Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Николаенко Н.А, поступившую в суд первой инстанции 15 мая 2024 года, на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 3 апреля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Николаенко Н.А. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Николаенко Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения.
Решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 3 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2024 года оставлено без изменения решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 3 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Николаенко Н.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Николаенко Н.А. распоряжением департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 6 мая 2016 года N 702-р поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в аренду, присвоен учетный номер 14.0412016-14.27.11.
Николенко Н.А. обратилась в администрацию города Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Заявление содержит просьбу о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 994 кв.м. "адрес", в аренду, для целей использования - ведение огородничества (код. 13.1) по основанию предоставления муниципальной услуги: "Предварительное согласование предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации" (подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации").
Письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 14 февраля 2023 года N 24452811 Николенко Н.А. возвращено заявление о предоставлении муниципальной услуги. В обоснование указано, что Николаенко Н.А. не был предоставлен документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, вместе с тем приложены документы, подтверждающие статус многодетной семьи; предоставление земельного участка для садоводства, огородничества без проведения торгов гражданам, имеющих трех и более детей, Законом N 3085-КЗ не предусмотрено; законодательством Российской Федерации не предусмотрено иного порядка (а именно заявитель самостоятельно выбирает земельный участок и обращается в орган местного самоуправления по вопросу его образования) предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Дополнительно сообщалось, что в настоящее время обеспечивается поиск земельных участков, подходящих по своим характеристикам для предоставления указанной категории граждан для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, в том числе точечно, по мере их выявления в рамках инвентаризации земель.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 11, подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6, пункта 6 статьи 39.5, пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", указал, что решение административного ответчика является законным, обоснованным и не нарушает прав административного истца.
Так же судом апелляционной инстанции было указано, что ответ административного ответчика соответствует всем вопросам, поставленным в обращении Николаенко Н.А.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, Николаенко Н.А, как гражданка, имеющая трех и более детей, обратилась в администрацию города Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
Для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).
Положениями статьи 6 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" установлен порядок формирования перечней земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно заявителям.
Положениями статьи 7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" установлен порядок предоставления заявителям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, административный истец Николаенко Н.А. как гражданка, имеющая трех и более детей, имеет право на получение в собственность земельного участка в порядке очередности из утвержденного перечня земельных участков.
Учитывая, что испрашиваемый административным истцом земельный участок не включен в указанный перечень земельных участков, отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 3 апреля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 18 июля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоД.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.