Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу заместителя руководителя - начальника отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ФИО3 на вступившие в законную силу решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 января 2024 года и решение судьи Ростовского областного суда от 11 марта 2024 года, вынесенные в отношении главы администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко Константина Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 ноября 2023 года глава администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 января 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 11 марта 2024 года, вышеназванное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить состоявшиеся в отношении главы администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко К.А. по настоящему делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Федорченко К.А. и прокурор Веселовского района Ростовской области, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше судебные акты, возражения в установленный срок не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения главы администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко К.А. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
Основанием для привлечения главы администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко К.А. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица обстоятельства того, что 30 января 2023 года между администрацией Веселовского сельского поселения и ООО "Практик Плюс" заключен муниципальный контракт N 0158300040422000003 на выполнение работ по благоустройству общественной территории: пешеходной зоны от ул. Октябрьской до пер. Комсомольского, 72, цена контракта 30 150 000 рублей, срок окончания выполнения работ - 30 сентября 2023 года, срок действия контракта с момента заключения по 31 декабря 2023 года.
Однако 27 сентября 2023 года стороны на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) заключили дополнительное соглашение N 4 к Контракту, согласно которому пункт 3.1 Контракта изложен в новой редакции: "Срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 31 октября 2023 года. Подрядчик имеет право на досрочное выполнение работ", то есть, в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе, существенные условия муниципального контракта изменены.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях главы администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко К.А. состава административного правонарушения, судья районного суда, с выводами которого согласился судья областного суда, исходил из того, что дополнительное соглашение от 27 сентября 2023 года N 5 к муниципальному контракту от 30 января 2023 года N 0158300040422000003 заключено заказчиком в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, поскольку при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства в виде погодных условий, а именно в виде дождевых осадков за период с апреля 2023 года по август 2023 года, в связи с чем земляные работы были приостановлены.
Между тем, с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в частности, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления (пункт 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как видно из материалов дела, производство по делу возбуждено прокурором Веселовского района, то есть лицом, обладающим специальными полномочиями, в связи с чем, представленные им в дело документы подлежали оценке на основании всестороннего, полного и объективного их исследования с учетом всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств и того, что ни одно из них не имеет заранее установленной силы.
Однако, рассматривая дело об административном правонарушении и принимая решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Федорченко К.А. состава административного правонарушения, судьи нижестоящих судебных инстанций не проверили правильность установления фактических обстоятельств с учетом представленных в дело документов.
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда, с выводами которого согласился судья областного суда, исходил из того, что имелись объективные обстоятельства, препятствующие исполнению главой администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко К.А. обязательств в согласованный контракте срок, в связи с чем дополнительное соглашение заключено было обоснованно.
Вместе с тем, судьями нижестоящих судов не учтено, что частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Таким образом, если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, на основании решения главы местной администрации могли быть изменены любые существенные условия муниципального контракта N 0158300040422000003.
Однако, в материалы дела соответствующее решение местной администрации не приложено, судьями нижестоящих судов при рассмотрении дела не истребовалось.
Допущенные судьями нижестоящих судов нарушения требований статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный характер, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были, в связи с чем судебные акты законными признать нельзя.
Судьями нижестоящих инстанций оставлено без внимания, что согласно вышеназванным положениям статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения лица к административной ответственности с исследованием всех материалов дела, а также истребование дополнительных материалов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 января 2024 года и решение судьи Ростовского областного суда от 01 марта 2024 года, вынесенные в отношении главы администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек (в рассматриваемом случае данный срок начал исчисляться с 27 сентября 2023 года), дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону на новое рассмотрение жалобы Федорченко К.А. на постановление заместителя руководителя-начальника отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 ноября 2023 года.
При новом рассмотрении судье районного суда следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу заместителя руководителя - начальника отдела управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ФИО3 удовлетворить.
Решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 января 2024 года и решение судьи Ростовского областного суда от 01 марта 2024 года, вынесенные в отношении главы администрации Веселовского сельского поселения Ростовской области Федорченко Константина Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону на новое рассмотрение жалобы Федорченко К.А. на постановление заместителя руководителя-начальника отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 ноября 2023 года.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Шолохов Л.В. N 12-51/2024
судья областного суда Худякова И.Н. N 11-249/2024
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-3886/2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что нижестоящие суды неправомерно прекратили производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации, не учтя наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению контракта. Дело направлено на новое рассмотрение с обязательным выяснением всех обстоятельств и истребованием необходимых доказательств.