Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А, Судей Ишимова И.А, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-3590/2023 по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Тураханову Муслиму Маликовичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, по кассационной жалобе администрации городского округа Первоуральск на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с исковым заявлением к Тураханову М.М. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Свердловская область, "данные изъяты", в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером "данные изъяты" в части выдела 11 квартала 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества площадью 1 297 кв.м; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером "данные изъяты" в части выдела 11 квартала 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества площадью 1 297 кв.м, в указанных координатах характерных точек.
В обоснование исковых требований указано, что Тураханову М.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1297 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, "данные изъяты", который полностью находится в границах земель лесного фонда Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества в части выдела 11 в квартале 181, входящего в границы участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в федеральной собственности.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 13 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 апреля 2024 года, исковые требования удовлетворены, признано отсутствующим право собственности Тураханова М.М. на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером "данные изъяты" в части выдела "данные изъяты", квартала 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества площадью - 1297 кв.м, исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты".
В кассационной жалобе администрация городского округа Первоуральск просят отменить решение и апелляционное определение ввиду нарушения норм материального и процессуального права, считают, что в материалы дела не представлены доказательства образования спорного земельного участка из земель лесного фонда, а также не опровергнуты сведения о порядке образования спорного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", относящегося к землям населенного пункта, что установлено решением Первоуральского городского суда от 01 октября 2019 года и апелляционным определением Свердловского областного суда от 03 февраля 2020 года по гражданскому делу N2-2249/2019; согласно заключению кадастрового инженера Поверенной И.С, а также в соответствии с данными Публичной кадастровой карты, спорный земельный участок полностью расположен в границах населенного пункта п. Прогресс; ссылка истца на решение Свердловского областного суда от 30 марта 2022 года по делу N3а-221/2021 о признании частично недействующим генерального плана городского округа не состоятельна, договор аренды лесного участка, заключенный между истцом и ООО "Торгово-промышленная фирма "ЮТ" является ненадлежащим доказательством отнесения спорного участка к землям лесного фонда.
Лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела и законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены.
Судами установлено, что 31 декабря 2023 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1152986058 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" (единое землепользование), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства.
В состав указанного участка входит квартал 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, что следует из выписки из государственного лесного реестра N 418, с описанием лесных участков, в том числе выдел 11, с целевым назначением - защитные леса, в том числе леса, расположенные в лесопарковой зоне.
Министерство природных ресурсов Свердловской области реализовало полномочия собственника Российской Федерации в отношении лесного участка, заключло договор аренды лесного участка N 15 от 28 января 2008 года с ЗАО "Торгово-промышленная фирма "ЮТ" сроком на 49 лет.
Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 30 марта 2022 года по административному делу N 3а-2/2022 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу признано недействующим с момента вступления в законную силу решение Думы Первоуральского городского округа от 29 марта 2012 года N 782 "Об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральска за исключением г. Первоуральска" (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 сентября 2021 года N 466) в части включения в границы населенных пунктов лесных участков: пос. Прогресс - лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: "данные изъяты"
Данным решением установлено неправомерное включение в границы пос. Прогресс лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, в том числе территории, за счет которой образован спорный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью 1297 кв.м.
Глебова В.Г, Глебов Е.Г. как многодетная семья стали сособственниками земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Свердловская область, "данные изъяты", на основании постановления администрации городского округа Первоуральск от 19 апреля 2016 года N 714.
08 октября 2022 года между Глебовой В.Г, Глебовым Е.Г. (продавец) и Турахановым М.М. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", право собственности Тураханова М.М. зарегистрировано 13 октября 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 8.1, 12, 131, 166, 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 6.1, 7, 8, 81, 83, 91, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьей 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 8, 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьей 4 Основ лесного законодательства Союза Советской Социалистической Республики и союзные республик, утвержденного Законом Союза Советских Социалистических Республик от 17 мая 1977 года, статьей 4 Лесного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета от 06 марта 1993 года N 4616-1, частями 1-2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года, пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного Постановлением Совета Министров Союза Советской Социалистической Республики от 04 марта 1968 года N 144, разъяснениями, указанными в пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктами 5, 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение кадастрового инженера Кокориной О.Н. ФБГУ "Рослесинфорг", установив, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", относящегося к землям лесного фонда (Билимбаевское лесничество Новоуткинского участкового лесничества Крутихинский участок в квартале "данные изъяты") и находящегося в собственности Российской Федерации, соответственно, решение о предоставлении лесного участка администрацией принято в отсутствие соответствующих полномочий, спорный земельный участок ответчиком не осваивается, какие-либо постройки на участке отсутствуют, на нем произрастают лесные насаждения (сосна, ель), в непосредственной близости от участка отсутствует инфраструктура, обеспечивающая электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, дорожной сети не имеется, в связи с чем суд пришел к выводу отсутствие права собственности ответчиков на спорный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", поскольку регистрация его права нарушает право собственности Российской Федерации, из владения которой спорная территория не выбывала.
Придя к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дана оценка представленным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда оставила решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Нижестоящие суды, принимая во внимание обстоятельства, установленные решением Свердловского областного суда от 30 марта 2022 года по административному делу N 3а-2/2022, отметили, что участок с кадастровым номером "данные изъяты" в части наложения на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" включен в границы пос. Прогресс незаконно, без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, формальный учет участка как участка земель населенного пункта не свидетельствует о выходи его из состава земель лесного фонда и прекращении на него федеральной собственности.
Доводы кассационной жалобы о преюдициальном значении обстоятельств, установленных решением Первоуральского городского суда от 01 октября 2019 года по делу N 2-2249/2019 и апелляционным определением Свердловского областного суда от 03 февраля 2020 года N 33-664/2020 по тому же делу, вынесенным по иску департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным постановлений, не могут быть приняты во внимание.
Отклоняя аналогичные доводы апеллянтов о преюдициальном значении данных судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда отметила, что предметом спора по делу N 2-2249/2019 являлись иные земельные участки, а также вопрос их наложения на земли лесного фонда в 96 квартале Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, участок с кадастровым номером "данные изъяты", из которого был образован спорный по настоящему делу земельный участок, предметом спора не являлся, данный участок представляет собой единое землепользование (состоит из множества участков), границы которого являются декларативными, и, как указано в приведенных судебных актах, его площадь меняется. Кроме того, на момент формирования спорного участка (2015 года) квартал "данные изъяты" Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества был ошибочно включен в границы населенного пункта пос. Прогресс городского округа Первоуральск, был исключен только вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 30 марта 2022 года по административному делу N 3а-2/2022. Нарушений положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нижестоящими судами не допущено.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии доказательств наличия права собственности истца на спорный земельный участок и использования участка (в том числе соблюдения арендатором ООО "Торгово-промышленная фирма "Ют" порядка и условий использования арендованного участка), непредставлении истцом доказательств образования спорного земельного участка из земель лесного фонда, недопустимость учета решения Свердловского областного суда от 30 марта 2022 года по административному делу N 3а-2/2022 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании недействующим в части нормативного правового акта (поскольку в данном решении не устанавливался факт пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда), с указанием на направление запросов о согласовании схемы расположения спорного участка в Департамент, не могут быть основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку оценка доказательств по всем правилам гражданского судопроизводства является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя исковые требования Департамента по настоящему делу и указывая на отсутствие у администрации полномочий на формирование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" из земель лесного фонда, нижестоящие суды учитывали представление истцом в материалы дела заключения кадастрового инженера Кокориной О.Н. ФБГУ "Рослесинфорг", схемы, свидетельствующих о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с землями лесного фонда Свердловской области, Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества Крутихинский участок в квартале 181, выдел 11, ; также судами установлена регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", отнесенный к категории земель лесного фонда, вхождение в состав указанного участка квартала "данные изъяты", что следует из выписки из государственного лесного реестра N 418 с описанием лесных участков, в том числе выдела "данные изъяты", с целевым назначением - защитные леса.
Вопреки доводам кассационной жалобы, заключение кадастрового инженера Поверенной И.С. не признано доказательством, подтверждающим отсутствие пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, расположение спорного участка в границах населенного пункта пос. Прогресс. Несогласие заявителя с заключением кадастрового инженера Кокориной О.Н. ФБГУ "Рослесинфорг", основанным на сведениях Государственного лесного реестра (со ссылкой на приоритет данных Единого государственного реестра недвижимости перед сведениями Государственного лесного реестра), не может быть основанием для отмены судебных актов, так как противоречит установленным судами пересечению границ земельного участка, принадлежащего ответчику с границ земель лесного фонда, определенным по результатам материалов лесоустройства Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества.
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основании разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Дополнительно судами учтено, что лесной участок площадью 19 598 га передан по договору аренды лесного участка от 28 января 2008 года N 15 на срок 49 лет ЗАО "Торгово-промышленная фирма "ЮТ" для заготовки древесины, в том числе сплошной и выборочной рубки, ухода за лесом в отношении защитных лесов.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 сентября 2017 года N 1795-О, Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (Единый государственный реестр недвижимости и Государственный лесной реестр) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Единого государственного реестра недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения Едином государственном реестре недвижимости (ранее - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество). При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
В данном случае права ответчика на земельный участок зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости после 01 января 2016, в связи с чем положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не применимы. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда не признала добросовестным поведение администрации городского округа Первоуральск и ответчиков, отметив, что материалами дела подтверждается наличие на данной территории и на спорном участке именно лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до его предоставления; согласно материалам лесоустройства на спорных земельных участках с кадастровым номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" произрастает лес, что не позволяет отнести участок к землям населенного пункта, следовательно, до получения участка, с учетом нахождения на участке лесных насаждений, приобретатель участка должен был удостовериться в том, что участок не относится к землям государственного лесного фонда. Судом апелляционной инстанции также установлено отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей спорный участок с кадастровым номером "данные изъяты" электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение топливом, дорожную сеть.
Приложенные к кассационным жалобам дополнительные доказательства, с учетом положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не принимаются, соответственно, указанные документы не могут быть приняты во внимание при проверке обжалуемых судебных актов. Не подлежат проверке и доводы кассационных жалоб со ссылкой на вышеуказанные дополнительные доказательства, не принятые судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу.
Доводов к отмене обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов жалобы не выявлено, нарушений либо неправильного применения норм права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.