Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-5344/2023 по иску Прокурора г. Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Нижневартовска, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению ^Нижневартовска "Детский сад N 69 "Светофорчик" об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе администрации г. Нижневартовска на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты- Мансийского автономного округа-Югры от 09 апреля 2024 года, Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Нижневартовска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению г.Нижневартовска "Детский сад N 69 "Светофорчик" (далее - МАДОУ города Нижневартовска "Детский сад N 69 "Светофорчик"), администрации города Нижневартовска с требованиями о возложении обязанности на МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик" оборудовать здания МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик", расположенные по адресам: "данные изъяты"
"данные изъяты" тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входных групп), бордюрными съездами, противоскользящим покрытием и поручнями внутренний пандус, приставным и раскладным, 2-х и 4-х секционными пандусами, оборудовать санитарную кабину с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки трех опорных поручней, один вдоль стены, второй откидной, третий - поручень для раковины, установка крючков (держателей) для трости/костыля, контрастная маркировка входной двери санитарной кабины, установка мнемосхемы, установка системы вызова маломобильной группы населения, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; на администрацию города Нижневартовска провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству вышеуказанных зданий образовательного учреждения средствами доступности для инвалидов, указанными в п. 1 просительной части искового заявления (в заявлении ошибочно указаны иные адреса объектов).
В обосновании требований указано, что здания образовательного учреждения, расположенные по адресам в "данные изъяты" собственниками которых является муниципальное образование г. Нижневартовск, частично оборудованы средствами доступности для инвалидов, - условия для беспрепятственного доступа различных категорий людей с инвалидностью не обеспечены. В данных зданиях отсутствуют индукционная система, телескопические рампы, кресло - коляска, ступенькоход и пандус наружный. В соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления, организации, независимо от их организационно-правовых форм, должны обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных
потребностей инвалидов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 апреля 2024 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме, МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик" обязано в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здания МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик", расположенные по адресам: "данные изъяты" тактильнографической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входных групп), бордюрными съездами, противоскользящим покрытием и поручнями внутренний пандус, приставным и раскладным, 2-х и 4-х секционными пандусами, оборудовать санитарную кабину с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки трех опорных поручней, один вдоль стены, второй откидной, третий - поручень для раковины, установить крючки (держатели) для трости/костыля, оборудовать контрастной маркировкой входную дверь санитарной кабины, установить мнемосхемы, установить систему вызова маломобильной группы населения; администрации г.Нижневартовска обязана в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по финансированию работ по обустройству зданий МАДОУ "ДС N 6, 9 "Светофорчик", расположенных по адресам: "данные изъяты", вышеуказанными средствами доступности для инвалидов в случае недостаточности у МАДОУ г. Нижневартовска "Детский сад N69 "Светофорчик" собственных денежных средств.
В кассационной жалобе администрация г..Нижневартовска просит об отмене состоявшихся судебных актов. В обосновании жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание положения п.п.52, 53, п.1 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в соответствии с которым, полномочия об обеспечении социальной защиты инвалидов, обеспечении образования инвалидов, обеспечении доступа инвалидов к информации, организации социально-бытового обслуживания инвалидов, обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и. транспортной инфраструктур, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет, средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры подтверждается постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа-Югры от 27 декабря 2021 года N596-п, которым утвержден план мероприятий "данные изъяты" содержащий мероприятия осуществляющихся за счет средств бюджета автономного округа структурными подразделениями Правительства Ханты-Мансийского автономного окрута-Югры и Департамента образования и науки Ханты- Мансийского автономного округа-Югры, в связи с чем, полагает, что на администрацию г..Нижневартовска не может быть возложена обязанность по проведению организационных мероприятий по финансированию работ по обустройству зданий образовательного учреждения, а понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета.
Указывает, что с выводами суда апелляционной инстанции в части обязания МАДОУ "Детский сад N69 "Светофорчик" по проведению работ, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здания детского сада, также не согласны, поскольку законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам. Судом апелляционной инстанции не учтено и не дана оценка тому, что здания МАДОУ "Детский сад N69 "Светофорчик" оборудованы тактильными табличками (указателями, пиктограммами, информационнотактильными табличками), организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, сотрудники детского сада прошли обучение по оказанию технической помощи инвалиду (доказательства имеются в материалах дела), а на текущий момент уровень доступности в здании в рамках исполнения принципа "разумное приспособление" является максимально доступным без учета возможной реконструкции здания, что отражено в заключении "данные изъяты" Нижневартовской городской местной организацией Ханты- Мансийской общественной региональной организацией Общероссийской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов" в ХМАО- Югре.
Полагает, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона N181- ФЗ на спорные правоотношения не распространяются указанные требования, поскольку МАДОУ "Детский сад N69 -"Светофорчик" находится в зданиях, которое построены в. 1988, 2015 годах, то есть к ним не применяются положения п. 3 ст. 26 Федерального закона N419-ФЗ, поскольку положения данных нормативных актов (п. 1 ст. 15 Федерального закона 181-ФЗ, СП 59.13330.2020) распространяются на уже существующие объекты независимо от того, когда было построено здание, поскольку данные утверждения прямо противоречат действующему законодательству, а именно п. 3 ст. 26 Федерального закона N419-ФЗ, п. 4.1 СП 59.13330.2020 Указывает, что-в МАДОУ "Детский сад N69 "Светофорчик" разработан и утвержден паспорт доступности "данные изъяты" содержащий рекомендации и график работ по адаптации основных структурных элементов объекта, согласованный и утвержденный представителями общественных объединений инвалидов, что не было принято судом апелляционной инстанции во внимание. Полагает, что МАДОУ "Детский сад N69 "Светофорчик" предприняты меры альтернативного способа организации доступа маломобильных групп населения в помещениях детского сада и соблюдаются требования законодательства в сфере образования и обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, считает выводы суда апелляционной инстанции не основанными на правовой природе защищаемых судом прав. Кроме того, указывает, что ответчиками доказательств нарушения прав конкретных лиц, относящихся к маломобильным группам населения, суду не представлено.
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в возражениях на кассационную жалобу просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Принявший участие в судебном заседании в суде кассационной инстанции прокурор пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Голованов А.И. указал на необоснованность доводов кассационной жалобы.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не. явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему
Судами установлено и следует из материалов дела, что МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик" согласно уставу является автономным учреждением созданным для оказания услуг в сфере образования, предметом его деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе по адаптированным образовательным программам, присмотр, уход за детьми, учреждение вправе оказывать образовательные услуги за плату.
Прокуратурой г. Нижневартовска проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории города Нижневартовска, в том числе в МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик", в ходе которой установлено, что объекты учреждения МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик", расположенные по адресу: "данные изъяты" не обеспечивают, в полном объеме доступность для инвалидов, здания не оборудованы тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входных групп), бордюрными съездами, противоскользящим покрытием и поручнями внутренний пандус, приставным и раскладным, 2-х и 4-х секционными пандусами, санитарная кабина - тремя опорными поручнями (один вдоль стены, второй откидной, третий - поручень для раковины), крючками (держателями) для трости/костыля, контрастной маркировкой входной двери санитарной кабины, мнемосхемой, системой вызова маломобильной группы населения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 55, 56, 67, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 209, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 12.1, 13 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.2, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", ч.З ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.13, ч.1 ст.16, ст.1-8 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приняв во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объектам МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик" нарушает их права и законные интересы, учитывая, что данное обстоятельство образовательным учреждением не оспаривается, выражена готовность к проведению соответствующих мероприятий за счет приносящей доход деятельности, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик" обеспечить объекты образовательной организации заявленными в иске
6
средствами доступности для инвалидов в здания МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик" "данные изъяты" расположенные по адресам: "данные изъяты". Кроме того, суд первой инстанции, учитывая, что обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, должны реализовываться органами местного ? самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, коим является администрация г. Нижневартовска, удовлетворил требование о возложении обязанности по финансированию вышеуказанных мероприятий в случае недостаточности у МАДОУ г. Нижневартовска "ДС N69
"Светофорчик" собственных денежных средств.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к администрации города Нижневартовска.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу пп. 1, 3, 6 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;. дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 этой же статьи закона).
В части 3 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе, понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя обеспечение доступа в здания" организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" также предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. 1).
Таким образом, приведенное выше правовое регулирование обязывает оборудовать объекты социальной инфраструктуры, к которым относится здание МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик", необходимыми устройствами и специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, свободного передвижения их в здании.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не подлежат применению к спорным правоотношениям с учетом положений п. 3 ст... 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Несмотря на то, что п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ определяет, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прямо предусматривает, что в случае, когда существующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На это же указано Конституционным Судом.РФ в определении от 18 июля 2019 года N 1943-0, согласно которому законодатель предусмотрел необходимость принятия собственниками существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, до их реконструкции или капитального ремонта мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Между тем доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание детского сада указанными в решении суда устройствами из перечисленных в СП 59.13330.2020, оборудование которых не связано с реконструкцией здания, ответчиком не представлено.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что положения СП 59.13330.2020 применяются исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, являются несостоятельными, поскольку требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий
общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).
По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие, объекты, которые должны быть приведены в силу закона в соответствие с нормами действующего законодательства для обеспечения нужд маломобильных групп населения.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии сп. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1486-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам (документ вступил в силу для СССР с 03 января 1976 года).
Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года, была ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 года) также признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации данного права государства-участники обеспечивают условия, чтобы инвалиды не исключались по " причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации права инвалидов на получение образования и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует создание таким гражданам необходимых условий для его получения.
Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе в объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами ее граждан.
При таких обстоятельствах неисполнение обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности оборудовать здание детского сада необходимыми указанными в решении суда устройствами является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.
Указание в кассационной жалобе на то, что здание детского сада оборудовано тактильными табличками, в здании организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, сотрудники учреждения прошли обучение по оказанию технической помощи инвалидам, приняты альтернативные меры по организации доступа маломобильных групп населения в помещения детского сада, не принимается во внимание, поскольку не опровергают отсутствие приведенных в решении суда необходимых устройств, специальных приспособлений и оборудования для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, их свободного передвижения в нем.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на администрацию обязанности обеспечить финансирование работ по обустройству здания МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик" тактильно-графической системой навигации на объекте, приставными и раскладными двух и четырех секционными пандусами, санитарной кабиной с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки трех опорных поручней, установки крючков (держателей) для трости/костыля, установки контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы и системы вызова помощи для маломобильных групп населения.
Как предусмотрено п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
На основании п. 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
Согласно ст.ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов
государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Абзацем 3 ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации иредусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Возложение на администрацию города Нижневартовска упомянутой выше обязанности является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Понуждение администрации к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно- хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в связи с нарушением норм материального права подлежат отмене в, части удовлетворения требований к администрации города Нижневартовска с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении таких требований.
В остальной части судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 апреля 2024 года об оставления без изменения решения Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 декабря 2023 года отменить в части удовлетворения требований о возложении на администрацию г.Нижневартовска обязанности обеспечить финансирование работ по обустройству зданий МАДОУ "ДС N 69 "Светофорчик", расположенных по адресам: г. Нижневартовск ул. Молодежная, д. 12А, ул. Осенняя, д. 5Б, п. ННПСР, д.62, тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировкаступеней лестниц входных групп), бордюрными съездами, противоскользящим покрытием и поручнями внутренний пандус, приставным и раскладным, 2-х и 4-х секционными пандусами, санитарной кабины с учетом потребностей людей с инвалидностью путем установки трех опорных поручней, один вдоль стены, второй откидной, третий - поручень для раковины, установить крючки (держатели) для трости/костыля, установки контрастной маркировки входной двери санитарной кабины, установки мнемосхемы, системы вызова помощи маломобильной группы населения отменить.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора города Нижневартовска.
В остальной части решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижневартовска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.