Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации Склярова И.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 января 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 03 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от 03 апреля 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ткаченко А.Н. прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же частью статьи настоящего Кодекса.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации Скляров И.А. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные решения, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судами неверно сделан вывод об отнесении внешнего государственного финансового контроля, проводимого контрольно-счетной палатой к одному из видов государственного контроля.
Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, Ткаченко А.Н, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок представил возражения, в которых просил оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Ткаченко А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные должностным лицом в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым в ходе контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)" выявлено нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета - Министерством экономического развития Республики Крым (далее - Министерство Субъекта), которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
25 декабря 2020 года Министерством экономического развития Российской Федерации и Советом министров Республики Крым в целях реализации мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" заключено соглашение N N о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Субъекта на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в Субъекте.
Предметом Соглашения N N является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Республики Крым субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 12 55270, вид расходов 523 в целях достижения результатов регионального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения N N уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является Министерство экономического развития Республики Крым.
На Министерство Субъекта в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии возложены обязанности по представлению в Министерство экономического развития Российской Федерации достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.
Подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 Соглашения N N установлена обязанность Министерства Субъекта обеспечивать представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" отчетов о достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению к Соглашению N N, являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом).
В нарушение срока, установленного пунктом 4.3.7 Соглашения N N, Министерством экономического развития Республики Крым не обеспечено своевременное представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" в установленный срок отчета о достижении значений показателей результативности Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 октября 2021 года (дата представления отчета - не позднее 5 октября 2021 года включительно), так как указанный отчет представлен лишь 29 декабря 2021 года (нарушение срока составило 56 рабочих дней (85 календарных дней).
Невыполнение Министерством Субъекта предусмотренных Соглашением N обязательств по своевременному предоставлению соответствующего отчета Министерству экономического развития Российской Федерации в ГИИС "Электронный бюджет" является нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, что послужило основанием для составления в отношении заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. протокола об административном правонарушении.
Судья районного суда прекращая производство по делу об административном правонарушении, установилналичие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установленных пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 ноября 2022 года по делу N N об административном правонарушении, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от 20 февраля 2023 года, заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленного в ходе одного контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)" в Министерстве экономического развития Российской Федерации, по результатам которого составлен акт от 08 апреля 2022 года N N.
По результатам данного контрольного мероприятия в отношении Ткаченко А.Н. должностными лицами Счетной палаты Российской Федерации по каждому факту допущенных нарушений сроков предоставления отчетности были составлены самостоятельные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (3 протокола).
Как установлено судьями нижестоящих судов и следует из материалов дела постановлением судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 29 декабря 2022 года по делу N N, вступившим в законную силу 20 февраля 2023 года, Ткаченко А.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения, выявленного при проведении того же контрольного мероприятия.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 5 и 6 названного Кодекса, предусматривающими особенности назначения наказания в случае выявления в ходе одной проверки ряда правонарушений.
Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Данные положения закона введены в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившему в законную силу 06 апреля 2022 г.
В соответствии с ч.2 ст.1.7 КоАП Российской Федерации закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам действие закона, отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Оценивая обжалуемые судебные акты, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; время и место совершения правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судья Верховного суда Республики Крым, соглашаясь с вынесенным судьей районного суда постановлением, вопрос законности вынесенного постановления оставил без проверки.
Так, им не учтено, что согласно требованиям ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий в порядке административного судопроизводства жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, рассматривает дело по правилам суда первой инстанции, обязан проверить доводы жалобы в полном объеме в целях чего вправе осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
Как следует из материалов дела, 2 ноября 2022 года в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО5. направил для рассмотрения три дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Ткаченко А.Н, которые поступили в суд 7 ноября 2022 года и зарегистрированы за NN N, N и N.
По делу об административном правонарушении N Ткаченко А.Н. признан виновным в совершении вмененного административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.
Производство по иным делам (NN N и N) судьями районного суда прекращены на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со ссылкой на положения части 5 статьи 4.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, придя к выводу о том, что административные правонарушения, предусмотренные частью з статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение которых вменено Ткаченко А.Н. были выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля судья не вынес определение об объединение этих дел в одно производство с последующим привлечением этого лица к административной ответственности с назначением административного наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Указанным обстоятельствам судьей Верховного суда Республики Крым оценка не дана, доводы заявителя Склярова И.А. оставлены без внимания.
Из материалов дела не следует, что нарушения, допущенные при рассмотрении дела судьей районного суд, неустранимы или невосполнимы при рассмотрении дела по жалобе на не вступившее в законную силу постановление об административном наказании. Однако судья республиканского суда не устранил допущенные судьей районного суда нарушения порядка рассмотрения дела, что является существенным нарушением положений ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких условиях и с учетом положений п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ решение судьи Верховного суда Республики Крым не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ.
При новом рассмотрении дела судьей Верховного суда Республики Крым следует учесть вышеизложенное, устранить выявленные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем доводам, изложенным в жалобе Склярова И.А, отразив в судебном акте мотивы их принятия или отклонения, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного суда Республики Крым от 03 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в Верховный суд Республики Крым на новое рассмотрение.
Судья Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, установив наличие обстоятельств, исключающих производство, поскольку аналогичное нарушение уже было рассмотрено. Кассационный суд отменил предыдущее решение и направил дело на новое рассмотрение, требуя всестороннего анализа доводов и обстоятельств дела.