Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сиюхова А.Р, судей Мотиной И.И, Анашкиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития "адрес", государственному казенному учреждению "адрес" - Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе "адрес", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес", с кассационной жалобой государственного казенного учреждения "адрес" - Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе "адрес", поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиту населения "адрес", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на выплату материальной помощи на несовершеннолетнего ребенка, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указывалось на то, что ФИО1Т является участником боевых действии, инвалидом 2 группы в связи с полученной военной травмой, пользуется льготами, предусмотренными "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга".
В июле 2021 года ФИО1 обратился в управление социальной защиты населения "адрес" с заявлением о выплате материальной помощи на двоих несовершеннолетних детей.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ в выплате отказано, поскольку положения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мера социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга" не распространяются на сотрудников Министерства внутренних дел.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 вынужден был обратиться в суд.
ФИО1 просил суд признать его право на меру социальной поддержки в виде выплаты каждому несовершеннолетнему ребенку инвалида боевых действий или военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга, один раз в год материальной помощи в размере 4 000 рублей до достижения возраста 18 лет в соответствии с пунктом 1 части "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мера социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга", взыскать компенсацию морального вреда 10 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 о признании права на выплату материальной помощи, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично.
За ФИО4 признано право на выплату материальной помощи на несовершеннолетних детей как инвалиду боевых действий по п. 1 ч. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба руководителя Управления социальной защиты населения "адрес" М.Ю. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что ФИО1 являлся сотрудником милиции, статусом военнослужащего никогда не обладал. Считает выводы судов о том, что истец, выполняя служебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики, автоматически получил статус военнослужащего, не основанными на нормах действующего законодательства.
В возражениях на кассационную жалобу ФИО5 просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ФИО1, Министерство труда и социального развития "адрес", Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес", Управление социальной защиты населения Министерство труда и социального развития "адрес" ГКУ "адрес" УСЗН в Центральном внутригородском округе надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания посредством вручения почтовых отправлений с уведомлением, что подтверждается почтовыми идентификаторами 80105798434573, 80105798434580, 80105798434597, 80105798455790.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1, оперуполномоченный отдела уголовного розыска Управления внутренних дел по "адрес" в Центральном внутригородском округе "адрес", капитан милиции, согласно боевому распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N и наряду на службу от ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Чеченской Республике, где получил минно-взрывные травмы, сотрясение головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму.
По заключению служебной проверки по факту гибели и получения ранений сотрудниками 2 роты милиции Мобильного отряда ДД.ММ.ГГГГ ранения, полученные ФИО1, считаются полученными в период прохождения службы при выполнении служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики.
Согласно предоставленной справке серии МСЭ-2011 N от ДД.ММ.ГГГГ вторая группа инвалидности ФИО1 присвоена в связи с полученной военной травмой. Выданы удостоверения, подтверждающее право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах", а также льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
ФИО1 обратился в Управление социальной зашиты населения "адрес" с заявлением об оказании материальной помощи на своих двоих несовершеннолетних детей в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга".
Решением государственного казенного учреждения "адрес" - управлением социальной зашиты населения в Центральном внутригородском округе "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.06-3591/21 ФИО1 отказано в предоставлении данной материальной помощи, поскольку действие Закона N-KЗ не распространяется на сотрудников подразделения уголовного розыска, которые не включены в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", исходил из наличия оснований ля признания за ФИО1 права на выплату материальной помощи на несовершеннолетних детей как инвалиду боевых действий по пункту 1 части "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов, находит их основанными на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Закон Краснодарского края от 3 октября 2014 года N 3025 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга" устанавливает дополнительные меры социальной поддержки инвалидам боевых действий и членам семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
Пунктом 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 3 октября 2014 года N 3025 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга" предусмотрены меры социальной поддержки каждому несовершеннолетнему ребенку инвалида боевых действий или военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга, один раз в год оказывается материальная помощь в размере 4 000 рублей до достижения им возраста 18 лет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Краснодарского края от 3 октября 2014 года N 3025 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга" его действие распространяется на инвалидов боевых действий - военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (вышедшие в отставку) и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы в ходе боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах и в ходе выполнения специальных задач.
Понятие "военнослужащий" определено в статье 2 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с положениями данного Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего, образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Понятие инвалида боевых действий содержится в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в частности, в п. 3 ч. 1 ст. 4, в котором указано, что к инвалидам боевых действий относятся липа рядового и начальствующего состава органон внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принудительною исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних лед, войск национальной гвардии, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранении, контузии или увечья, полученных, при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Судами правомерно принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ ГКУ "адрес" - Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N.06-3592/2021 в выплате целевой материальной помощи ФИО1 в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга". За ФИО1 признано право на выплату целевой материальной помощи в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга".
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Довод кассационной жалобы о том, что поскольку ФИО1 являлся сотрудником милиции, статусом военнослужащего никогда не обладал, соответственно, на него не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга", судебной коллегией признается несостоятельным, основанным на неверном толковании закона, что не может являться основанием, влекущим отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
Положение п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Краснодарского края от 3 октября 2014 года N 3025-КЗ о том, что инвалиды боевых действий - военнослужащие, уволенные с военной службы в запас (вышедшие в отставку) и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы в ходе боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах и в ходе выполнения специальных задач, противоречит приведенному выше а. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "Ветеранах" в части ограничения данной категории только военнослужащими.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах, не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, а потому отклоняются как несостоятельные.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановленных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 27 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города Краснодара - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Сиюхов
Судьи И.И. Мотина
И.А. Анашкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.