Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бардук О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Бардук О.В, поступившей с делом 19 декабря 2023 года, на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бардук О.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - ОСФР по Республике Крым) о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что истцу незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом, ответчиком необоснованно не учтены периоды трудовой деятельности с 05.08.1990 по 10.02.1992, с 01.12.1992 по 20.04.1996, с 21.04.1996 по 19.08.1996, с 10.02.1998 по 17.08.1999, с 18.08.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 09.05.2005, с 10.05.2005 по 26.09.2005, с 01.04.2008 по 26.08.2008, с 27.08.2008 по 16.03.2014, с 17.03.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 19.06.2019 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, период с 17.08.1992 по 21.10.1992 в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, в связи с чем продолжительность стажа оказалась недостаточной. Ответчик не учел сведения из архивной справки о заработной плате N 328 от 13 апреля 2016 года, так как в документе не указана денежная единица, в которой выплачивалась заработная плата. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, также не учел справки о заработной плате N 524, 522, 521 от 16 октября 2016 года, поскольку указанная в них фамилия не соответствует фамилии истца. Кроме того ответчик не учел сведения о трудовой деятельности истца, указанные в трудовой книжке БТ-II N 6657718 по причине наличия нарушений заполнения трудовой книжки.
Просила суд: признать незаконным решение об отказе в установлении досрочной пенсии N 52 от 23 декабря 2015 года Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), решение об отказе в установлении досрочной пенсии N 510 от 15 октября 2019 года Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), решение об отказе в установлении досрочной пенсии N 103 от 31 января 2022 года Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым, решение об отказе в установлении досрочной пенсии N 251140/22 от 31 октября 2022 года Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым;
- обязать ОСФР по Республике Крым включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 05.08.1990 по 10.02.1992, с 01.12.1992 по 20.04.1996, с 21.04.1996 по 19.08.1996, с 10.02.1998 по 17.08.1999, с 18.08.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 09.05.2005, с 10.05.2005 по 26.09.2005, с 01.04.2008 по 26.08.2008, с 27.08.2008 по 16.03.2014, с 17.03.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 19.06.2019 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, период с 17.08.1992 по 21.10.1992 в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца;
- установить факт принадлежности трудовой книжки серии БТ-II N 6657718, справок о заработной плате N 524, 522, 521 от 16 октября 2016 года Бардук О.В. и возложить на ОСФР по Республике Крым обязанность принять к расчету страховой пенсии сведения о стаже и заработной плате, указанные в данных документах;
- возложить на ответчика обязанность принять к расчету страховой пенсии сведения, указанные в архивной справке о заработной плате N 328 от 13 апреля 2016 года;
- обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 13 ноября 2015 года.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июля 2023 года исковые требования Бардук О.В. удовлетворены частично.
Суд постановил:
- установить факт принадлежности Бардук О.В. трудовой книжки серии БТ-II N 6657718, справки N 524 от 16 октября 2015 года, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6", справки N 522 от 16 октября 2015 года, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6", справки N 521 от 16 октября 2015 года, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6";
- возложить на ОСФР по Республике Крым обязанность включить в специальный страховой стаж Бардук О.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", следующие периоды трудовой деятельности: с 05.08.1990 по 10.02.1992, с 01.12.1992 по 20.04.1996, с 21.04.1996 по 19.08.1996, с 10.02.1998 по 17.08.1999, с 18.08.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 09.05.2005, с 10.05.2005 по 26.09.2005, с 01.04.2008 по 26.08.2008, в льготном исчислении - один год работы за один год шесть месяцев;
- возложить на ОСФР по Республике Крым обязанность включить в специальный страховой стаж Бардук О.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период трудовой деятельности с 17.08.1992 по 21.10.1992 в льготном исчислении - один год работы за один год три месяца.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2023 года решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июля 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ОСФР по Республике Крым и Бардук О.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Бардук О.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Обращает внимание, что суды имели возможность установить тождественность выполнения лечебных функций истца с функциями тех должностей и учреждений, что перечислены в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации. Бардук О.В. в период с 27.08.2008 по 31.07.2014, с 01.08.2014 по 30.09.2019 осуществляла деятельность в должностях операционной сестры операционного блока, сестры медицинской операционной объединенного отделения хирургического профиля, медицинской сестры стационара, медицинской сестры перевязочной, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением N 781, в объеме полной ставки 1.0. Принимая во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о том, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил, не поименованных в Списке, а также установленное соответствие должностей и наименований структурных подразделений, в расчет льготного стажа работы в кратном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) подлежит включению период работы истца в ООО "Клиника Генезис".
Обращает внимание, что в спорный период работы истца с 27 августа 2008 года по 1 января 2015 года право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось статьей 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", согласно которой право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья согласно пункту "е" статьи 55 Закона.
Пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 4 ноября 1993 года N 909, было закреплено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
В соответствии с данным Постановлением все должности медицинского персонала, независимо от их наименования, имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Между тем, указанным доводам истца судами не дана надлежащая оценка.
Истец Бардук О.В, представитель ответчика - ОСФР по Республике Крым, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 13 ноября 2015 года истец Бардук О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) (далее ГУ-УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное)) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 23 декабря 2015 года N 52 Бардук О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". На момент принятия решения специальный стаж Бардук О.В. составлял 26 лет 06 месяцев 22 дня, при необходимых 30 лет.
3 апреля 2019 года Бардук О.В. повторно обратилась в ГУ-УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 15 октября 2019 года N 510 Бардук О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". На момент принятия решения специальный стаж Бардук О.В. составлял 13 лет 4 месяца 0 дней, при необходимых 30 лет.
Как следует из текста решения от 15 октября 2019 года N 510, при оценке пенсионных прав истца, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не принял представленную трудовую книжку БТ-II N 66557718 от 23 мая 1991 года и не учел отраженные в ней периоды трудовой деятельности в стаж, поскольку на титульном листе указаны фамилии - Игнатова, Бардук, Игнатова, Бардук, исправления заверены на основании паспорта от 21 ноября 1992 года, от 18 июня 1996 года, на основании свидетельства о браке от 23 ноября 2001 года, подтверждающего изменения фамилии с Игнатовой на Бардук в 2001 г, сведения об изменении фамилии с Бардук на Игнатову, с Игнатовой на Бардук до 2001 г. отсутствуют, также допущено исправление в дате рождения "год". По этим же основаниям не были учтены справки о заработной плате N 524, 522, 521 от 16 октября 2015 года. Не учтена архивная справка о заработной плате N 328 от 13 апреля 2016 года, выданная Центральным архивным отделом национальной гвардии Украины, так как не указан денежная единица и отсутствуют сведения об уплате взносов в Пенсионный фонд, в том числе отсутствует подтверждение компетентного органа Украины.
31 мая 2021 года Бардук О.В. повторно обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 31 января 2022 года N 94 Бардук О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". На момент принятия решения специальный стаж Бардук О.В. составлял 10 лет 10 месяцев 06 дней, при необходимых 30 лет.
Согласно данному решению, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не учел трудовую книжку БТ-II N 66557718 от 23 мая 1991 года, архивные справки N 524, 522, 521 от 16 октября 2015 года и справку о заработной плате N 328 от 13 апреля 2016 года по основаниям аналогичным тем, что указаны в решении от 15 октября 2019 года N 510.
14 июля 2022 года Бардук О.В. повторно обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 31 октября 2022 года N 251140/22 Бардук О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". На момент принятия решения специальный стаж Бардук О.В. составлял 9 лет 8 месяцев 05 дней, при необходимых 30 лет (страховой стаж составляет 34 года 01 месяц 10 дней). В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 01.11.1999 по 31.03.2008 (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 27.09.2005 по 11.07.2008), с 01.04.2008 по 26.08.2008, поскольку отсутствуют сведения о выполнении нормы рабочего времени, установленный за ставку заработной платы; с 27.08.2008 по 30.09.2019, с 01.10.2019 по 17.08.2020, так как невозможно соотнести структурное подразделение со структурным подразделением организаций, предусмотренных Правилами N 781; согласно данным на ИЛС ЗЛ стаж не учитывается при досрочном назначении пенсии (не отражен код особых условий труда); с 27.08.2008 по 30.09.2019, с 01.10.2019 по 17.08.2020, так как невозможно соотнести структурное подразделение со структурным подразделением организаций, предусмотренных Правилами N 781; согласно данным на ИЛС ЗЛ стаж не учитывается при досрочном назначении пенсии (не отражен код особых условий труда); с 01.09.2020 по 14.07.2022, так как структурное подразделение не поименовано в пункте 6 Правил N 781.
В трудовой книжке БТ-II N 6657718 отражены следующие данные о владельце: "Фамилия: Игнатова - перечеркнуто, Бардук - перечеркнуто, Игнатова - перечеркнуто, Бардук; Имя: Ольга; Отчество: Владимировна; Дата рождения: 25 ноября 1971 года; Образование: среднее-специальное; Профессия, специальность: медсестра" (том 1 л.д. 207-211).
Как следует из трудовой книжки Бардук О.В.: 05.08.1990 принята медсестрой операционной второго хирургического отделения в Шестую горбольницу г. Симферополя, 10.02.1992 уволена по собственному желанию; 17.08.1992 зачислена патронажной акушеркой в Каульскую райбольницу, 21.10.1992 уволена по собственному желанию; 01.12.1992 принята медсестрой операционной в Шестую горбольницу г. Симферополя, 14.10.1997 уволена по соглашению сторон; 10.02.1998 принята медицинской сестрой военной части 2222 НГУ, 24.02.1998 переведена операционной сестрой, 17.08.1999 уволена в связи с ликвидацией предприятия; 18.08.1999 принята операционной медсестрой ожогового отделения в городскую клиническую больницу N 6, 31.03.2008 уволена по собственному желанию; 01.04.2008 принята на должность сестры-медицинской анестезиста отделения анестезиологии с койками для интенсивной терапии в Крымское республиканское учреждение "Диагностический центр", 26.08.2008 уволена по собственному желанию; 27.08.2008 принята на должность операционной медицинской сестры операционного блока в частное предприятие "Клиническая больница", 01.05.2013 переведена на должность сестры медицинской стационара, 31.07.2014 частное предприятие "Клиническая больница" перерегистрировано в ООО "Клиническая больница", 31.07.2014 переведена на должность медицинской сестры стационара, 02.06.2016 ООО "Клиническая больница" переименовано в ООО "Клиника Генезис" 01.02.2017 переведена в хирургическое отделение на должность медицинской сестры перевязочной, 30.09.2019 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (том 1 л.д. 207-211).
Согласно диплому МТ N 666887 Игнатова О.В. в 1987 году поступила в Евпаторийское медицинское училище, которое окончила в 1990 году по специальности медицинская сестра. Решением государственной квалификационной комиссии от 2 июля 1990 года ей присвоена квалификация медицинская сестра (том 1 л.д. 75).
Свидетельством о браке III-АП N 318387 подтверждается, что Бардук В.С. и Игнатова О.В, 12 февраля 1992 года заключили брак, в результате чего супруге присвоена фамилия супруга - Бардук (том 1 л.д. 243).
13 апреля 1993 года брак был расторгнут (том 1 л.д. 245).
Согласно свидетельству I-АП N 001488 Бардук О.В, 19 июня 1996 года сменила фамилию на Игнатова (том 1 л.д. 244).
На основании свидетельства о браке N 114316 Бардук В. и Игнатова О.В, 23 ноября 2001 года заключили брак, в результате чего супруге присвоена фамилия супруга - Бардук (том 1 л.д. 240).
Как усматривается из личной карточки N 3999 Игнатова О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в Шестой городской больнице г. Симферополя в должности медсестрой операционной второго хирургического отделения и медицинской сестры операционной ортопедического отделения (том 1 л.д. 57-58).
Согласно архивной справке от 13 апреля 2016 года N 329, выданной Центральным архивным отделом национальной гвардии, Игнатова О.В. работала в войсковой части 222 с 10.02.1998 по 23.02.1998 на должности медицинской сестры госпитального отделения медицинской роты, с 24.02.1998 по 17.08.1999 на должности операционной сестры операционно-перевязочного отделения медицинской роты (том 1 л.д. 134).
В архивной справке от 13 апреля 2016 года N 328, выданной Центральным архивным отделом национальной гвардии, в числовых значениях отражена информация о заработной плате Игнатовой О.В. за период работы в войсковой части 2222 с 10.02.1998 по 17.08.1999 (том 1 л.д. 131).
В справке N 524 от 16 октября 2015 года, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6", отражены сведения о заработной плате Игнатовой О.В. за период с августа 1990 г. по февраль 1992 г. (том 1 л.д. 135 оборот).
В справке N 522 от 16 октября 2015 года, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6", отражены сведения о заработной плате Игнатовой О.В. за период с декабря 1992 г. по февраль 1996 г. (том 1 л.д. 136).
В справке N 521 от 16 октября 2015 года, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6", отражены сведения о заработной плате Игнатовой - Бардук О.В. за период с августа 1999 г. по декабрь 2001 г. (том 1 л.д. 135).
Согласно справке от 16 сентября 2015 года N 185, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6", Бардук (Игнатова) О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 05.08.1990 по 10.02.1992 работала в должности медсестры операционной второго хирургического отделения, с 01.12.1992 по 14.10.1997 в должности медсестры операционной первого ортопедического отделения, с 08.08.1999 по 31.03.2008 в должности операционной медсестры ожогового отделения. С 10.05.2005 по 16.09.2005 Бардук О.В. находилась в отпуске по беременности и родам, с 20.08.1996 по 01.07.1999 и с 27.09.2005 по 11.07.2008 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (том 1 л.д. 137).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 264, 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Бардук О.В, установив факт принадлежности правоустанавливающих документов (трудовой книжки и справок работодателя), а также обязав ответчика включить в специальный страховой стаж истца периоды трудовой деятельности с 05.08.1990 по 10.02.1992, с 01.12.1992 по 20.04.1996, с 21.04.1996 по 19.08.1996, с 10.02.1998 по 17.08.1999, с
18.08.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 09.05.2005, с 10.05.2005 по 26.09.2005, с 01.04.2008 по 26.08.2008, с 17.08.1992 по 21.10.1992 в льготном исчислении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж истцу периодов работы в частном предприятии "Клиническая больница", ООО "Клиническая больница" и ООО "Клиника Генезис" с 27.08.2008 по 16.03.2014, с 17.03.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 19.06.2019 в льготном исчислении - год работы за один год шесть месяцев, суд первой инстанции исходил из того факта, что работа в данных организациях не предоставляет права на льготную пенсию.
Поскольку Бардук О.В. в спорные периоды работала в коммерческой организации, суд посчитал, что требования истца о включении в специальный страховой стаж спорных периодов удовлетворению не подлежат.
На 14 июля 2022 года, согласно информации ответчика, специальный стаж истца Бардук О.В, с учетом включенных судом периодов работы, составил 20 лет 01 месяц 21 день, ИПК - 80, 085 (том 2 л.д. 62-63).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 года N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 года N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 года N 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 года N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 года N 1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (Список от 6 сентября 1991 года N 464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 года N 464 конкретно не приведен перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 года специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 года (Номенклатура от 15 октября 1999 года N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 года, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 года N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 года (Номенклатура от 3 ноября 1999 года N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменные доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В этой связи, в соответствии со Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено работникам медицинских учреждений, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что истец Бардук О.В. по законодательству Украины право на пенсию за выслугу лет не приобрела, не просила органы пенсионного обеспечения Украины о назначении ей пенсии за выслугу лет. Таким образом, право на льготную пенсию, назначение которой было обусловлено наличием обстоятельств, предусмотренных законами Украины, истцом до 21 февраля 2014 года, а также в переходный период до 31 декабря 2014 года, реализовано не было.
В данном споре вопрос о назначении Бардук О.В. досрочной страховой пенсии впервые возник в 2015 году, в условиях действия российского пенсионного законодательства, которым предусмотрены и условия назначения пенсии и порядок ее назначения, и размер пенсии. Таким образом, правовых оснований для применения порядка исчисления специального (льготного) стажа, предусмотренного законом Украины, не имеется.
В справке ООО "Клиника Генезис" от 15 октября 2015 года указано, что частное предприятие "Клиническая больница" зарегистрировано 21 ноября 2001 года на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии А00 N 433607. 31 июля 2014 года частное предприятие "Клиническая больница" перерегистрировано в ООО "Клиническая больница". Свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц ООО "Клиническая больница" - серия 23 N 008841345 от 31 июля 2014 года (том 1 л.д. 138).
В справке ООО "Клиника Генезис" от 15 октября 2015 года и от 22 марта 2019 года указано, что частное предприятие "Клиническая больница" зарегистрировано 21 ноября 2001 года на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии А00 N 433607. 31 июля 2014 года частное предприятие "Клиническая больница" перерегистрировано в ООО "Клиническая больница". Свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц ООО "Клиническая больница" - серия 23 N 008841345 от 31 июля 2014 года. ООО "Клиническая больница" с 2 июня 2016 года переименовано в ООО "Клиника Генезис" (том 1 л.д. 138, л.д. 142-143).
Принимая во внимание, что общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям здравоохранения, поименованным в вышеуказанных Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые истцом периоды работы в частном предприятии "Клиническая больница", ООО "Клиническая больница" и ООО "Клиника Генезис" с 27.08.2008 по 16.03.2014, с 17.03.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 19.06.2019 не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В отношении доводов о возможности установления тождественности выполнения лечебных функций истца с функциями тех должностей и учреждений, которые установлены в постановлениях Правительства Российской Федерации, судебная коллегия считает их необоснованными, поскольку организации, в которых истец осуществляла трудовую деятельность (частное предприятие "Клиническая больница", ООО "Клиническая больница", ООО "Клиника Генезис") являются самостоятельными юридическими лицами. Кроме того, установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей в компетенцию суда не входит.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны истца в ходе рассмотрения дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях; сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в связи с иной оценкой доказательств, при этом их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств, не свидетельствуют.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бардук О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.