Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Ишимова И.А, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-2247/2023 по иску Сарапкина Евгения Геннадьевича к администрации муниципального образования г. Салехард, департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования г. Салехард о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка за 20 % от кадастровой стоимости
по кассационной жалобе Сарапкина Евгения Геннадьевича на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сарапкин Е.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Салехард о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка N 2740 с кадастровым номером "данные изъяты" за 20 % от кадастровой стоимости, ссылаясь на то, что как собственник жилого дома, расположенного на указанном выше земельном участке, имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика был привлечен департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования г. Салехард.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 марта 2024 года, в удовлетворении иска Сарапкина Е.Г. отказано.
В кассационной жалобе Сарапкин Е.Г. просит отменить судебные акты. Считает, что суды неверно истолковали постановление правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2015 года N 317-П в редакции постановления правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2020 года N 1410-П, в соответствии которыми он имеет право на выкуп земельного участка за 20 % от его кадастровой стоимости. Полагает, что суды своими выводами нарушили принцип равенства участков гражданских правоотношений. Указывает, что необходимо учесть факт возможного наличия конфликта интересов между судьями и органами местного самоуправления муниципального образования г. Салехард.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемого судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Судами установлено, что с 09 августа 2020 года за истцом зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: г. Салехард, ул. Дружинина, 29а, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 763 кв.м, предоставленном по договору аренды земельного участка для размещения здания, сооружения от 27 августа 2021 года N 206/21, заключенному истцом с администрацией муниципального образования г. Салехард.
С целью выкупа земельного участка истец 18 мая 2023 года обратился в администрацию муниципального образования г. Салехард с соответствующим заявлением, на которое получил проект договора купли-продажи N 2740 земельного участка, содержащий условие об определении выкупной стоимости земельного участка в размере 100 % его кадастровой стоимости 2596344, 03 руб.
Сарапкин Е.Г, не согласившись с данным условием, 24 мая 2023 года направил в адрес администрации протокол разногласий, в котором указал размер выкупной стоимости земельного участка, равный 20 % от его кадастровой стоимости по состоянию на 31 декабря 2021 года, - 1838662, 14 руб, то есть в сумме 367732, 43 руб.
02 июня 2023 года департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования г. Салехард направил в адрес истца письмо с отклонением протокола разногласий.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции с учетом положений п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422, абз. 2 п. 1 ст. 424, абз. 2 п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), подп. 6 п. 2 ст. 39.3, подп. 2 п. 2 ст. 39.4, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), пп. 2, 4, 5 Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ямало-ненецкого автономного круга, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, утвержденного постановлением правительства Ямало-ненецкого автономного округа от 13 апреля 2015 года N 317-П, исходил из того, что, поскольку истцом заявление о заключении с ним договора купли продажи земельного участка подано после 31 декабря 2021 года, то цена указанного договора определяется из размера 100 % кадастровой стоимости земельного участка, установленной на дату подачи заявления о заключении договора купли-продажи.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы городского суда, признав решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства, а позицию истца основанной на ошибочном толковании норм материального права.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ закреплено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с указанной правовой нормой правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 13 апреля 2015 года N 317-П утвердило Порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
В пункте 2 названного Порядка установлено общее правило, что цена продажи земельных участков определяется как 100 % кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящего Порядка.
Пунктом 4.2 указанного выше Порядка предусмотрено, что цена продажи земельных участков определяется до 31 декабря 2021 года для собственников зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих разрешенное использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), или для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (код 2.2), или хранение автотранспорта (код 2.7.1), в размере 20 % от кадастровой стоимости земельного участка при условии соответствия объекта капитального строительства (здания, сооружения) виду разрешенного использования земельного участка.
При этом изначально в указанном пункте Порядка со дня его утверждения такой льготный порядок определения цены продажи земельных участков предусматривался до 31 декабря 2017 года, впоследствии постановлениями правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 февраля 2018 года N 163-П, от 04 февраля 2019 года N 70-П, от 19 декабря 2019 года N 1330-П, от 08 декабря 2020 года N 1410-П он продлевался до 31 декабря 2018 года, 31 декабря 2019 года, 31 декабря 2020 года и до 31 декабря 2021 года.
В пункте 5 упомянутого выше Порядка также указано, что при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности автономного округа, или земельного участка государственная собственность на который не разграничена, размер цены по договору купли-продажи определяется исходя из величины кадастровой стоимости земельного участка, применяется кадастровая стоимость земельного участка, действующая по состоянию на дату подачи в исполнительный орган автономного округа или орган местного самоуправления муниципального образования в автономном округе, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, заявления о предоставлении такой государственной или муниципальной услуги.
По смыслу приведенного выше правового регулирования, суды верно исходили из того, что предусмотренный в п. 4.2 Порядка льготный порядок определения цены продажи земельных участков применяется только в отношении заявлений о предоставлении земельного участка, поданных до 31 декабря 2021 года.
Такое правовое регулирование обусловлено самостоятельностью органа государственной власти субъекта Российской Федерации при решении предоставленного ему подп. 2 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ вопроса о порядке определения цены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Оснований полагать, что такой порядок (имеющий ограничение во времени) к определению цены продажи земельного участка противоречит федеральным законам, не имеется, соответствующих правовых доводов истец не привел.
В связи с тем, что истец с заявлением о выкупе земельного участка обратился после 31 декабря 2021 года, суды правомерно не усмотрели оснований для определения цены продажи земельного участка в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы кассационной жалобы, основанные на несогласие с указанным выше выводом, отклоняются судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Вопреки позиции заявителя кассационной жалобы суды не допустили нарушения принципа равенства участков гражданских правоотношений, верно применив нормы материального права.
Указание в кассационной жалобе на то, что необходимо учесть факт возможного наличия конфликта интересов между судьями и органами местного самоуправления муниципального образования г. Салехард, не принимается во внимание судебной коллегией, как не подтвержденное представленными в деле доказательствами, основанное на предположении.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушениях судами норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сарапкина Евгения Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.