Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-170/2024 по иску Мельникова Александра Анатольевича к федеральному государственному унитарному предприятию Производственное объединение "Маяк" о признании недействующей справку, возложении обязанности выдать справку, по кассационной жалобе Мельникова Александра Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мельников А.А. обратился с иском к федеральному государственному унитарному предприятию Производственное объединение "Маяк" (далее по тексту - ФГУП "ПО "Маяк") о признании недействительной справки, выданной по состоянию на 01 ноября 2009 года о размере среднемесячного заработка для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, устанавливаемого на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" по причине не соответствия ее положениям статей 15 и 19 Конституции Российской Федерации, абзацу 1 подпункта "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в части исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения исходя из размера среднемесячного заработка работников соответствующих профессий (квалификации, замещающих соответствующие должности), занятых на прежних местах работы граждан в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах; возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в его адрес и в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области) справку о размере среднемесячного заработка для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в зависимости от его фактического среднемесячного заработка за полные 12 месяцев работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах для перерасчета дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
В обоснование заявленных требований Мельников А.А. сослался на то, что является получателем дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, устанавленного на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" с 01 ноября 2009 года, размер которого пенсионным органом был определен на основании выданной ФГУП "ПО "Маяк" по состоянию на 01 ноября 2009 года справке о размере среднемесячного заработка для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, согласно которой среднемесячный заработок по ранее занимаемой должности (профессии) слесарь механосборочных работ по состоянию на 01 ноября 2009 года за предшествующие 12 месяцев работы во ФГУП "ПО "Маяк" составил 31 947, 04 руб. Полагает, что указанная справка содержит неправильные сведения о среднем заработке, поскольку он исчислен исходя из размера среднемесячного заработка работников соответствующих профессий (квалификации, замещающих соответствующие должности), занятых на прежних местах работы граждан в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах, тогда как должен быть исчислен исходя из его фактического среднемесячного заработка за полные 12 месяцев работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, который составит 33 805 руб.
Представитель ответчика ФГУП "ПО "Маяк" участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований Мельникова А.А. отказать, ссылаясь на их необоснованность.
Решением Озерского городского суда Челябинской области от 22 января 2024 года Мельникову А.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением от 11 апреля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОСФР по Челябинской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее по тексту - ОСФР по Краснодарскому краю).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 мая 2024 года решение Озерского городского суда Челябинской области от 22 января 2024 года отменено, по делу принято новое решение, которым Мельникову А.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Мельников А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Стороны и третьи лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что в период с 15 мая 2000 года по 31 октября 2009 года Мельников А.А. работал на ФГУП "ПО "Маяк" в должности слесаря механосборочных работ отделения герметизации литейно-механического цеха 117.
При увольнении Мельникову А.А. выдана справка о размере среднемесячного заработка для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, устанавливаемого на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", согласно которой среднемесячный заработок по ранее занимаемой Мельниковым А.А. должности (профессии) слесарь механосборочных работ по состоянию на 01 ноября 2009 года за предшествующие 12 месяцев работы во ФГУП "ПО "Маяк" составил 31 947, 04 руб.
Согласно сведениям, предоставленным ОСФР по Челябинской области от 23 апреля 2024 года и ОСФР по Краснодарскому краю от 03 мая 2024 года Мельников А.А. с 01 ноября 2009 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; размер страховой пенсии с 01 января 2024 года составляет 21 432, 70 руб. (при назначении 01 ноября 2009 года размер пенсии составлял 5 616, 27 руб.); размер дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" с 01 апреля 2024 года составляет 47 148, 64 руб. (при назначении 01 ноября 2009 года размер дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения составлял 11 954, 58 руб. на основании справки ФГУП "ПО "Маяк" от 11 ноября 2009 года N ПНС-610/2 о страховом стаже Мельникова А.А. в организациях ядерного оружейного комплекса и справки ФГУП
"ПО "Маяк" от 11 ноября 2009 года N ПНС-610/2 о размере среднемесячного заработка Мельникова А.А. для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, устанавливаемого на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации").
Разрешая возникший спор суд апелляционной инстанции, рассматривающий дело по правилам суда первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что среднемесячный заработок истца для расчета ежемесячной дополнительной выплаты был рассчитан в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"; наличие вступившего в законную силу судебного постановления, которым с ответчика в пользу истца взысканы суммы задолженности по заработной палате за прием смен и отпускных, основанием для перерасчета среднемесячного заработка для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения не является, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований.
Отклоняя доводы Мельникова А.А. о необходимости включения в расчет среднемесячного заработка для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения взысканные судом суммы задолженности по заработной палате за прием смен и перерасчету, суд указал, что в силу пункта 8 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 N 549, устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса или из военного представительства, однако постановление вступило в законную силу 30 ноября 2009 года, а соответствующие справки о страховом стаже в организациях ядерного оружейного комплекса и о размере среднемесячного заработка для исчисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения выданы ФГУП "ПО "Маяк" 11 ноября 2009 года.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
В кассационной жалобе Мельников А.А. настаивает на том, что пункт 12 Положения об установлении, выплате, перерасчете дополнительного материального обеспечения противоречит статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", регулирующим исчисление средней заработной платы, оплату труда при выполнении работ различной квалификации. Выражает несогласие с применением судом решения Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ10-1218.
Данные доводы не влекут отмену судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (ДМО) при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, приведенным в Указе категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем.
Во исполнение приведенного Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549 утверждено Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности).
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению N 1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению N 2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению N 3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, в которых он осуществлял трудовую деятельность.
Дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса или из военного представительства (пункт 8 Положения).
Исчисление размера среднемесячного заработка при установлении дополнительного обеспечения гражданам, вышедшим на пенсию и уволившимся из организаций ядерного оружейного комплекса или из военных представительств до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, а также гражданам, продолжавшим после назначения пенсии трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах до и после вступления в силу данного Указа Президента Российской Федерации, производится исходя из среднемесячного заработка работников соответствующих профессий (квалификации, замещающих соответствующие должности), занятых на прежних местах работы граждан в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах, на день установления дополнительного обеспечения за полные 12 месяцев непрерывной работы, предшествовавших дате регистрации заявления об установлении дополнительного обеспечения. Сведения о месте работы, профессии (квалификации, замещаемой должности) для исчисления среднемесячного заработка представляются гражданином по его выбору (пункт 12 Положения).
Размер дополнительного обеспечения может быть пересмотрен по заявлению гражданина при представлении им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного обеспечения. В этом случае дополнительное обеспечение в новом размере устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы (пункт 13 Положения).
Из приведенного правового регулирования следует, что граждане, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, имеют право на установление дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", которое выплачивается одновременно со страховой пенсией по старости (инвалидности) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном для выплаты страховой пенсии по старости (инвалидности). Размер дополнительного материального обеспечения рассчитывается исходя из среднемесячного заработка на день установления дополнительного обеспечения за полные 12 месяцев непрерывной работы, предшествовавших дате регистрации заявления об установлении дополнительного обеспечения, на основании справки работодателя по установленной форме. Перерасчет размера дополнительного обеспечения допускается на основании соответствующего заявления гражданина и представления им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного обеспечения, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы.
Вопреки доводам кассационной жалобы среднемесячный заработок по ранее занимаемой Мельниковым А.А. должности (профессии) слесарь механосборочных работ по состоянию на 01 ноября 2009 года за предшествующие 12 месяцев работы во ФГУП "ПО "Маяк" составил 31 947, 04 руб, что соответствует размеру среднемесячного заработка, исходя из фактически начисленной Мельникову А.А. за период с ноября 2008 года по октябрь 2009 года (12 месяцев) заработной платы согласно расчетным листам в размере 326 415, 91 руб.
Отклоняя доводы истца о том, что пункт 12 Положения противоречит статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", регулирующих исчисление средней заработной платы, оплату труда при выполнении работ различной квалификации, суд апелляционной инстанции верно указал, что указанные нормы трудового законодательства вопрос определения среднего заработка для назначения дополнительного обеспечения не регулируют, и соответственно, пункт 12 Положения не может им противоречить; дополнительное обеспечение не относится к выплате, предусмотренной нормами трудового законодательства, а установлено специальными нормативными актами (Указом Президента Российской Федерации и Положением Правительства Российской Федерации) и имеет цель повысить уровень пенсионного обеспечения бывших работников организаций ядерного оружейного комплекса.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, были предметом проверки и оценки суда, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права. Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судом, повлиявшие на исход дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.