Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 декабря 2006 г. N Ф04-8283/2006(29210-А67-19)
(извлечение)
Прокуратура Томской области обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействующим пункта 1 приказа Региональной энергетической комиссии Томской области N 49/211 от 16.12.2005 "О тарифах на тепловую энергию открытого акционерного общества "Томские коммунальные системы" в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию для котельной по ул. N 1.
Решением от 25.09.2006 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления отказано. Пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Томской области N 49/211 от 16.12.2005 "О тарифах на тепловую энергию открытого акционерного общества "Томские коммунальные системы" в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию для котельной по улице N 1, признан соответствующим Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам N 853-Э/4 от 29.12.2005, статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В кассационной жалобе прокуратура Томской области, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 5 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" и приказа Федеральной службы по тарифам N 853-Э/4 от 29.12.2005, просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Региональная энергетическая комиссия Томской области, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый прокуратурой Томской области судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель прокуратуры Томской области Ч. поддержала доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Как видно из материалов дела, постановлением Региональной энергетической комиссией Томской области от 20.09.2004 N 13/60 "О тарифах на тепловую энергию ОАО "Томские коммунальные системы" для котельной по адресу: ул. N 1 с 01.01.2005 были установлены тарифы на тепловую энергию (горячая вода), отпускаемую бюджетным и прочим потребителям - 355 руб./Гкал.
Из пункта 1 приказа Региональной энергетической комиссией Томской области от 16.12.2005 N 49/211 "О тарифах на тепловую энергию (горячая вода) для бюджетных и прочих потребителей ОАО "Томские коммунальные системы", опубликованном в газете "Томский вестник" от 27.12.2005 N 242, следует, что тариф на тепловую энергию (горячая вода) для бюджетных и прочих потребителей для котельной по адресу: ул. N 1 определен в размере 425,5,0 руб./Гкал.
включающий стоимость единицы тепловой энергии 375 руб./Гкал и стоимость услуг, оказание которых является частью процесса поставки энергии 49,5 руб./Гкал.
Пунктом 3 данного приказа предусмотрено, что тарифы, установленные в пункте 1, действуют с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором Томской области требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации основы ценового регулирования отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.
Отношения в области ценообразования на электрическую и тепловую энергию регулируются Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно статье 6 которого тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Из пункта 2 Положения о Региональной энергетической комиссии Томской области, утвержденного постановлением Главы администрации (Губернатора) Томской области от 15.12.2004 N 219, следует, что Региональная энергетическая комиссия Томской области является уполномоченным органом исполнительной власти Томской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно подпункту 3 пункта 9 названного Положения РЭК Томской области устанавливает тарифы на тепловую энергию, за исключением тепловой энергии, производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Следовательно, приказ Региональной энергетической комиссии Томской области N 49/211 от 16.12.2005 "О тарифах на тепловую энергию открытого акционерного общества "Томские коммунальные системы" в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию для котельной по ул. N 1 издан в рамках компетенции РЭК Томской области.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен. платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Изменение тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается (абзацы 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ).
В области государственного регулирования тарифов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные статьями 5 и 6 упомянутого Федерального закона.
В соответствии с частью первой статьи 5 и абзацем четвертым части первой статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ (введены в действие Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации") в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год осуществляется без учета требований, указанных в частях третьей и четвертой статьи 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями, установленными в соответствии с настоящим Федеральным законом, в срок не позднее одного календарного месяца после их установления федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Вместе с тем, действующими положениями части 5 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ запрещено изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год.
В целях реализации Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (опубликован в Российской газете N 294 от 29.12.2005), Федеральная служба по тарифам, действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, издала приказ от 29.12.2005 N 853-э/4 об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год (далее - приказ от 29.12.2005 N 853-э/4).
В пункте 2 данного приказа Федеральной службой по тарифам установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2006 г. в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2005 г. с учетом ранее принятых решений Федеральной службы по тарифам, связанных с установлением тарифов на тепловую энергию.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что предельный уровень тарифа на 2006 год. установленный в среднем по Томской области приказом ФТС России N 853-Э/4 составляет 764.53 руб. (темп роста тарифа 116%). в то время как фактически сложившийся тариф на 2006г. в среднем по Томской области составляет 760,68руб. (темп роста тарифа 115,4%), что на 3,58 руб. меньше установленного предельного уровня.
Исходя из содержания и смысла названных правовых норм суд первой инстанции пришел к выводу о том, что необходимость пересмотра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установленных тарифов обусловлена целью приведения их в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями, установленными в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ. Момент пересмотра тарифов обусловлен наступлением указанного законодателем события, а именно: установлением федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов.
Определение тарифа на тепловую энергию, отпускаемую конкретной энергоснабжающей организацией, как умножение величины тарифа, установленного для этой организации в 2005 году на максимальную величину роста тарифа для Томской области не соответствует приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 и противоречит общим принципам государственного регулирования тарифов, изложенным в Федеральном законе N 41-ФЗ, в том числе принципу обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела и упомянутым правовым нормам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.09.2006 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4530,06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2006 г. N Ф04-8283/2006(29210-А67-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании