Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семенюк А.А, поступившую в суд первой инстанции 19 апреля 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Семенюк А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий и решений.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Семенюк А.А. по доверенности Афанасьевой А.А, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Таракановской Н.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Семенюк А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий и решений.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 1 августа 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Судом признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08 ноября 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении объекта недвижимого имущества нежилое здание (кафе), площадью 354, 9 кв.м, год завершения строительства 2018, расположенного по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N
Судом признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении объекта недвижимого имущества сооружение спортивно-оздоровительное "Бассейн-фонтан", объемом 272 куб.м, год завершения строительства 2019, расположенного по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N
Судом признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 10 декабря 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении объекта недвижимого имущества с назначением "Нежилое здание", наименование "Подсобное, вспомогательное помещение" (подиум), площадью 319 кв.м, год завершения строительства 2019, расположенного по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности за Семенюк А.А. на объекты недвижимого имущества: нежилое здание (кафе), площадью 354, 9 кв.м, год завершения строительства 2018, кадастровый номер N; сооружение спортивно-оздоровительное "Бассейн-фонтан", объемом 272 куб.м, год завершения строительства 2019, кадастровый номер N; нежилое здание, наименование "Подсобное, вспомогательное помещение" (подиум), площадью 319 кв.м, год завершения строительства 2019, кадастровый N расположенные по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N.
Судом указано, что решение является основанием для регистрации права собственности за Семенюк А.А. на указанные объекты недвижимого имущества и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2024 года отменено решение Ленинского районного суда города Краснодара от 1 августа 2023 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Семенюк А.А. просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
От представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Таракановской Н.С. поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, представитель просит обжалуемое апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие представитель Семенюк А.А. по доверенности Афанасьева А.А, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене апелляционного определения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции так же принимала участие представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Таракановская Н.С, доводам кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба (представление) не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, на основании договора аренды от 26 февраля 2015 года N 0000003698 и приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19 февраля 2015 года N 192, договора N 0000008472 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", передан во временное владение и пользование Семенюк А.А.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости: нежилое здание (кафе), площадью 354, 9 кв.м, год завершения строительства - 2018, кадастровый номер N; сооружение спортивно-оздоровительное "Бассейн-фонтан", объемом 272 куб.м, год завершения строительства - 2019, кадастровый номер N; нежилое здание, наименование "Подсобное, вспомогательное помещение" (подиум), площадью 319 кв.м, год завершения строительства - 2019, кадастровый номер N
С целью государственной регистрации права собственности и кадастрового учета, 31 октября 2019 года Семенюк А.А. обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением N 23/001/002/856/20-19-2245 о государственной регистрации права в отношении здания (кафе), площадью 354, 9 кв.м, год завершения строительства - 2018, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", по которому 8 ноября 2019 года принято решение о приостановлении государственной регистрации прав до 7 февраля 2020 года.
14 ноября 2019 года Семенюк А.А. обратилась с заявлением N 23/237/002/801/2019-9037 о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества сооружение спортивно-оздоровительное "Бассейн-фонтан", объемом 272 куб.м, год завершения строительства - 2019, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", по которому 28 ноября 2019 года принято решение о приостановлении государственной регистрации прав до 28 февраля 2020 года.
23 ноября 2019 года Семенюк А.А. обратилась с заявлением N 23/001/002/856/2019-2611 о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - здание "подиум", площадью 319 кв.м, год завершения строительства - 2019, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", по которому 28 ноября 2019 года принято решение о приостановлении государственной регистрации прав до 10 марта 2020 года.
Из обжалуемых уведомлений административного ответчика следует, что по результатам проведенной в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правовой экспертизы представленных документов, государственная регистрация была приостановлена, в том числе, ввиду непредоставления документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации указал, что представленные Семенюк А.А. технические планы были составлены на основании декларации об объекте недвижимости, а не технической документации, а, следовательно, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ввиду того, что данные действия могли быть осуществлены лишь в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации, при условии, что такой объект вспомогательного использования отвечает требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу, а также у него отсутствуют признаки самовольной постройки (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Спорные объекты недвижимого имущества: нежилое здание (кафе); сооружение спортивно-оздоровительное "Бассейн-фонтан"; нежилое здание, наименование "Подсобное, вспомогательное помещение" (подиум), расположены на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 2203 кв.м, который на момент принятия административным ответчиком обжалуемых уведомлений был предоставлен Семенюк А.А. на основании договора аренды от 26 февраля 2015 года N 0000003698 и Приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19 февраля 2015 года N 192.
При этом по условиям данного договора от 26 февраля 2015 года департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставил указанный земельный участок Семенюк А.А. под благоустройство прилегающей территории базы отдыха.
Также из приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19 февраля 2015 года усматривается, что одним из условий предоставления земельного участка в аренду является не допуск Семенюк А.А. строительства новых объектов до разработки, согласования и утверждения проектной документации, проведения экспертиз, а так же оформления разрешения на строительство.
Вместе с тем, согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) муниципального образования Туапсинский район, правилам землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района, в редакции от 26 июня 2022 года земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах территориальной зоны О1 - зона делового, общественного и коммерческого назначения, частично в границах прибрежной защитной полосы, в границах водоохраной зоны, в гарнцах 1 зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района.
Земельный участок имеет вид разрешенного использования - под благоустройство прилегающей территории базы отдыха.
Таким образом, использование земельного участка с видом разрешенного использования "благоустройство территории" не предполагает размещение на нем спорных объектов недвижимости и не соответствует избранному для земельного участка виду разрешенного использования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы (представления) были предметом исследования суда нижестоящей инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы (представления), не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 16 июля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоД.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.