Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В, судей: Харитонова А.С, Самойловой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснодарского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "РЖД" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, по кассационной жалобе открытого акционерного общества "РЖД" на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В, выслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" по доверенности Дыдочкина М.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, полагавшую решение и апелляционное определение законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности на Туапсинский центр организации работы железнодорожных станций обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных паспортами обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Чилипси, Чинары, Афапостик, Фанагорийская, Долина Очарования привлечь (сформировать) подразделения транспортной безопасности; оснастить техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, обнаружение и распознавание характера событий, связанных объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте, в произвольное время; организовать пропускной и внутри объектовый режим работы.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на вышеуказанных железнодорожных станциях, в ходе которой выявлены нарушения законодательства при обеспечении защиты от актов незаконного вмешательства, а именно мероприятия, предусмотренные паспортами железнодорожных станций, срок которых истек, до настоящего времени не реализованы, требования по обеспечению транспортной безопасности СТИ не исполняются. 8 сентября 2022 г. начальнику Туапсинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движения - филиала ОАО "РЖД" внесено представление, которое не исполнено.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 ноября 2023 г. требования заместителя Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2024 г. решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 ноября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2024 года отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение норм материального права, неверное установление фактических обстоятельств дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в заседание суда не явились, сведений об уважительности причин своей неявки, не представили. При этом информация о движении дела отражена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании в их отсутствие.
Согласно положениям статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные паспортами железнодорожных станций Чилипси, Чинары, Афапостик, Фанагорийская, Долина Очарования до настоящего времени не реализованы, требования по обеспечению транспортной безопасности СТИ не исполняются, и срок их исполнения истек 16 апреля 2022 г.
Кроме того, ответчиком нарушены положения подпункта "г" пункта 5 Требований N 1635, в частности, не привлечены (не сформировать) подразделения транспортной инфраструктуры; не проведено оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, обнаружение и распознавание характера событий, связанных объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте, в произвольное время; не организован пропускной и внутри объектовый режим работы.
Разрешая спор, установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", постановления Правительства Российской федерации от 8 октября 2020 г. N 1635 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию", суды пришли к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее по тексту - Требования N 1635).
Указанные Требования N 1635 вступили в силу 15 апреля 2021 г. (пункт 3 постановления).
Согласно пункту 4 Требований N 1635 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Требований N 1635 субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской федерации от 28 сентября 2022 г. N 391 на объектах транспортной инфраструктуры, расположенных в Краснодарском крае, степень потенциальной угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень N 1) изменена на непосредственную степень угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень N 2). До настоящего времени приказами Министерства транспорта Российской Федерации срок изменения степени угрозы неоднократно продлевался, последний раз продлен приказом от 1 декабря 2022 г. N 180 на 15 суток с 6 декабря 2022 г.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что ОАО "РЖД" следует рекомендациям Центральной Дирекции Управления Движением от 6 апреля 2021 г, распоряжению Правительства от 21 апреля 2022 г. N 974-р, не являются основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения технические средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами (паспортами) обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 г, за исключением объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО "РЖД" или используемых этим обществом на ином законном основании, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г, которым утверждены Требования N 1635, является актом нормативного характера в отличии от распоряжения Правительства от 21 апреля 2022 г. N 974-р, а соответственно рекомендаций.
Сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635, которое было принято в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности". Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае необходимо руководствоваться именно положениями, установленными указанными Требованиями N 1635, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г.
Ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 974-р является несостоятельной также и в связи с тем, что обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной безопасности.
Более того, в силу части 1.1 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Материалами дела подтверждается, что паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Лазаревское разработан, в котором определены меры, реализуемые ответчиком в целях обеспечения защищенности объекта от актов незаконного вмешательства, а также предусмотрен алгоритм действий соответствующих ответственных работников за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ.
Как указывалось выше, в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Требований N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 6 Требований N 1635 в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (к таким объектам относится рассматриваемая в деле станция), к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны осуществить дополнительно ряд требований, указанных в пункте 6.
Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635, вступили в силу 15 апреля 2021 г. Один год со дня вступления в силу Требований N 1635, в течение которого ответчик обязан был реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, истек.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ - вышеуказанных железнодорожных станций, однако ответчиком по истечении предоставленного срока и до настоящего времени не осуществлены мероприятия, являющиеся предметом исковых требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.