Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А, Судей Ишимова И.А, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-270/2024 по иску прокурора г. Нижневартовска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду г. Нижневартовска N 21 "Звездочка", администрации г. Нижневартовска о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здания учреждения, возложении обязанности по финансированию данных мероприятий, по кассационной жалобе администрации г. Нижневартовска на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения прокурора Голованова А.И. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка", администрации г. Нижневартовска:
- о возложении обязанностей на МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" оборудовать здание, расположенное по адресу: г. Нижневартовск, ул. Менделеева, д.18А, тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входной группы), оборудовать санитарную кабину с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки двух опорных поручней вдоль стен, установки крючков (держателей) для трости/костыля, контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы, установки системы вызова помощи для маломобильных групп населения;
- возложить на администрацию города Нижневартовска провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: город Нижневартовск, ул. Менделеева, д. 18А, тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входной группы), оборудовать санитарную кабину с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки двух опорных поручней вдоль стен, установки крючков (держателей) для трости/костыля, контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы, установки системы вызова помощи для маломобильных групп населения.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой города Нижневартовска в ходе проверки установлено, что МБДОУ города Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка", расположенный по адресу: г. Нижневартовск, ул. Менделеева, д. 18А, не обеспечивает в полном объеме доступность для инвалидов, в здании детского сада отсутствует пандус и санитарный узел, оборудованный для потребностей инвалидов.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 апреля 2024 года, исковые требования удовлетворены, на МАБД ОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" возложена обязанность оборудовать здание расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Менделеева, д. 18А, тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входной группы), оборудовать санитарную кабину с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки двух опорных поручней вдоль стен, установки крючков (держателей) для трости/костыля, контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы, установки системы вызова помощи для маломобильных групп населения; возложено на администрацию города Нижневартовска обязанность провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству здания образовательного учреждения.
В кассационной жалобе администрация г. Нижневартовска просит отменить решение и апелляционное определение ввиду нарушения норм материального и процессуального права, считает, что обязанность по финансированию мероприятий лежит на Департаменте образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что МБДОУ детским садом N21 предприняты меры альтернативного способа организации доступа маломобильных групп населения в помещении детского сада; не представлено доказательств, что кем-либо из ответчиков нарушены права конкретных лиц, относящихся к маломобильным группам населения.
В письменных возражениях на кассационную жалобу прокуратура ХМАО-Югры просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьям 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников процесса.
Согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статей 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и из материалов дела следует, что МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" согласно уставу является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Учредителем и собственником имущества МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" является муниципальное образование город Нижневартовск.
В ходе проведенной прокуратурой г. Нижневартовска проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, в здании МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка", расположенном по адресу: г. Нижневартовск. ул. Менделеева, д. 18А, не в полной мере обеспечена доступность для инвалидов, в здании детского сада отсутствует пандус и санитарный узел, оборудованный для потребностей инвалидов.
19 мая 2023 года в адрес главы г. Нижневартовска вынесено требование об устранении выявленных прокурорской проверкой нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, на которое дан 25 мая 2023 года ответ, в котором указано об отсутствии в указанном прокурором учреждении средств доступности для инвалидов: пандуса и санитарного узла, оборудованного для потребностей инвалидов.
09 января 2024 года ООО "Форсайт" безвозмездно передало МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" тактильный знак, кнопку вызова, мнемосхему, складную рампу, мнемосхему санузла.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, а также положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, статей 1, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 28, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года N 1309, оценив представленные доказательства, исходил из недоказанности исполнения обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к учреждениям образования, признал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части возложения на МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" обязанность по оборудованию здания тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входной группы), оборудовать санитарную кабину с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки двух опорных поручней вдоль стен, установки крючков (держателей) для трости/костыля, контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы, установки системы вызова помощи для маломобильных групп населения.
Также, сославшись на положения статей 17, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", суд, приняв во внимание, что МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой, является муниципальное образование город Нижневартовск, чьи права собственника имущества осуществляет администрация города, возложил обязанность по финансированию указанных выше мероприятий на администрацию города Нижневартовска.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к администрации города Нижневартовска.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу подпунктов 1, 3, 6 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (части 4 этой же статьи закона).
В части 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" также предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (часть 1).
Таким образом, приведенное выше правовое регулирование обязывает оборудовать объекты социальной инфраструктуры, к которым относятся здания МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка", необходимыми устройствами и специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, свободного передвижения их в здании.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1486-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам (документ вступил в силу для СССР с 03 января 1976 года).
Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года, была ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 года) также признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации данного права государства-участники обеспечивают условия, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации права инвалидов на получение образования и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует создание таким гражданам необходимых условий для его получения.
Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе в объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами ее граждан.
При таких обстоятельствах неисполнение обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности оборудовать здание детского сада необходимыми указанными в решении суда устройствами является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.
Указание в кассационной жалобе на то, что МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка" приняты альтернативные меры по организации доступа маломобильных групп населения в помещения детского сада, такие как: наличие расширенных дверных проемов; дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации; дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации информационными знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; помощь, оказываемая работниками организации, прошедшим необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации и на прилегающей территории; наличие возможности предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому; разработаны алгоритмы оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения; сотрудники детского сада прошли обучение по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, не принимается во внимание, поскольку не опровергают отсутствие приведенных в решении суда необходимых устройств, специальных приспособлений и оборудования для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, их свободного передвижения в нем.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на администрацию обязанности провести организационные мероприятия по финансированию определенных в решении суда работ по обустройству здания МАДОУ г. Нижневартовска детский сад N 21 "Звездочка", расположенного по адресу: город Нижневартовск, ул. Менделеева, д. 18А.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
На основании пункта 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
Согласно статей 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Абзацем 3 статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Возложение на администрацию города Нижневартовска упомянутой выше обязанности является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Понуждение администрации к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции допущенные районным судом нарушения не устранил.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства установлены нижестоящими судебными инстанциями, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, кассационному суду общей юрисдикции надлежит принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.
Поскольку судами допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные постановления в части удовлетворения требований к администрации города Нижневартовска с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении такого требования.
В остальной части принятые судебные постановления подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба администрации г. Нижневартовска - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 апреля 2024 года в части возложения на администрацию города Нижневартовска обязанности провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: город Нижневартовск, ул. Менделеева, д. 18А, тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входной группы), по оборудованию санитарной кабины с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки двух опорных поручней вдоль стен, установки крючков (держателей) для трости/костыля, контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы, установки системы вызова помощи для маломобильных групп населения - отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Нижневартовска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.