Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Кузнеченкова Д.Н. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Ивашининой П.В. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-134/2023 по кассационным жалобам административного истца и его представителя Пилипенко Романа Васильевича, а также представителя административного ответчика Нарышкиной Оксаны Андреевны на апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 9 апреля 2024 г. по административному исковому заявлению "звание" Козырева Владимира Анатольевича об оспаривании решения филиала " "данные изъяты" (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанного с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - субсидия).
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов, доводы кассационных жалоб, а также объяснения Козырева В.А, который просил удовлетворить его кассационную жалобу и возражал против удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением Псковского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2023 г. Козыреву В.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 30 августа 2023 г. N "... ", связанного с порядком расчета жилищной субсидии.
Апелляционным определением 1-го Западного окружного военного суда от 9 апреля 2024 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Суд признал незаконным решение жилищного органа от 30 августа 2023 г. в части расчета предоставленной Козыреву В.А. дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в отношении отца и матери административного истца и возложил на филиал ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанность произвести пересчет дополнительной суммы жилищной субсидии, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на третий квартал 2023 года.
В удовлетворении требований административного искового заявления относительно пересчета той части жилищной субсидии, которая была выплачена административному истцу в 2021 году, судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 июля 2024 г, административный истец Козырев В.А. и его представитель - адвокат Пилипенко Р.В. просят отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении административного искового заявления, возложив на ответчика обязанность рассмотреть вопрос перерасчета и выплаты жилищной субсидии исходя из норматива стоимости 1 кв.м. общей жилой площади на момент ее фактической выплаты в 2023 году.
В обоснование этого авторы кассационной жалобы, анализируя установленные по делу обстоятельства, приводя содержание принятых судебных актов по заявлениям Козырева В.А. в 2021 - 2024 годах, ссылаясь на нормативные правовые акты, регулирующие порядок расчета и выплаты жилищной субсидии, указывают на то, что окончательное решение о выплате денежных средств семье административного истца из "... " человек было принято 30 августа 2023 г, а поэтому применение норматива стоимости одного квадратного метра, установленного в 2021 году, является необоснованным. При этом авторы жалобы настаивают, что перерасчету подлежит жилищная субсидия на всех членов семьи, а не только в отношении двух человек.
В кассационной жалобе, поданной 20 июня 2024 г, представитель филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" Нарышкина О.А, полагая, что судебные постановления незаконны, просит их отменить и оставить в силе решение Псковского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2023 г. В обоснование этого автор жалобы, анализируя обстоятельства дела и содержание вынесенных судебных постановлений, а также анализируя решение Псковского гарнизонного военного суда от 26 июля 2021 г, вынесенное по административному исковому заявлению Козырева В.А. относительно восстановления его на жилищном учете, указывает на то, что административный истец был восстановлен на жилищном учете с составом семьи "... " человек, а 8 сентября 2023 г. ему была перечислена дополнительная сумма субсидии еще на двоих человек: отца и мать, которые ранее на учете не состояли.
Далее автор жалобы, ссылаясь на содержание статей 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила расчета субсидии), утверждает, что решение о перечислении семье Козырева В.А. жилищной субсидии было принято 19 марта 2021 г, и поскольку административный истец воспользовался ею в 2021 году, то оснований для перерасчета субсидии, исходя из норматива, установленного на более поздний срок, не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами административного дела, Козырев В.А. проходил военную службу по контракту и при календарной выслуге более 20 лет был уволен в отставку по состоянию здоровья ДД.ММ.ГГГГ
На основании решения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 19 марта 2021 г. административному ответчику 7 апреля 2021 г. была перечислена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи "... " человек в размере "... ", которой он воспользовался.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Псковского гарнизонного военного суда от 26 июля 2021 г. было удовлетворено административное исковое заявление Козырева В.А. и на ФГАУ "Росжилкомплекс" была возложена обязанность восстановить административного истца на жилищном учете с составом семьи "... " человек, то есть с учетом его отца и матери.
Указанное решение суда было исполнено, после чего на основании решения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 30 августа 2023 г. Козыреву В.А. была перечислена 8 сентября 2023 г. дополнительная сумма жилищной субсидии на двух членов семьи в размере "... ", рассчитанная исходя из цен, установленных в 2021 году.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска гарнизонный военный суд указал, что перерасчет жилищной субсидии, предоставленной Козыреву В.А, произвести невозможно в силу того, что он этой субсидией воспользовался, а поэтому не может претендовать на увеличение ее суммы.
Не согласившись с такой позицией суда первой инстанции, суд апелляционной инстанций, при правильно установленных по делу обстоятельствах, верно истолковав и применив нормы материального и процессуального права, руководствуясь пунктами 1, 16 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 июня 2023 г. N 422/пр, Правилами расчета субсидии, исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2007 г. N 520-О-О, относительно экономических и социальных условий установления стоимости одного квадратного метра для расчета жилищной субсидии, пришел к обоснованному выводу о том, что одной из составляющих расчета жилищной субсидии является норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, а поскольку административному истцу жилищная субсидия была перечислена не в полном объеме, что подтверждено материалами административного дела, то восстановление нарушенных прав Козырева В.А. возможно путем перерасчета дополнительной суммы жилищной субсидии на его родителей, принятых в составе семьи военнослужащего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после перечисления жилищным органом основной суммы жилищной субсидии в 2021 году для производства доплаты жилищной субсидии, исходя из стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, установленного на третий квартал 2023 г, то есть на момент принятия филиалом ФГАУ "Росжилкомплекс" соответствующего решения.
При этом довод Козырева В.А. и его представителя в кассационной жалобе о том, что жилищные права членов семьи военнослужащего являются производными от прав самого военнослужащего, на правильность выводов суда апелляционной инстанции не влияет, поскольку восстановление нарушенного права административного истца на получение жилищной субсидии с учетом его родителей производилось в третьем квартале 2023 года, тогда как сумма жилищной субсидии для реализации жилищных прав самого военнослужащего ему была перечислена в 2021 году согласно установленным нормативам.
Поэтому признаются необоснованными также и доводы кассационной жалобы административного истца и его представителя относительно необходимости перерасчета всей суммы жилищной субсидии на "... " членов его семьи, исходя из нормативов стоимости одного квадратного метра, установленного на третий квартал 2023 г, поскольку 30 августа 2023 г. административным ответчиком правомерно принималось решение о расчете и предоставлении Козыреву В.А. дополнительной суммы жилищной субсидии к ранее перечисленной в 2021 году и жилищных прав военнослужащего этим решением не нарушено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения вынесенного по административному делу апелляционного определения окружного военного суда, в том числе для его безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационные жалобы представителя филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", а также административного истца и его представителя, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 177, 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 9 апреля 2024 г, принятое по административному исковому заявлению Козырева Владимира Анатольевича, оставить без изменения, а кассационные жалобы административного истца и его представителя Пилипенко Романа Васильевича, а также представителя административного ответчика Нарышкиной Оксаны Андреевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 августа 2024 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Д.Н. Кузнеченков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.