Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Ишимова И.А, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-5746/2023 по иску прокурора города Нижневартовска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению города Нижневартовска Детский сад N 49 "Родничок" и администрации города Нижневартовска о возложении обязанности по оборудованию здания детского сада средствами для доступа инвалидов и возложении обязанности по финансированию работ
по кассационной жалобе администрации города Нижневартовска на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав возражения прокурора Голованова А.И. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Нижневартовска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению города Нижневартовска Детский сад N 49 "Родничок" (далее - МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок") и администрации города Нижневартовска, в котором просил: обязать МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок" оборудовать здания детского сада, расположенные по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. N 62 "А" и г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 70 "Б" сменной кресло-коляской, пандусом (подъемником), туалетной комнатой, приспособленной для нужд инвалидов, лестничным подъемником, ступенькоходом, необходимыми для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию города Нижневартовска провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству указанных выше зданий.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2024 года, на МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок" возложена обязанность оборудовать здания детского сада, расположенные по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. N 62 "А" и г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 70 "Б" сменной кресло-коляской и пандусом (подъемником) в холл первого этажа в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. На администрацию города Нижневартовска возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объектов образования МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок", расположенных по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. N 62 "А" и г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 70 "Б", сменной кресло-коляской и пандусом (подъемником) в холл первого этажа в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация города Нижневартовска просит отменить судебные акты. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года N 596-п, которым утвержден план мероприятий ("Дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в ХМАО-Югре, считает, что финансирование мероприятий по оборудованию объектов социальной инфраструктуры должно производиться из средств бюджета субъекта РФ, а не за счет администрации города. Также приводит позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О, постановлении от 30 мая 2023 года N 27-П, и Верховного Суда РФ в определении от 19 декабря 2023 года. Кроме того, обращает внимание, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, в то время как здания детского сада построены в 1982 году, а определенные судом работы по установке пандуса требуют проведения реконструкции зданий. Судом апелляционной инстанции не учтено, что помещения детского сада оборудованы кнопками вызова помощи перед входом на территорию детского сада, тактильными табличками, произведен монтаж алюминиевой полосы с резиновой контрастной вставкой на ступени, установлены звуковые и световые маяки, сотрудники учреждения прошли обучение по оказанию технической помощи инвалидам. Отмечает, что приняты альтернативные меры по организации доступа маломобильных групп населения в помещения детского сада.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, усматривает приведенные выше основания для их отмены в части.
Судами установлено и из материалов дела следует, что МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок" согласно уставу является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Учредителем и собственником имущества МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок" является муниципальное образование город Нижневартовск.
В ходе проведенной прокурорской проверки МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок" с целью установления законности деятельности проверяемого объекта на предмет беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлено, что в зданиях отсутствуют: сменное кресло-коляска, пандус (подъемник), приспособленная для инвалидов туалетная комната, лестничный подъемник, ступенькоход.
Согласно техническому заключению ООО "Про-Джект" в отношении здания, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 62 "А", представленного Детским садом N 49 "Родничок", установлено, что здание построено и введено в эксплуатацию в 1983 году, трехэтажное с техническим подпольем. Конструктивная схема здания каркасная, с продольными несущими стенами. Каркас здания состоит из кирпичных колонн по внутренним двум осям, на которые опираются железобетонные балки. Для доступа инвалида-колясочника возможно установить подъемник, расширить входную группу, установить пандус мешают деревья. Доступ в здание детского сада возможен путем расширения тамбура, для чего необходимо демонтировать часть перегородок до потолка первого этажа на высоту три метра. Доступ на первый этаж инвалиду-колясочнику невозможен, поскольку доступ осуществляется через коридор шириной 0, 99 м, на пути следования идет подъем 100 мм, что не соответствует п. 6.2.1 СП 59.13330.2020. С одной стороны коридора расположена несущая колонна, с другой стороны - стена лестничной клетки и при попытке расширить пространство нарушится конструктив здания. Обустройство санитарной комнаты для МГН невозможно. На первом этаже существует только один сан.узел для персонала, где унитаз расположен по центру помещения, размеры сан.узла в плане 1, 690х1800 мм, что не соответствует таб. 6.1 СП 59.13330.2020. Дверь в сан.узле шириной 580 мм, что не соответствует п. 6.1.5 СП 59.13330.2020. Обустройство доступа для МГН в здание возможно только в холл первого этажа, при условии выполнения строительно-монтажных работ, стоимостью 2000000 руб.
Согласно техническому заключению ООО "Про-Джект" в отношении здания, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, г. Нижневартовск, ул. Мира, дом 70 "Б", установлено, что здание построено и введено в эксплуатацию в 1982 году, трехэтажное с техническим подпольем без чердака. Конструктивная схема здания каркасная, с продольными несущими стенами. Каркас здания состоит из кирпичных колонн по внутренним двум осям, на которые опираются железобетонные балки. Для доступа инвалида-колясочника нужно полностью поменять конфигурацию входной группы, увеличить ширину и высоту входной площадки, изменить высоту ступеней, установить подъемник. Доступ в здание детского сада возможен путем расширения тамбура, для чего необходимо демонтировать часть перегородок до потолка первого этажа на высоту три метра. Доступ на первый этаж инвалиду-колясочнику невозможен, поскольку доступ осуществляется через лестничный марш шириной 0, 88 м, что не соответствует п. 5.1.12 СП 59.13330.2020. С одной стороны лестницы - несущая колонна, с другой стороны - стена лестничной клетки и при попытке расширить пространство нарушится конструктив здания. Обустройство санитарной комнаты для МГН невозможно. На первом этаже существует только один сан.узел для персонала, с правым расположением унитаза, размеры сан.узла в плане 1, 600х1760 мм, что не соответствует таб. 6.1 СП 59.13330.2020. Дверь в сан.узле шириной 660 мм, что не соответствует п. 6.1.5 СП 59.13330.2020. Обустройство доступа для МГН в здание возможно только в холл первого этажа, при условии выполнения строительно-монтажных работ, стоимостью 3800000 руб.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, а также положений ст.ст. 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 2 ч. 6 ст. 28, чч, 2, 3 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пп. 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года N 1309, приняв во внимание технические заключения ООО "Про-Джект", пп. 4.1, 4.3, 4.4, 6.1.1, 8.1.2 СП 59.13330.2020, допросив специалиста, директора ООО "Про-Джект" Ермошкину Н.Н, признал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части возложения на МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок" обязанности по оборудованию зданий детского сада, расположенных по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. N 62 "А" и г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 70 "Б", сменным креслом-коляской и пандусом (подъемником) в холл первого этажа. В остальной части требований прокурора к учреждению суд отказал, поскольку их исполнение повлечет нарушение конструктива зданий, что до реконструкции зданий или их капитального ремонта не представляется возможным.
Также, сославшись на положения п. 3 ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", суд, приняв во внимание, что МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок" является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование город Нижневартовск, чьи права собственника имущества осуществляет администрация города, возложил обязанность по финансированию указанных выше мероприятий на администрацию города Нижневартовска.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы городского суда, признав решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства, а позицию истца основанной на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к администрации города Нижневартовска.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу пп. 1, 3, 6 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 этой же статьи закона).
В части 3 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" также предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. 1).
Таким образом, приведенное выше правовое регулирование обязывает оборудовать объекты социальной инфраструктуры, к которым относятся здания МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок", необходимыми устройствами и специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, свободного передвижения их в здании.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не подлежат применению к спорным правоотношениям с учетом положений п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Несмотря на то, что п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ определяет, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прямо предусматривает, что в случае, когда существующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На это же указано Конституционным Судом РФ в определении от 18 июля 2019 года N 1943-О, согласно которому законодатель предусмотрел необходимость принятия собственниками существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, до их реконструкции или капитального ремонта мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Между тем доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здания детского сада указанными в решении суда устройствами из перечисленных в СП 59.13330.2020, оборудование которых не связано с реконструкцией здания, ответчиком не представлено.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что положения СП 59.13330.2020 применяются исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, являются несостоятельными, поскольку требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).
По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые должны быть приведены в силу закона в соответствие с нормами действующего законодательства для обеспечения нужд маломобильных групп населения.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1486-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам (документ вступил в силу для СССР с 03 января 1976 года).
Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года, была ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 года) также признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации данного права государства-участники обеспечивают условия, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации права инвалидов на получение образования и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует создание таким гражданам необходимых условий для его получения.
Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе в объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией РФ правами ее граждан.
При таких обстоятельствах неисполнение обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности оборудовать здание детского сада необходимыми указанными в решении суда устройствами является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.
Указание в кассационной жалобе на то, что здания детского сада оборудованы кнопками вызова помощи перед входом на территорию детского сада, тактильными табличками, произведен монтаж алюминиевой полосы с резиновой контрастной вставкой на ступени, установлены звуковые и световые маяки, сотрудники учреждения прошли обучение по оказанию технической помощи инвалидам, приняты альтернативные меры по организации доступа маломобильных групп населения в помещения детского сада, не принимается во внимание, поскольку не опровергают отсутствие приведенных в решении суда необходимых устройств, специальных приспособлений и оборудования для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, их свободного передвижения в нем.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на администрацию обязанности обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объектов образования МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок", расположенных по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. N 62 "А" и г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 70 "Б", сменной кресло-коляской и пандусом (подъемником) в холл первого этажа.
Как предусмотрено п. 3 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
На основании п. 6 ст. 123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
Согласно ст.ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу ст. 38.1 БК РФ принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Статьей 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Абзацем 3 ст. 69.1 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Возложение на администрацию города Нижневартовска упомянутой выше обязанности является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Понуждение администрации к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в связи с нарушением норм материального права подлежат отмене в части удовлетворения требований к администрации города Нижневартовска с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении таких требований.
В остальной части судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2024 года отменить в части удовлетворения требований о возложении на администрацию города Нижневартовска обязанности обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объектов образования МАДОУ города Нижневартовска ДС N 49 "Родничок", расположенных по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. N 62 "А" и г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 70 "Б", сменной кресло-коляской и пандусом (подъемником) в холл первого этажа.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора города Нижневартовска.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижневартовска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.