Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Богатых О.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Ремонтно-эксплуатационная организация-1" города Ялта муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о возложении обязанности по разработке и направлению на согласование программы производственного контроля качества питьевой воды, по кассационным жалобам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым и ООО "Ремонтно-эксплуатационная организация-1" на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Ялты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к Муниципальному унитарному предприятию "Ремонтно-эксплуатационная организация-1" города Ялты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - МУП "РЭО-1"), просил возложить на ответчика в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанность по принятию мер, направленных на осуществление производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации, а именно: разработать и направить на согласование в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по Южному берегу Крыма программу производственного контроля качества питьевой воды в 316 многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 ноября 2023 года произведена замена третьего лица Территориального отдела по Южному берегу Крыма Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю на Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Водоканал Южного берега Крыма", Инспекция по жилищному надзору Республики Крым.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2024 года, на МУП "РЭО-1" возложена обязанность в течение четырех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить на согласование в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю программу производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении (203 дома на дату рассмотрения дела согласно данным ГИС ЖКХ). В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационных жалобах заявители ставят вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Солдатова С.А, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как установили суды, МУП "РЭО-1" является управляющей компанией многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Прокуратурой города Ялты Республики Крым проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что такие требования ответчиком не соблюдаются.
Так, ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению 316 многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, что в том числе подтверждается сведениями, размещенными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с тем, согласно информации территориального отдела Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по Южному берегу Крыма проверка качества питьевой воды ни в одном доме, находящемся в управлении организации, не проводилась. Кроме того, план производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий управляющей организацией не составлен и не выполняется, в адрес Роспотребнадзора на согласование не направлялся. По информации территориального отдела Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по Южному берегу Крыма программа производственного контроля качества питьевой воды МУП "РЭО-1" на согласование не направлялась.
24 марта 2023 года территориальным отделом Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по Южному берегу Крыма в адрес МУП "РЭО-1" выносилось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 179, согласно которому при проведении ежегодной оценки обеспечения населения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым качественной питьевой водой в соответствии со статистическими данными формы N 18, установлено, что ответчик при осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации системы водоснабжения жилого фонда не обеспечивает мероприятия, способствующие поддержанию качества питьевой воды в помещениях многоквартирного жилого дома, так как не осуществляется производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды.
В связи с указанным предлагалось разработать названную программу и согласовать ее с органами Роспотребнадзора, осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды.
Согласно письму территориального отдела по Южному берегу Крыма Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от октября 2023 года N 22-02065- 2023 (на требование прокурора от 19 октября 2023 года), названное предостережение не исполнено, за согласованием программы производственного контроля качества питьевой воды в обслуживаемых многоквартирных домах ответчик не обращался.
Поскольку данные мероприятия до настоящего времени не исполнены, прокурор обратился в суд с названным иском.
В ходе рассмотрения спора судом установлено, что количество домов, находящихся в управлении МУП "РЭО-1", согласно данным ГИС ЖКХ, на дату рассмотрения дела составляет 203 дома, а не 316, как ошибочно указано прокурором, включившим в данный список также дома, ранее находившиеся в управлении.
Указанное подтверждается и письмом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 13 декабря 2023 года N 05-30/3936, предоставившей выписку из реестра лицензий Республики Крым.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из положений статьи 161 ЖК РФ, статьи 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года N 10, и пришел к выводу, что бездействие МУП "РЭО-1", выразившееся в отсутствии разработанных Программ производственного контроля качества питьевой воды и их не согласовании с территориальным отделом, а также отсутствие контроля качества воды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и качественную питьевую воду, в связи с чем удовлетворил иск.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с законностью таких выводов суда нижестоящих инстанций в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Принимая во внимание положения подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, а также пунктов 2, 6 приложения N 1 к Правилам, следует признать, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности, состав и свойства холодной и горячей воды, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Положениями статьи 32 Закона N 52-ФЗ, пункта 77 "Санитарных правил 2.1.3684-21", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с "Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 год N 10 (далее - Правила осуществления производственного контроля), и приложениями N 2 - 4 к Санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 3 часть 1 статьи 4 Закона N 416-ФЗ, пунктом 5 Правил осуществления производственного контроля производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно письму Минстроя России от 06 июля 2023 года N 18379-ОГ/00 "По вопросу разработки и согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды" организация отбора проб из точек водоразбора в целях организации производственного контроля качества воды не представляется возможной в силу того, что такие точки водоразбора находятся в помещениях, принадлежащих отдельным собственникам. Обязанность таких собственников по допуску представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, или иной организации к точкам водоразбора в целях отбора проб воды законом не установлена.
Таким образом, обязанность по разработке и согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды возлагается на организацию, осуществляющую водоснабжение. Требований к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб воды законом не установлено.
Учитывая изложенное, вывод судов о возложении на ответчика обязанности по разработке и направлению на согласование в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю программы производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах, без учета изложенных норм и надлежащего исследования обязанностей и полномочий МУП "РЭО-1", является преждевременным, сформулированным на основании неполного установления значимых для правильного рассмотрения спора обстоятельств.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2024 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.