюк А.А. в связи с указанием Производственного объединения по цветоводству и питомниководству командирован в распоряжение Хойнинского райисполкома сроком с 14 по 28 сентября 1986 года включительно.
Из справки Государственного архива Брестской области от 22 ноября 2018 года следует, что в документах архивного фонда "Специализированный совхоз "Цветы Прибужья" производственного объединения по цветоводству и питомниководству Министерства ЖКХ БССР" за 1986 год сведений, подтверждающих участие Меленюка А.А. в ликвидационных работах на Чернобыльской АЭС, не имеется.
15 октября 2018 года первый заместитель Брестского городского исполнительного комитета Кравчук В.В. направил на имя Миленюка А.А. письмо, в котором указал, что по информации, представленной Брестским областным исполнительным комитетом, комиссией Брестского областного исполнительного комитета по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий от 10 сентября 2018 года N 341, рассмотрены предоставленные документы, Меленюку А.А. отказано в установлении статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и выдаче удостоверения "Пострадавший от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" в связи с отсутствием первичных документов, достоверно подтверждающие направление и непосредственное участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в конкретном населенном пункте, времени и виды выполнявшихся работ в зоне последующего отселения. Также не располагает сведениями о участии истца в ликвидации последствий катастроф на Чернобыльской АЭС и военный комиссариат Брестской области.
Из информационного письма заместителя председателя Наровлянского районного исполнительного комитета Максименко Д.И. от 01 апреля 2020 года следует, что предоставить документы, свидетельствующие об участии Меленюка А.А. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нет возможности, так как в Государственном учреждении "Наровлянский районный архив" хранятся лицевые счета, приказы только по личному составу ликвидированных организации.
09 апреля 2020 года заместитель председателя облисполкома Ольшевский В.И. направил на имя Департамента по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь письмо, в котором указал, что в Брестском облисполкоме рассмотрено обращение Меленюка А.А, поступившее в Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по вопросу оказания помощи в восстановлении документов, подтверждающий участие заявителя в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По результатам рассмотрения обращения установлено что, Меленюк А.А. 17 августа 2018 года обратился в комиссию по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий при Брестском облисполкоме по вопросу установления статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В заявлении было указано, что заявитель направлялся на ликвидацию от специализированного совхоза "Цветы Прибужья" в сентябре-октябре 1986 года. Комиссией, в рамках рассмотрения данного заявления направлены запросы в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома и в ПКУП "Коммунальник" о предоставлении первичных документы, подтверждающих участие заявителя в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно полученным ответам, запрашиваемые документы в данных организациях отсутствуют. На заседании комиссии от 10 сентября 2018 года в связи с отсутствием первичных документов, достоверно подтверждающих направление и непосредственное участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобольской АЭС, других радиационных аварий в конкретном населенном пункте время и виды выполнявшихся работ в зоне эвакуации (отчуждения), зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения Меленюку А.А. отказано в установлении статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Кроме того в 2018 году по данному вопросу Меленюк А.А. обращался в Брестский горисполком. В рамках рассмотрения данного обращения Брестским горисполкомом сделаны запросы в Брестский областной военный комиссариат и в отдел социальной защиты администрации Московского района г..Бреста. Согласно полученным ответам в данных организациях указанные документы также отсутствуют. Учитывая изложенное, Брестским облисполкомом и Брестским горисполкомом приняты исчерпывающие меры по оказанию содействия в восстановлении документов, подтверждающих участие заявителя в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Из информационных писем главного инженера ПКУП "Коммунальник" Кушнерука В.С. от 22 ноября 20218 года и 29 августа 2018 года на имя директора учреждения "Государственный архив Брестской области" Карапузовой А.Г. и на имя председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Лободинского С.Н, следует, что первичным документом подтверждающим направление Меленюка А.А. в г. Наровлю Гомельской области в сентябре-октябре 1986 года является приказ о командировках. На основании подпункта 21.4 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, обязующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организации и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 года N 140 приказы о командировках хранятся - 3 года после проведения налоговыми органами проверки или 10 лет, если она не проводилась. На основании изложенного, документов подтверждающих командирование Меленюка А.А. в г. Наровлю Гомельской области в 1986 году, на предприятии не имеется.
Согласно сведениям врио начальника управления Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь по Брестской области Побудей Р.А. от 21 июня 2021 года, по сведениям, содержащимся в алфавитной картотеке Исправительной колонии N 1, установлено, что Меленюк А.А, 02 ноября 1961 года рождения, уроженец и житель г. Бреста Республики Беларусь, осужденный 30 декабря 1993 судом Московского района г. Бреста по статье 101 Уголовного кодекса Республики Беларусь к 7 годам лишения свободы, отбывал наказание в Исправительной колонии N1 в период с 18 марта 1994 года по 10 марта 1997 года. На основании Закона Республики Беларусь от 05 ноября 1996 года N 760-XII "Об амнистии некоторых лиц, совершивших преступления" срок наказания сокращен на один год.
В письме от 02 мая 2019 года начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства и по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Рутковский Д.М. указал, что в архиве комиссии по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий при Гомельской облисполкоме отсутствуют сведения о выдаче Меленюку А.А. удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Также судами установлено, что приговором народного суда Московского района г. Бреста от 30 декабря 1993 года Меленюк А.А. признаны виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Республики Беларусь, назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Брестского областного суда от 11 марта 1994 года приговор народного суда Московского района г. Бреста от 30 декабря 1993 года оставлен без изменения, кассационные жалобы Меленюка А.А, Гриненко А.В, Бобер Н.Н. и Ярмака А.Н. - без удовлетворения.
Из сведений суда Московского района г. Бреста от 22 мая 2023 года следует, что согласно сведениям Единого государственного банка данных о правонарушениях, Меленюк А.А. осужден судом Московского района г. Бреста 30 декабря 1993 года по "данные изъяты" Уголовного кодекса Республики Беларусь к лишению свободы на срок 7 лет, убыл 16 марта 1994 года в исправительно-трудовую колонию N1 г. Минска. 13 сентября 1997 года на основании Закона об амнистии от 05 ноября 1996 года срок наказания сокращен на 1 год. Прибыл 10 марта 1997 года в УЖ15/25 г. Слуцка, Минской области. Освобожден 26 августа 1997 года по определению суда г. Слуцка условно-досрочно на 1 год 9 месяцев 29 дней.
Из алфавитной карточки исправительно-трудовой колонии N 1 осужденного Меленюка А.А. следует, что ему на основании Закона об амнистии от 05 ноября 1996 года срок отбывания наказания сокращен на 1 год.
Определением суда Слуцкого района и г. Слуцка от 26 августа 1997 года Меленюк А.А. освобожден от отбытия наказания по приговору суда Московского района г. Бреста от 30 декабря 1993 года условно-досрочно на 1 год 9 месяцев 29 дней.
Полагая, что снижение срока отбывания наказания на основании Закона Республики Беларусь от 05 ноября 1996 года N 760-XII "Об амнистии некоторых лиц, совершивших преступления" на один год свидетельствует о том, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принимая во внимание, что он командирован работодателем в распоряжение Хойнинского райисполкома сроком с 14 по 28 сентября 1986 года включительно, Меленюк А.А. обратился в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Меленюку А.А. срок отбывания наказания по приговору Московского районного суда г. Бреста от 30 декабря 1993 года снижен на один год на основании пункта "а" статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05 ноября 1996 года N 760-XII "Об амнистии некоторых лиц, совершивших преступления". Установив, что он не относится к иным категориям лиц, указанным в данном пункте, суд пришел к выводу о том, что срок отбывания наказания сокращен именно как участнику ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, удовлетворив заявленные требования.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции и с принятым решением, отменяя состоявшийся судебный акт, принимая новое решение об отказе Меленюку А.А. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пунктов 3, 4, 5, 12 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно- подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие" младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с
26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения; граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Руководствуясь приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21 апреля 2020 года, которым утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд указал, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения, справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Исходя из приведенных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что приказ директора специализированного совхоза "Цветы Прибужья" от 10 сентября 1986 года N 97 о командировании Меленюка А.А. в распоряжение Хойнинского райисполкома в период с 14 по 28 сентября 1986 года не является документом, подтверждающим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в приказе не указана цель командировки и на характер выполняемой работы. Наличие приказа не подтверждает пребывания Меленюка А.А. в зоне чернобыльской катастрофы в указанный период. Применение в отношении истца положений статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05 ноября 1996 года N 760-ХШ "Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления", содержащей перечень категорий граждан, на которых распространяются положения данного закона, не может служить безусловным основанием для установления факта участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при отсутствии иных доказательств. Определение суда Слуцкого района и г. Слуцка от 26 августа 1997 года об условно-досрочном освобождении Меленюка А.А. от отбывания наказания не содержит указание на основание, по которому истцу сокращен срок отбывания наказания, а также на возможность отнесения Меленюка А.А. к конкретной категории лиц из перечня, предусмотренного статьей 1 Закона Республики Беларусь от 05 ноября 1996 года N 760-ХШ "Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления". Судом также отмечено, что г.Наровля, куда истец командирован, к зоне отчуждения не относится. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", относился к зоне последующею отселения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что выводы судов основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Изложенные Меленюком А.А. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для удовлетворения исковых требований аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция истца верно проанализирована судом апелляционной инстанции, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемом судебном акте. Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующего порядок и основания признания лица участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, порядок и основания выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Результаты оценки доказательств суд отразил в судебном акте, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые для дела обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым верно применил нормы материального права, их регулирующие.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N35 от 14 декабря 2000 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел связанных с реализацией инвалидов прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и показаниями свидетелей.
Установив отсутствие у государственных органов Республики Беларусь сведений о командировании Меленюка А.А. в распоряжение Хойнинского райисполкома сроком с 14 по 28 сентября 1986 года включительно в целях ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, оценивая приказ директора специализированного совхоза "Цветы Прибужья" от 10 сентября 1986 года N 97 о командировании, определение суда Слуцкого района и г. Слуцка от 26 августа 1997 года об условно-досрочном освобождении Меленюка А.А. от отбывания наказания, как не подтверждающие его участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или участие в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных или на других работах на Чернобыльской АЭС, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. Оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороной спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
В кассационной жалобе заявитель, субъективно оценивая обстоятельства спора и представленные доказательства, настаивает на наличии оснований для удовлетворения иска. При этом в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Меленюка Александра Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.