Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сиюхова А.Р, судей Мотиной И.И, Анашкиной И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, с кассационной жалобой государственного казенного учреждения "адрес" "Центр занятости населения "адрес"", поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на решение Апшеронского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, пояснения ответчика ФИО1, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" (ГКУ КК ЦЗН "адрес") обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании единовременной финансовой помощи, полученной при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.
Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило заявление о предоставлении государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая получение единовременной финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. При этом им предоставлен бизнес-план по виду деятельности "Предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла" (ОКВЭД 25.50.1), который содержит информацию о том, что за счет средств единовременной финансовой помощи ответчик планировал приобрести оборудование (инструмент) на общую сумму 307 008 рублей. Согласно утвержденному бизнес-плану ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи, предметом которого является предоставление единовременной финансовой помощи в рамках Постановления главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N. Во исполнение договорных обязательств, на основании приказа руководителя ГКУ КК ЦЗН "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, на расчетный счет ФИО1 перечислена сумма единовременной финансовой помощи в размере 307 008 рублей.
ФИО1 представлены документы, подтверждающие расходование единовременной выплаты в размере 307 678, 52 рублей. Между тем, надлежащие документы, подтверждающие расходования средств на изготовление столешницы и оснастки в размере 69 000 рублей и 40 400 рублей соответственно, ФИО1 не представлены. Документы на указанную сумму оформлены в нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации". Кроме того, ответчиком не представлены документы, подтверждающие приобретение шлифмашины угловой марки "АК ЕLIТЕСН", стоимостью 9 999 рублей. Также в предоставленных документах имеется ряд расхождений. Данные замечания отражены в претензии, которая направлена в адрес ответчика. На основании вышеизложенного, договор о предоставлении единовременном финансовой помощи подлежит расторжению, о чем составлен акт о невыполнении договорных обязательств, и полученная ФИО1 сумма подлежит возврату в бюджет в полном объеме.
Решением Апшеронского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Апшеронского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что в оспариваемых решениях судов отсутствует информация об оценке всех предъявленных истцом доказательств и мотивах, по которым они отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Судами первой и апелляционной инстанций не выяснены надлежащим образом основания и порядок принятия оспариваемого решения, в связи с чем ими дана неверная оценка соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В возражениях на кассационную жалобу ФИО1 просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ответчик ФИО1 возражал против доводов кассационной жалобы.
ГКУ "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" надлежащим образом извещено о дате и времени судебного заседания посредством вручения почтового отправления с уведомлением, что подтверждается почтовым идентификатором 80105798492870; представитель данной организации в судебное заседание не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ КК ЦЗН "адрес" ФИО1 подано заявление о содействии самозанятости безработным Вместе с заявлением ответчиком представлен бизнес-план по виду деятельности "Предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла".
Согласно выписке из протокола ГКУ КК ЦЗН "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла решение о целесообразности реализации бизнес-плана и предоставлении единовременной финансовой помощи.
В тот же день заключен договор между ГКУ КК ЦЗН "адрес" (центр) и ФИО1 (гражданин) N о предоставлении единовременной финансовой помощи, предметом которого является предоставление "центром" единовременной финансовой помощи "гражданину" при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в соответствии с Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим Дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании бизнес-плана по виду экономической деятельности - "Предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла" (ОКВЭД 25.50.1) "гражданин" обязан зарегистрировать в течение 30 дней со дня заключения настоящего договора юридическое лицо, индивидуальную - предпринимательскую деятельность, крестьянское (встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (п. 2.1.1 договора); использовать единовременную финансовую помощь в соответствии с целевым назначением (п. 2.1.2 договора); предъявить в "центр" в течение 60 календарных дней со дня ее зачисления на счет документы, подтверждающие произведенные расходы на цели, указанные в бизнес-плане, в соответствии, в том числе, с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой и техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (п. 2.1.3 договора); осуществлять в соответствии с бизнес-планом предпринимательскую деятельность не менее 24-х месяцев с даты ее регистрации в установленном порядке (п. 2.1.4 договора).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 встал на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, что подтверждается соответствующей справкой.
Приказом ГКУ КК ЦЗН "адрес" N Ф122/23 04 от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об оказании ФИО1, единовременной финансовой помощи в размере 307 008 рублей, которые перечислены ему ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением N.
В рамках исполнения договора ФИО1 закуплено оборудование в соответствии с целевым назначением предоставленной единовременной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ истцом составлен акт невыполнения договорных обязательств N, согласно которому ФИО1 использовал предоставленную ему единовременную финансовую помощь не по целевому назначению.
В этот же день ответчик ознакомлен с претензией от 30 октября - 23 года, направленной в его адрес в связи с нецелевым использованием предоставленных средств.
Кроме того, в связи с указанными обстоятельствами руководитель ГКУ КК ЦЗН "адрес" обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления.
Однако постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1, так как в ходе проведения доследственной проверки установлено, что оборудование, приобретенное на бюджетные денежные средства, предоставленные на определенные цели, находится по месту осуществления хозяйственной деятельности ФИО1
Оборудование, на которое предоставлена отчетность, имеется в наличии совместно с документами, подтверждающими приобретение которое соответствует целевому назначению хозяйственной деятельности. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места происшествие ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку предоставленная ФИО3 единовременная финансовая помощь реализована по целевому назначению и в полном объеме, что подтверждается представленными документами о приобретении спорного оборудования постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, правовых оснований для взыскания с него суммы единовременной помощи не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов, находит их основанными на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 7.1.1 указанного Закона N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2012 года N 710 утверждены Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации".
Необходимыми условиями предоставления финансовой помощи являются заключение соответствующего договора между центром занятости населения и гражданином о предоставлении финансовой помощи.
Постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2012 года N 710 "Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" утвержден Порядок предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, определяющий последовательность и условия предоставления такой помощи, согласно которому условиями предоставления единовременной финансовой помощи являются: регистрация в установленном законодательством порядке гражданина в качестве безработного; получение гражданином в центре занятости населения заключения о предоставлении государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности, содержащего рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства или постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; наличие рекомендации о целесообразности реализации гражданином бизнес-плана и предоставлении ему единовременной финансовой помощи по результатам рассмотрения бизнес-плана комиссией по рассмотрению бизнес-планов (далее - Комиссия); заключение договора между центром занятости населения и
гражданином о предоставлении единовременной финансовой помощи (далее - договор); государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация создаваемого юридического лица, государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства, постановка на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 30 дней со дня заключения договора; отсутствие в отношении гражданина возбужденного должностными лицами органов Федеральной службы судебных приставов исполнительного производства. Преимущественным правом на получение единовременной финансовой помощи пользуются граждане, завершившие профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности по направлению органов службы занятости населения.
Финансовая помощь предоставляется безработным гражданам, гражданам, прошедшим профессиональное обучение в соответствии с Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2012 года N 710.
Предусмотрены два вида финансовой помощи: единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - финансовая помощь на регистрацию); единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - единовременная финансовая помощь).
Граждане, получившие единовременную финансовую помощь, не позднее 60 дней со дня ее зачисления на счет представляют в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на цели, указанные в бизнес-планах.
Граждане несут ответственность за достоверность представляемых документов и сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению являлись следующие обстоятельства: были ли представлены ФИО1 в уполномоченный орган (ГКУ "адрес" "Центр занятости населения "адрес"") документы в соответствии с порядком и условиями предоставления единовременной финансовой помощи; какие действия были предприняты уполномоченным органом для проверки представленных ФИО1 документов, связанных с выполнением условий соглашения, бизнес-плана; имела ли место со стороны ФИО1 недобросовестность в получении им соответствующей выплаты.
Из материалов дела следует, что предприниматель в своем бизнес-плане целями получения финансовой помощи указал "Предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла" (ОКВЭД 25.5.1).
На основании бизнес-плана по данному виду экономической деятельности гражданин обязан зарегистрировать в течение 30 дней со дня заключения настоящего договора юридическое лицо, индивидуальную - предпринимательскую деятельность, крестьянское (встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (п. 2.1.1 договора); использовать единовременную финансовую помощь в соответствии с целевым назначением (п. 2.1.2 договора); предъявить в "центр" в течение 60 календарных дней со дня ее зачисления на счет документы, подтверждающие произведенные расходы на цели, указанные в бизнес-плане, в соответствии в том числе с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (п. 2.1.3 договора); осуществлять в соответствии с бизнес-планом предпринимательскую деятельность не менее 24-х месяцев с даты регистрации в установленном порядке (пункт 2.1.4 договора).
Приказом ГКУ "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" N N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об оказании ФИО1, единовременной финансовой помощи в размере 307 008 рублей, в связи с чем ФИО1 в рамках исполнения договора закуплено оборудование в соответствии с целевым назначением предоставленной единовременной выплаты.
Вопреки доводам жалобы, суды, правильно распределив бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении выплаты, которое должно быть возложено на истца, то есть на ГКУ "адрес" "Центр занятости населения "адрес"", требующего возврата названной выплаты, обоснованно мотивировали отказ в удовлетворении требований истца указанием на то, что ФИО1 в отношении финансовой помощи выполнена обязанность по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование предоставленных денежных средств, не нарушены условия, под соблюдение которых предоставлена финансовая помощь (исходя из его же бизнес-плана), ответчиком обеспечено достижение конечной цели ее получения.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности вывода суда об установленных обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
С учетом изложенного нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 22 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Апшеронского района" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Сиюхов
Судьи И.И. Мотина
И.А. Анашкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.